Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", а также в иные законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования и контроля.
Практика применения вступившего в силу в июне 2004 года Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", положения которого являются нормами прямого действия, выявила ряд проблем в осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций.
Так, например, содержащийся в статье 9 перечень разрешенных операций с иностранной валютой между резидентами не полон и требует включения:
- операций, связанных с выплатой дохода и (или) погашением внешних ценных бумаг;
- операций, связанных с возмещением расходов физического лица при направлении его в служебную командировку заграницу;
- операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических, консульских и иных официальных представительств Российской Федерации;
- операций, связанных с исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы;
- операций, связанных с переводами физическими лицами резидентами на счет физических лиц - резидентов в банках за пределами России сумму, не превышающую эквивалента 5000 долларов США.
Кроме того, с 1 января 2005 года вступает в силу Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", положения которого предусматривают осуществление валютных операций при управлении средствами накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. В этой связи законопроектом предлагается разрешить осуществление подобных операций без ограничений (ст. 8).
Представленный законопроект вносит изменения в статью 14 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которым юридические лица - резиденты имеют право осуществлять некоторые виды расчетов без использования банковских счетов (например, при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению или при обслуживании воздушных или морских судов иностранных государств в портах). Также законопроект уточняет перечень случаев, при которых физические лица - резиденты имеют право рассчитываться наличной иностранной валютой: в магазинах беспошлинной торговли и при реализации товаров и оказании услуг в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Законопроектом изменяется порядок ввоза в Российскую Федерацию физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме: до 10 000 долларов США - свободно, а сумма, превышающая указанный размер, подлежит декларированию. Также законопроектом прописывается порядок вывоза наличной валюты Российской Федерации и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, который аналогичен ныне действующему порядку вывоза наличной иностранной валюты. При этом необходимость предварительной регистрации вывоза валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, установленной действующим законом, исключается (ст. 15, ст. 18).
Практика применения Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" указывает на необходимость уточнения статьи, посвященной порядку резервирования (ст. 16). В связи с чем законопроект:
- прописывает процедуру возврата резиденту зарезервированных им денежных средств в случае ликвидации, реорганизации и отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования;
- предусматривает механизм досрочного возврата сумм, ошибочно перечисленных на счета по учету сумм резервирования.
Кроме того, действующим Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" не урегулирован вопрос о статусе налоговых органов в системе валютного контроля. Законопроектом предлагается наделить налоговые органы статусом агентов валютного контроля (ст. 22).
Законопроект исключает положение (ст. 23), дублирующее нормы законодательства о налогах и сборах и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Законопроект предоставляет (ст. 28):
резиденту право, обратиться, в случае такой необходимости, к органу валютного контроля с просьбой о прекращении действия выданного ему ранее разрешения;
уполномоченному органу валютного контроля право прекращать выданные ранее Министерством финансов РФ разрешения на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
В целях приведения действующего законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" предлагается внести изменения в следующие законы:
в Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации";
в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации";
в Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области";
в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях";
в Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг";
в Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)";
в Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
в Федеральный закон "Об экспортном контроле";
в Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации;
в Таможенный кодекс Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства, не указанных в тексте законопроекта.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета; не затрагивает вопросов налогообложения и изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.