Учетная политика по НДС: спор разрешился без суда
Организация не отразила в учетной политике способ установления момента определения налоговой базы по НДС. По результатам проверки налоговая инспекция начислила организации недоимку, пени и штрафы. Налогоплательщик не согласился с решением инспекции и обжаловал его в вышестоящий орган. Однако в ФНС России пришли к выводу, что инспекция действовала правомерно.
В прошлом номере РНК мы открыли новую рубрику "Налоговые споры". Мы пообещали читателям освещать в ней не только судебные решения по налоговой тематике, но и практику административного разрешения споров. Выполняя это обещание, мы рассмотрим ответ ФНС России на жалобу налогоплательщика по вопросу правил отражения в учетной политике момента оплаты отгруженных товаров в целях уплаты НДС. Но прежде мы расскажем об основных преимуществах подачи жалобы на решения налоговых органов в вышестоящие инстанции и о процедуре административного обжалования решений инспекций.
Плюсы административного обжалования
Практика показывает, что большинство налогоплательщиков предпочитает решать споры с налоговыми органами в арбитражных судах. При этом далеко не все используют процедуру административного обжалования. Хотя нередко подача жалобы на решение инспекции в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд повышает шансы налогоплательщика добиться разрешения спора в свою пользу.
Институт административного разрешения споров используется налоговыми органами достаточно интенсивно. Так, за 1-е полугодие 2004 года центральные органы налоговой службы рассмотрели 3800 жалоб, из которых 1600 было удовлетворено полностью или частично. В целом же по стране процент принятия решений в пользу налогоплательщиков по жалобам достаточно большой и находится на том же уровне, что и в большинстве развитых стран.
Обжалование: буква закона
Обжалование решений налоговых органов в административном порядке имеет ряд преимуществ. Во-первых, административное обжалование осуществляется в более сжатые сроки. Налогоплательщик может получить ответ на свою жалобу в течение двух месяцев, в то время как судебное разбирательство порой длится от полугода до нескольких лет. Во-вторых, подача жалобы не лишает налогоплательщика права параллельно обратиться с иском в суд. Наконец, при обжаловании в вышестоящий орган решения нижестоящего органа налогоплательщику не нужно уплачивать госпошлину или нести какие-либо другие затраты.
В налоговой службе существует жесткая система рассмотрения жалоб налогоплательщиков. До центрального аппарата доходят, как правило, те жалобы, по которым региональные Управления ФНС России вынесли решения, признанные налогоплательщиками незаконными.
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, а также процедура рассмотрения жалоб и принятие решений по ним установлены главами 19 и 20 Налогового кодекса. Каждый налогоплательщик вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты (действия или бездействие) нарушают его права. Это установлено статьей 137 НК РФ. Вышестоящий налоговый орган также рассматривает жалобы физических и юридических лиц на акты налоговых органов, связанные с применением законодательства в сфере производства и оборота алкоголя, безалкогольной и табачной продукции, а также по вопросам применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, налогоплательщики могут подавать жалобы при несогласии с привлечением к административной ответственности за совершение правонарушений в области налогового или валютного законодательства, а также в связи с нарушением требований законодательства о применении контрольно-кассовых машин и работы с денежной наличностью.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. Решения налоговой инспекции налогоплательщик должен обжаловать в региональное Управление ФНС России. При несогласии с актом, действиями или бездействием должностных лиц регионального УФНС России вышестоящим органом для обжалования является ФНС России.
Как мы уже отметили, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права налогоплательщика на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. Причем если по жалобе налогоплательщика суд принял какое-либо решение (в пользу налогоплательщика или нет), которое вступило в законную силу, последующая подача аналогичной жалобы в вышестоящий налоговый орган невозможна. Такую жалобу вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения. Это установлено статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Подача жалобы
Согласно статье 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска срока подачи жалобы вышестоящий налоговый орган может восстановить срок. Правда, только если налогоплательщик пропустил указанный срок по уважительной причине. При этом, например, отпуск налогоплательщика не может являться уважительной причиной.
Текст жалобы составляется в произвольной форме, но, как правило, он строится по аналогии с судебным иском. Налоговый орган может отказать в рассмотрении жалобы, если в ней не указан предмет обжалования или отсутствует обоснование заявленных требований.
Важным моментом является подпись на жалобе. Налогоплательщик вправе участвовать в споре с налоговыми органами через законного или уполномоченного представителя. Но даже если он участвует лично, он не лишается права иметь представителя.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные ее представлять на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в данном качестве в соответствии с гражданским законодательством.
Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, а уполномоченный представитель физического лица - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством. Жалобы, поданные ненадлежащим лицом, например подписанные заместителем директора, главным бухгалтером, исполняющим обязанности директора и другими сотрудниками организации, если их полномочия по обжалованию не установлены учредительными документами, налоговый орган не рассматривает. То же самое относится и к не заверенным надлежащим образом копиям жалоб или доверенностям.
При наличии обстоятельств, исключающих рассмотрение жалобы, налоговый орган обязан сообщить об этом подавшему ее налогоплательщику. При этом налоговый орган обязан указать причины невозможности рассмотрения жалобы. Чтобы обратиться с жалобой повторно, заявитель должен устранить те недостатки, на которые указал налоговый орган. Повторную жалобу налогоплательщик может подать в пределах тех же трех месяцев, что отведены для подачи жалобы.
Решение по жалобе
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по ней может ее отозвать. Для этого ему надо подать письменное заявление. Следует учитывать, что в случае отзыва заявителем жалобы он лишается права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу. Кроме того, повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по одному и тому же предмету и основанию действующим законодательством не предусмотрено.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом. Если налогоплательщик считает, что акт или действие налогового органа, нарушающие его права, подлежат полному или частичному приостановлению, он может подать вместе с жалобой аргументированное ходатайство о приостановлении такого акта или действия. Вышестоящий налоговый орган, в который подана жалоба, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого акта или действия нижестоящего органа. Разумеется, в том случае, если есть достаточные основания полагать, что обжалуемый акт (действие) не соответствует законодательству. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимает руководитель налогового органа, принявшего такой акт, либо вышестоящего налогового органа.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган в соответствии со статьей 140 НК РФ принимает решение:
- об отмене обжалуемого решения и прекращении производства по делу;
- об отмене обжалуемого акта налогового органа и назначении налоговой проверки;
- об оставлении жалобы без удовлетворения;
- или о вынесении решения по существу.
Ситуация: учетная политика по НДС
В ФНС России поступила жалоба от налогоплательщика. Суть дела, изложенного в жалобе, заключалась в следующем.
По результатам
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.