В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
Проектом предлагается восстановление ряда упраздненных или измененных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее Кодекс) уголовно-правовых институтов, а также ограничение возможности применения института условного осуждения, назначения штрафа в отношении несовершеннолетнего осужденного и установления более строгого порядка назначения наказания несовершеннолетним осужденным.
По рассматриваемому проекту Правительство Российской Федерации сообщает следующее.
1. Не может быть поддержано предложение о восстановлении ранее действовавшего института конфискации имущества.
В соответствии со статьей 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации орудия преступления подлежат конфискации по приговору суда, а имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитых преступным путем, также могут быть обращены в доход государства. Кроме того, процессуальное правило конфискации орудий преступления и преступно нажитого имущества носит универсальный характер, а проект рассматривает такую конфискацию в качестве наказания только по делам о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях, предусмотренных Особенной частью Кодекса.
2. Согласно проекту (пункт 8) предлагается ограничить возможность применения условного осуждения при совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Это не согласуется с положениями Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), регламентирующими общие начала назначения наказания.
В частности, наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, учитывать смягчающие обстоятельства и личность виновного. Между тем в соответствии с проектом возможность применения условного осуждения полностью исключается в отношении лиц (в том числе, в отношении несовершеннолетних), совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, при установлении второстепенной роли подсудимого, когда целесообразность реального отбывания наказания может явно отсутствовать. Тем самым в полной мере не будут использованы возможности индивидуализации наказания, что нельзя признать допустимым особенно в отношении несовершеннолетних подсудимых.
3. В соответствии со статьей 88 УК штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, в случае отсутствия у него самостоятельного заработка или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, может быть взыскан с его родителей с их согласия. Это положение введено в УК Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" с целью расширения возможности применения к несовершеннолетним мер наказания, альтернативных лишению свободы, что обусловлено исполнением международных обязательств.
С учетом этого предлагаемое проектом ограничение возможности назначения штрафа несовершеннолетнему осужденному (пункт 10 проекта) не может быть поддержано.
Не достаточно обоснованным представляется предложение об увеличении с шести до восьми лет предельного срока наказания несовершеннолетним, совершившим преступление в возрасте до 16 лет. Утверждение авторов, что в данном случае размеры действующего наказания недостаточно сбалансированы со степенью общественной опасности преступлений несовершеннолетних, не основано на данных судебной практики.
Названным выше Федеральным законом в УК внесены изменения, направленные на либерализацию уголовной политики в отношении несовершеннолетних преступников. Принимая во внимание небольшой срок действия статей, регламентирующих назначение наказания в отношении этой категории правонарушителей, сделать вывод об их неэффективности невозможно. Поэтому предлагаемые проектом изменения в части 6 и 6.1 статьи 88 УК преждевременны.
4. Пунктом 45 проекта предлагается дополнить УК статьей 228.3, предусматривающей ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с целью сбыта. Однако такое дополнение не учитывает того, что доказывание цели сбыта этих веществ и средств при совершении с ними незаконных действий было серьезной проблемой при применении статьи 228 УК в прежней ее редакции. Кроме того, данное предложение не согласуется с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. и не обусловлено следственной и судебной практикой применения статей УК, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, в действующей редакции.
5. Нельзя согласиться с предложением о дополнении статьи 119 УК (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) частью второй, устанавливающей уголовную ответственность за "те же действия, совершенные из хулиганских побуждений", поскольку для наступления такой ответственности не имеет значения мотив поведения преступника. В данном случае важно то, что потерпевшим эта угроза обоснованно воспринята как реальная опасность его жизни и здоровью.
6. Не может быть поддержано предложение о дополнении пункта 4 примечания к статье 158 УК (Кража) (глава 21) разъясняющего, что "крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей", словами "крупный ущерб", так как ответственность за деяние, причинившее крупный ущерб, в диспозициях статей указанной главы не предусмотрена.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 5793п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатами А.И. Гуровым, А.Н. Волковым, А.М. Розуваном"
Текст письма официально опубликован не был