Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина О.И. Виноградова, установил:
1. Гражданин О.И. Виноградов, член инициативной группы по проведению референдума Ярославской области по проекту закона "Об отмене Закона Ярославской области "О налоге с продаж", уполномоченный действовать от ее имени, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционного права на участие в референдуме подпунктом "г" пункта 3 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и абзацем третьим статьи 32 Устава Ярославской области, воспроизводящим названные положения Федерального закона. По мнению заявителя, эти нормы противоречат статьям 3 и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Как следует из жалобы, избирательная комиссия Ярославской области отказала в регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области по проекту закона "Об отмене Закона Ярославской области "О налоге с продаж", сославшись на то, что Закон Ярославской области "О налоге с продаж" регулирует не только вопросы введения и взимания этого налога, осуществления налогового контроля, но и вопросы формирования доходов и осуществления расходов бюджета области, а потому ходатайство инициативной группы не соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 32 Устава Ярославской области.
2. Содержание конституционного права граждан Российской Федерации участвовать в референдуме конкретизировано в Федеральном конституционном законе Российской Федерации "О референдуме Российской Федерации". В соответствии с его статьей 1 референдум - это всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума обладает одним голосом.
Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации могут образовать инициативную группу для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума. Инициативная группа после ее регистрации в своем ходатайстве вправе сформулировать вопросы, предлагаемые ею для вынесения на референдум. Круг вопросов, которые не могут выноситься на референдум Российской Федерации, определен в статье 3 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".
Оспариваемая заявителем статья 13 (пункт 3) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет соответствующий круг вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум субъекта Российской Федерации. К числу таких вопросов относится принятие или изменение соответствующего бюджета, исполнение или изменение финансовых обязательств субъекта Российской Федерации. Запрет на вынесение для обсуждения путем референдума вопросов, связанных с формированием и осуществлением бюджета, широко распространенный в законодательстве демократических правовых государств, обусловлен конституционно закрепленным порядком регулирования бюджетных отношений и не затрагивает конституционное право граждан на участие в референдуме.
Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития (пункт "з" статьи 71). Согласно статье 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. В статьях 104 (часть 3) и 106 Конституции Российской Федерации закреплен порядок принятия законов, связанных с федеральным бюджетом, введением и отменой налогов. Из этих положений Конституции Российской Федерации следует, что вопросы бюджета и налогов могут регулироваться только законодателем.
Таким образом, разрешение поставленного заявителем вопроса по существу означало бы проверку положений Конституции Российской Федерации, регулирующих вопросы формирования бюджета, а также введения и отмены налогов, чего Конституционный Суд Российской Федерации делать не вправе, а потому данная жалоба не может быть признана допустимой.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Виноградова Олега Игоревича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 8 октября 1999 г. N 171-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Виноградова Олега Игоревича на нарушение конституционного права на участие в референдуме положениями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Устава Ярославской области"
Текст Определения официально опубликован не был