Эх, дороги...
Как обосновать расходы, связанные с поездками.
"У нас все зафиксировано!"
Наша фирма занимается торговлей. В качестве дополнительных услуг мы предлагаем покупателям бесплатную доставку товаров на дом. Понятно, что без курьеров здесь никак не обойтись.
В конце каждого месяца фирма компенсирует этим работникам стоимость проездных билетов. Причем иногда одного билета оказывается недостаточно, и курьеры приобретают несколько проездных на разные виды транспорта. Чтобы налоговики не посчитали подобные расходы необоснованными, я предусмотрительно подготовил сразу несколько документов.
Во-первых, каждый курьер под расписку ознакомился со своей должностной инструкцией, где сказано о разъездном характере его работы. Кроме того, завел специальный журнал учета поездок, где указывает дату поездки, маршрут (коротко, например, "место работы - ул. Вавилова - место работы") и стоимость поездки.
С. Селиванов,
бухгалтер ООО "Вист", г. Тамбов
Сам себе Минтранс
Фирмы, у которых есть автомобили, рано или поздно сталкиваются с проблемой списания в налоговом учете "топливных" расходов. Налоговики при проверке "принимают" их лишь в пределах норм, утвержденных Минтрансом 29 апреля 2003 года (руководящий документ N Р3112194-0366-03), и доначисляют налог на прибыль.
Я считаю, что соглашаться с этим нельзя. У бухгалтера достаточно оснований, чтобы поспорить с проверяющими. Во-первых, в Налоговом кодексе не сказано, что Минтранс должен утверждать лимиты расхода ГСМ, которыми нужно руководствоваться при расчете налога на прибыль. Более того, минтрансовские нормы носят лишь рекомендательный характер: они не прошли регистрацию в Минюсте. Следовательно, нельзя и "ссылаться на него при разрешении споров" (см. п. 10 Указа президента от 23 мая 1996 г. N 763).
Главное, Налоговый кодекс вообще умалчивает, что затраты на топливо должны нормироваться. В нем идет речь только о том, что их следует включать в состав материальных расходов (ст. 254 НК).
Другое дело, что нормы списания нужны порой самой фирме, чтобы контролировать расход бензина сотрудниками. Поэтому я предложил шефу "узаконить" наши собственные нормы. Рассчитать их можно исходя из данных, к примеру, за предыдущий год.
Думаю, что если спор с налоговиками и возникнет, то судьи разрешат его в нашу пользу. Ведь подобные прецеденты уже были. Возьмем, к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2002 г. N Ф09-1180/02-АК. Судьи встали на сторону фирмы, которая отнесла на себестоимость продукции все (!) фактические расходы на бензин. Служители Фемиды указали: по словам представителей фирмы, все ее "топливные" затраты связаны с производственной деятельностью. Иного - то есть непроизводственного характера этих расходов - налоговики не доказали. Поэтому налог на прибыль и пени доначислены неправомерно.
Если же и эти аргументы не подействуют на инспекторов, у меня есть еще один козырь - письмо УМНС по г. Москве от 5 февраля 2003 г. N 26-12/7430. В нем столичные налоговики согласились с тем, что фирма может установить собственные нормы расхода ГСМ.
Т. Светлова,
главный бухгалтер ООО "Рубикон", г. Москва
"Расчет", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru