С таможенными сборами - в ВТО
Принятие нового Таможенного кодекса РФ было связано с необходимостью выполнить ряд условий для предстоящего вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Но законодатели упустили одно немаловажное условие: они не определили порядок взимания и размеры таможенных сборов. И вот, год спустя, этот пробел устранен. Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации" ТК РФ дополнен новой главой 33.1 "Таможенные сборы".
Отметим, что в действующей с 1 января 2004 г. редакции Таможенного кодекса РФ понятие таможенных сборов отсутствовало вообще. Перечень таможенных платежей ограничивался налогами и таможенными пошлинами (глава 28 ТК РФ).
Для устранения образовавшегося правового пробела в уплате таможенных сборов в 2004 г. в Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" была включена специальная ст. 27, которая приостановила действие ст. 438 ТК РФ в части признания утратившими силу положений о таможенных сборах ранее действовавшего Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 N 5221-1.
С 1 января 2005 г. порядок взимания таможенных сборов стал уже полностью соответствовать статье VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), в соответствии с которой ставка таможенных сборов должна быть ограничена приблизительной стоимостью затрат таможенных органов на совершение операций по оформлению товаров и транспортных средств (ст. 357.10 ТК РФ).
Для сравнения - в Таможенном кодексе (ст. 114), действовавшем ранее, ставки таможенных сборов за таможенное оформление исчислялись в процентах от таможенной стоимости, определяемой в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Помимо ставок таможенных сборов, теперь в ТК РФ определены виды таможенных сборов, лица, ответственные за их уплату, и плательщики, а также формы, порядок исчисления и сроки уплаты таможенных сборов.
Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным сбором понимается платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров, в соответствии с ТК РФ.
Виды таможенных платежей изменений не претерпели. Согласно ст. 357.1 ТК РФ к ним, как и ранее, относятся:
таможенные сборы за таможенное оформление;
таможенные сборы за таможенное сопровождение;
таможенные сборы за хранение.
С середины 2004 г. таможенные сборы за таможенное оформление взимались в соответствии с Инструкцией о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 07.06.2004 N 640 (далее - Инструкция).
В соответствии со ст. 357.10 ТК РФ с 1 января 2005 г. ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются не Федеральной таможенной службой, а Правительством РФ. Их размер должен быть ограничен приблизительной стоимостью оказанных услуг и не может превышать 100 000 руб.
Обращаем внимание, что ТК РФ 1993 г. содержал норму (ст. 114), по которой таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов РФ взимались в двойном размере. Соответствующее положение было закреплено и в п. 2 Инструкции.
Новый ТК РФ такой нормы не содержит.
Хотя ст. 27 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" с 1 января по 31 декабря 2004 г. приостановлено действие абзаца второго п. 1 ст. 438 ТК РФ 2003 г. в части признания утратившей силу ст. 114 ТК РФ 1993 г., с окончанием 2004 бюджетного года норма, предусматривающая взимание таможенного сбора за таможенное оформление в двойном размере, не действует.
До 1 января 2005 г. ставки таможенных сборов за таможенное сопровождение товаров и транспортных средств были приведены в Положении о таможенном сопровождении товаров и транспортных средств, утвержденном Приказом ГТК России от 03.10.2000 N 897.
С 1 января 2005 г. таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в фиксированных суммах:
а) за таможенное сопровождение каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
до 50 км - 2000 руб.;
от 51 до 100 км - 3000 руб.;
от 101 до 200 км - 4000 руб.;
свыше 200 км - 1000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6000 руб.;
б) за таможенное сопровождение каждого морского, речного или воздушного судна - 20 000 руб. независимо от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа теперь уплачиваются в фиксированном размере - 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.
При этом неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.
До введения в ТК РФ главы 33.1 стоимость хранения на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа определялась ГТК России в соответствии с Положением о складах временного хранения, утвержденным Приказом ГТК России от 10.11.2000 N 1013, и Правилами учреждения таможенных складов таможенными органами Российской Федерации и порядком их использования, утвержденными Приказом ГТК России от 22.02.1994 N 72).
В пункте 5 части первой ст. 318 ТК РФ таможенные сборы отнесены к таможенным платежам. Тем самым Таможенный кодекс оперирует тремя основными видами понятий: "таможенные платежи", "таможенные пошлины и налоги" и "таможенные сборы".
Например, глава 31 "Обеспечение уплаты таможенных платежей" ТК РФ должна касаться как таможенных пошлин и налогов, так и таможенных сборов. Между тем специальные нормы указанной главы установлены лишь в отношении таможенных пошлин и налогов. Следовательно, в отношении таможенных сборов должны действовать только общие для всех видов таможенных платежей нормы.
Согласно п. 1 ст. 357.5 ТК РФ плательщиками таможенных сборов признаются декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Помимо прямо указанных в п. 1 ст. 357.5 лиц, таможенные сборы вправе уплатить и любые иные лица (п. 2 ст. 357.5).
При этом ответственным за уплату таможенных сборов за таможенное оформление признается декларант, в том числе таможенный брокер, если им производится декларирование (статьи 357.2 и 320 ТК РФ).
Таким образом, по смыслу указанных норм Таможенного кодекса уплатить таможенные сборы может любое лицо, но отвечать все равно будет только декларант.
