Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 декабря 2004 г. N КА-А40/12280-04
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2005 г. N КА-А40/6335-05-П
ОАО "МАЗД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИМНС РФ N 14 по ЦАО г. Москвы об обязании возвратить излишне уплаченный налог в сумме 1045800 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2004 года заявление удовлетворено.
В арбитражном апелляционном суде решение не проверялось.
Податель кассационной жалобы, налоговый орган, просит отменить решение суда и передать дело на новое рассмотрение, указывая на Законы города Москвы от 15 ноября 2000 года N 38, от 31 мая 2000 года N 14 и фактические обстоятельства спора и даты оплаты спорных платежей (л.д. 105-107).
Законность и обоснованность решения проверены в кассационном порядке.
Отзыв был представлен на кассационную жалобу и приобщен к материалам дела.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что решение подлежит отмене с передачей на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы по следующим обстоятельствам.
Спорный вопрос относится к отказу налогового органа в возврате налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд города Москвы.
Арбитражный суд г. Москвы, удовлетворяя заявление налогоплательщика, исходил из придания ставке 1% по налогу на пользователей автомобильных дорог, в части, зачисляемой в территориальный дорожный фонд города Москвы, обратной силы на период с 1 апреля 1998 года по 31 декабря 2000 года.
Внося изменения в Закон г. Москвы N 14, московский представительный орган действовал в соответствии с законодательством и не превысил своих полномочий. Как следует из самого Закона от 15.11.2000 г. N 38, данный Закон вносит изменения в Закон г. Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налога, взимаемых в дорожные фонды" в соответствии с Законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые акты РФ о налогах". Таким образом, данные изменения были направлены на приведение Закона г. Москвы N 14 в соответствие с федеральным законодательством.
В Определении КС РФ N 83-О подтверждается возможность применения 1%-ной ставки за период с 01.04.1998 г.: "В законе города Москвы "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" в редакции от 15 ноября 2000 г. сохранено положение, распространяющее новую, пониженную ставку на правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 г., что дает основания истолковать оспариваемые нормы в пользу налогоплательщиков" (п. 5). Таким образом, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, что Закон г. Москвы N 14 (ред. 15.11.2000 г.) прямо предусматривающий, что пониженная ставка налога в размере 1% должна применяться начиная с 1 апреля 1998 г., имеет обратную силу. Распространяя действие этого Закона на ранее возникшие отношения, законодатель действовал в полном соответствии с Налогового кодекса РФ, поскольку право законодателя придавать обратную силу закону ничем не ограничено. Довод налогового органа о том, что 1%-ная ставка не может иметь обратную силу, поскольку с 31.12.2000 субъект РФ - г. Москвы утрачивает право регулировать ставку, необоснован. Как следует из п. 4 ст. 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, снижающие размеры ставок налогов (сборов) или иным образом улучшающие положение налогоплательщиков могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Законом г. Москвы N 38 от 15.11.2000 были внесены изменения в ст. 1 Закона г. Москвы N 14, установившие ставку налога в размере 1%. При этом было сохранено положение ст. 3 Закона N 14, предусматривающее, что ст. 1 "распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 года".
При таких обстоятельствах налоговый орган нарушил нормы законодательства и права налогоплательщика, о чем обоснованно указал суд первой инстанции, однако Арбитражный суд г. Москвы, обязывая Инспекцию возместить всю сумму 1045800 руб., не оценил доводы Инспекции об уплате спорной суммы несколькими платежами, что отмечено в акте сверки (л.д. 86).
Довод Инспекции заключается в том, что в результате проведенной сверки установлено, что сумма платежей, дата оплаты которых попадает под трехлетний срок составляет 190 000 руб., а именно: 06.04.2001 п/п N 758 оплачено 31 890 руб.; 10.01.2002 п/п N 20 оплачено 158 110 руб.
Таким образом, по доводам Инспекции, требование заявителя о возмещении налога в сумме 1 045 800 руб. является неправомерным, поскольку у заявителя отсутствуют правовые основания на возмещение налога в сумме 855 800 руб. (1 045 800 руб. - 190 000 руб.) в силу п. 8 ст. 78 НК РФ.
Судом в нарушение ст. 71 АПК РФ не было исследовано данное обстоятельство, что в силу ст. 288 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
При проверке принятого по делу решения Федеральный арбитражный суд Московского округа установил наличие оснований для отмены или изменения судебного акта, в частности, отсутствует исследование сроков оплаты спорной суммы, что, по доводам Инспекции, влияет на применение п. 8 ст. 78 НК РФ, согласно которому заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Такое исследование необходимо сделать применительно к выводам постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года N 2046/04 с учетом ст. 78 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22 июля 2004 года по делу N А40-14808/04-109-195 отменить и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Отменить приостановление судебного акта, установленное определением ФАС МО от 3 декабря 2004 года N КА-А40/12280-04.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2004 г. N КА-А40/12280-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании