Новый этап в развитии права Европейского Союза:
Договор о присоединении 2003 года
Договор о присоединении 2003 года, подписанный в Афинах 16 апреля 2003 г., оформил так называемую первую волну современного расширения Европейского Союза. В соответствии с ним к Союзу присоединяются Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия, т.е. 10 из 13 государств-кандидатов, названных в Ниццском договоре 2001 года.
Ниццский договор, лейтмотивом которого являлась подготовка Европейского Союза к расширению, вступил в силу за два с половиной месяца до подписания Афинского договора, 1 февраля 2003 г. Учитывая, что именно Ниццский договор в своих положениях обозначил дату "первой волны" расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 года представляет собой логическое продолжение реформ, начатых в Ницце.
Более того, Договор о присоединении является результатом почти десятилетней подготовки к небывалому по масштабам присоединению к Европейским сообществам и Европейскому Союзу сразу десяти стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, территориально расположенного за пределами европейского континента.
Три государства-кандидата остаются пока за бортом расширения. Болгария и Румыния должны присоединиться к Союзу в 2007 году, переговоры о вступлении Турции в Европейский Союз отложены до конца текущей декады.
Договор о присоединении вступит в силу после ратификации всеми сторонами и только после этого займет свое место среди источников первичного права Европейского Союза. Сам Договор определяет приблизительную дату, до которой государства-члены должны провести все ратификационные процедуры, - 1 мая 2004 г.
Важнейшей частью Договора о присоединении, общий объем которого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз. Кроме того, составной частью Договора о присоединении 2003 года являются 18 приложений, 10 протоколов, Заключительный акт, 44 декларации и Обмен письмами.
Относительно условий присоединения ст. 1 Акта подразделяет стороны Договора на существующие государства - члены Союза и новые государства - члены Союза. Десять новых государств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признают действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ (ст. 2).
На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня Шенгенские достижения (acquis Schengen), или Шенгенское право, инкорпорированное в правопорядок Союза специальным протоколом 1997 года. Таким образом, Литва и Польша окончательно закрывают границы для свободного транзита граждан России через свою территорию по автомобильным и железным дорогам, связывающим Калининградскую область и другие субъекты Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, к Договору была приложена Декларация о транзите лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, которая определила создание специального упрощенного режима для целей такого транзита.
Европейский Союз покрывает все расходы на укрепление границ новых государств-членов путем предоставления адресной финансовой помощи в рамках так называемой Шенгенской уступки (ст. 35 Договора о присоединении). Наиболее значительная часть средств в соответствии с ней предоставляется Польше, Венгрии и Литве.
Проблема обеспечения свободы передвижения лиц в новых границах Сообщества стала одной из ключевых на современном этапе расширения, хотя она и была вынесена за пределы основной части Договора 2003 года и Акта относительно условий присоединения. Этому вопросу посвящены 11 из 44 деклараций, приложенных к Договору. Существующие государства-члены опасаются, что они еще не способны до конца гарантировать свободу передвижения работников из новых государств-членов.
В соответствии с Актом новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в том числе и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 года. Присоединение новых государств-членов будет оформлено специальным протоколом к нему.
Новые государства-члены участвуют в экономическом и валютном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием (ст. 4 Договора о присоединении). Аналогичным статусом сегодня пользуются существующие государства-члены, не входящие в зону евро, - Великобритания, Дания и Швеция.
Акт относительно условий присоединения пересматривает численный состав институтов и других органов Союза с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццскому договору. Сам Протокол утратит свое значение, так как наиболее существенные его положения воплощаются в жизнь Договором 2003 года.
Помимо этого, Акт относительно условий присоединения содержит технические и финансовые положения, связанные со вступлением новых государств-членов.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что Договор о присоединении 2003 года символизирует очередной шаг в направлении создания подлинного общеевропейского дома, основанного на общих правовых началах. Новый договор отражает реалии современной политической жизни Европы и учитывает интересы не только государств-участников, но и других европейских стран.
П. Калиниченко,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры права
Европейского Союза МГЮА
"Российская юстиция", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новый этап в развитии права Европейского Союза: Договор о присоединении 2003 года
Автор
П. Калиниченко - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры права Европейского Союза МГЮА
"Российская юстиция", 2004, N 3