Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судей А.Я. Сливы и Б.С. Эбзеева, проводивших на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.И. Черепкова, установил:
1. Гражданин В.И. Черепков обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит проверить конституционность пункта 1 статьи 59 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу данного Федерального закона, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
Как следует из представленных материалов, Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1998 года N 1561 со ссылкой на пункт 1 статьи 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были прекращены полномочия мэра города Владивостока, обязанности которого исполнял В.И. Черепков, избранный на эту должность 5 июля 1993 года на пятилетний срок. Указанная норма была также применена при рассмотрении дела В.И. Черепкова в Верховном Суде Российской Федерации (решение от 4 февраля 1999 года) и в его Кассационной коллегии (определение от 15 апреля 1999 года).
Заявитель полагает, что пункт 1 статьи 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" противоречит статьям 3, 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает вмешательство органов государственной власти в осуществление полномочий местного самоуправления, к которым относится и определение момента прекращения деятельности выборного органа и должностного лица местного самоуправления. Тем самым, по мнению заявителя, нарушаются права граждан на осуществление местного самоуправления.
2. Статья 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" включена в главу VIII "Заключительные и переходные положения". Содержащиеся в ней нормы, связанные со вступлением Закона в силу, определением порядка его реализации и формированием органов местного самоуправления в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления, установленными Конституцией Российской Федерации и данным Законом, уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В постановлении от 30 мая 1996 года по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 58 и пункта 2 статьи 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что вопросы, касающиеся упорядочения процесса формирования местного самоуправления, с тем чтобы не допускать затягивания создания выборных органов местного самоуправления, могут быть решены федеральным законом.
Пункт 1 статьи 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающий предельный срок полномочий избранных должностных лиц местного самоуправления, также направлен на обеспечение конституционных прав граждан на местное самоуправление и в совокупности с другими нормами федеральных законов и законов субъекта Российской Федерации гарантирует право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на периодических выборах, а потому жалоба гражданина В.И. Черепкова, по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть признана допустимой.
Что касается проверки законности и обоснованности правоприменительного акта, а также решений судебных органов, то такая проверка не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черепкова Виктора Ивановича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 178-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черепкова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был