Что касается других видов таможенных сборов, то за их уплату отвечают лица, получившие разрешение на внутренний или международный таможенный транзит, либо поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа (приобрели имущественные права на товары, находящиеся на таможенном складе таможенного органа).
Таможенные сборы уплачиваются по правилам и в формах, установленных Таможенным кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин и налогов (п. 2 ст. 357.7 ТК РФ).
Сроки и порядок уплаты таможенных сборов приведены в таблице:
Вид таможенного сбора |
Порядок уплаты (п. 1 ст. 357.7 ТК РФ) |
Сроки уплаты (ст. 357.6 ТК РФ) |
Таможенный сбор за таможенное оформле- ние |
При декларировании товаров | До подачи таможенной декларации или однов- ременно с ее подачей |
Таможенный сбор за таможенное сопро- вождение |
При сопровождении транспорт- ных средств, перевозящих то- вары в соответствии с проце- дурой внутреннего таможенно- го транзита либо с таможен- ным режимом международного таможенного транзита |
До начала фактического осуществления таможен- ного сопровождения |
Таможенный сбор за хранение |
При хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа и на та- моженном складе таможенного органа |
До фактической выдачи товара со склада вре- менного хранения или таможенного склада |
Статьей 357.9 ТК РФ увеличен перечень освобождений от уплаты таможенных сборов.
Так, не взимаются таможенные сборы за хранение товаров при помещении их таможенными органами на склад временного хранения или на таможенный склад таможенного органа.
А за таможенное оформление таможенные сборы не взимаются в 24 случаях (Инструкцией было предусмотрено 20 оснований для освобождения).
В частности, по-прежнему не взимаются таможенные сборы за перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Но теперь данный случай освобождения ограничен условием: он применяется только в отношении тех товаров, по которым предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Как и ранее, подлежат освобождению и товары, ввозимые на территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 руб.
Сохранилось освобождение и для случаев временного ввоза-вывоза автотранспортных средств. В соответствии со ст. 278 ТК РФ теперь такой вывоз не ограничен использованием автомобиля только физическим лицом в его личных целях.
С принятием главы 33.1 в Таможенном кодексе появился целый ряд новых случаев освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление. Например, освобождаются от уплаты таможенных сборов:
товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в целях демонстрации на выставках, авиационно-космических салонах и иных подобных мероприятиях, по решению Правительства РФ;
товары, прибывшие на таможенную территорию Российской Федерации, находящиеся в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, не помещенные под какой-либо таможенный режим или специальную таможенную процедуру, помещаемые под таможенный режим реэкспорта и убывающие с таможенной территории Российской Федерации из указанного пункта пропуска*(1);
товары, временно ввозимые с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА;
товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, помещенные под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемые в международных перевозках в качестве транспортных средств;
профессиональное оборудование при таможенном оформлении в соответствии с таможенным режимом временного вывоза для целей производства и выпуска средств массовой информации и при его обратном ввозе по Перечню, устанавливаемому Правительством РФ в соответствии с нормами международного права и общепринятой международной практикой;
- товары, предназначенные для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральные, цирковые, кинокостюмы, сценическое оборудование, партитуры, музыкальные инструменты и другой театральный, цирковой, кинореквизит), либо предназначенные для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемые под таможенный режим временного ввоза или таможенный режим временного вывоза, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
При этом в перечень п. 1 ст. 357.9 ТК РФ не вошли такие основания освобождений, как:
товары, помещаемые под таможенный режим отказа в пользу государства;
товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в соответствии с международными договорами РФ, предусматривающими освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление.
Применительно к последнему случаю следует отметить, что нормативными актами ГТК России был предусмотрен ряд освобождений от взимания таможенных сборов за таможенное оформление.
Так, согласно Приказу ГТК России от 06.02.2001 N 124 не взимались таможенные сборы за таможенное оформление товаров, происходящих из РФ и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в РФ.
Распоряжением ГТК России от 27.01.1999 N 01-14/105 был уменьшен размер таможенного сбора для товаров, перемещаемых автомобильным транспортом транзитом через территорию РФ из морских портов Приморского края в Китай.
Распоряжением ГТК России от 04.10.2000 N 01-99/1128 устанавливались особые размеры таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых транзитом через таможенную территорию РФ в Азербайджанскую Республику и Украину и из этих государств в другие государства.
Распоряжением ГТК России от 04.10.2000 N 01-99/1127 освобождались от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации в Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Армения, Грузию, Республику Молдова, Туркменистан, Республику Узбекистан, Республику Таджикистан и из этих государств.
Причем последнее освобождение было предоставлено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 N 939 "Об утверждении Соглашения о единых условиях транзита через территории государств - участников Таможенного союза".
Согласно действующему ТК РФ таможенники не имеют полномочий предоставлять освобождения от уплаты таможенных сборов. А какова будет судьба перечисленных освобождений, покажет время.
Заметим, что перечень освобождений от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление не является исчерпывающим.
Дополнительные случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, равно как и освобождения за хранение и таможенное сопровождение, вправе устанавливать Правительство РФ.
Л. Зуйкова,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 1, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ранее соответствующее освобождение на период до 31 декабря 2004 г. содержалось в письме ГТК России от 07.05.2004 N 01-06/16597.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16