Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 декабря 2004 г. N КА-А40/11254-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Евротехмаш - Лайт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Центральному административному округу городу Москвы начислить и принять решение о возврате ООО "Евротехмаш - Лайт" из федерального бюджета процентов в сумме 109 312, 72 руб. за нарушение срока возмещения налога на добавленную стоимость за июль 2002 года и направить указанное решение в Управление Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Москве. Кроме того, Общество просило обязать УФК Минфина России по г. Москве исполнить решение налогового органа о начислении и возврате ООО "Евротехмаш - Лайт" из федерального бюджета процентов в указанной сумме за спорный период.
Решением суда от 28.07.2004 заявленные требования в части обязания Инспекции начислить и принять решение о возврате ООО "Евротехмаш - Лайт" из федерального бюджета процентов в сумме 109 312, 72 руб. за нарушение срока возмещения налога на добавленную стоимость за июль 2002 года и направить указанное решение в Управление Федерального Казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Москве удовлетворены, поскольку налог на добавленную стоимость возмещен платежным поручением от 29.01.2004 N 736 с нарушением срока, установленного п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части требований отказано со ссылкой на неустановление факта бездействия органа федерального казначейства в виде неисполнения решения налогового органа УФК Минфина России по г. Москве, нарушения прав и законных интересов налогоплательщика не допущено.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение суда в части удовлетворенных требований отменить, так как проценты могут быть взысканы лишь после вступления в силу решения суда о возврате НДС.
В отзыве на кассационную жалобу УФК по городу Москве поддержал выводы суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, указав, что решение о возврате суммы процентов налоговым органом в адрес казначейства не направлялось, следовательно, между налогоплательщиком и Управлением не возникали и не могли возникнуть правоотношения в части возврата спорной суммы процентов.
В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Не позднее последнего дня указанного срока, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
На основании п. 4 ст. 176 НК РФ не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта, налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа.
Из материалов дела усматривается, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.2003 по делу N А40-2/03-116-1 налоговый орган обязывался возвратить из бюджета налогоплательщику налог на добавленную стоимость за июль 2002 года в сумме 790 530 руб. и проценты за несвоевременное возмещение НДС - 8 513 руб., исчисленный по состоянию на 01.04.2003.
Однако указанное решение суда, по мнению налогового органа, было исполнено 17.10.2003 путем проведения зачета спорной суммы, в связи с чем расчет процентов налогоплательщика за период с 02.04.2004 по 29.01.2004 является неверным.
Проведение зачета подлежащей возмещению суммы нельзя признать надлежащим исполнением судебного акта, поскольку противоречит требованиям п. 4 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяющего срок и порядок возмещения налога и процентов за несвоевременную его уплату. В данном случае налоговый орган должен был произвести возврат суммы НДС, а не зачет.
При этом налог на добавленную стоимость был возмещен платежным поручением N 736 только 29.01.2004, то есть с нарушением срока, установленного п. 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции расчет налогоплательщика проверен, признан произведенным обоснованно и правомерно, что нашло отражение в судебном акте. Кроме того, суд отметил, что Инспекцией расчет суммы процентов не оспаривался.
Обществом заявлено о возврате НДС, арбитражным судом подтверждено право налогоплательщика на возмещение налога, на подлежащую возврату сумму НДС должны начисляться проценты, по 28.01.2004 - дату фактического возврата сумм налога, исходя из ставки рефинансирования.
Суд кассационной инстанции считает, что порядок начисления и возврата процентов аналогичен порядку возврата налога, и в данном случае обязанность Инспекции не только начислить, но и уплатить спорные проценты, вытекает из требований законодательства о налогах и сборах.
Следует отметить, что проценты начисляются не за неисполнение решения суда, а за неисполнение в досудебном порядке налоговым органом обязанности по возврату НДС через 3 месяца после представления Обществом налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим нельзя принять во внимание довод Инспекции о том, что расчет процентов должен быть обусловлен моментом вступления в силу решения суда об обязании возвратить налогоплательщику НДС. Таким образом, ссылка налогового органа на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не может быть признан обоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 28.07.2004 по делу N А40-47165/03-75-521 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 2 по Центральному административному округу г. Москвы без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2004 г. N КА-А40/11254-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании