Внедрение муниципального регистра
нормативных правовых актов: опыт и перспективы
Обеспечение единства правового пространства России немыслимо без увязки управленческих систем на уровне федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, и конечно же, системы местного самоуправления. Несомненной ценностью конституционных положений о местном самоуправлении является самостоятельность местного самоуправления как самоуправляющей структуры, действующей в интересах человека, проживающего на территории муниципального образования, и обеспечивающей все жизненно необходимые потребности этого человека.
Однако становление института местного самоуправления лишь через проведение организационной и административной реформы не может способствовать укреплению народовластия и обеспечению единства правового пространства. В этой связи большую роль играет проведение работы по анализу действующих и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления.
Если за последние годы акцент по приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации ставился на региональное законодательство, то теперь этот акцент должен переместиться на муниципальный уровень. Ведь именно на этом уровне непосредственно реализуются права и свободы человека и гражданина. В настоящее время единого государственного подхода для подобной работы не определено. Но понимая важность проблемы, многие субъекты Российской Федерации идут опережающим путем и создают в системе органов исполнительной власти структуры по ведению муниципального регистра, целью которого является правовая экспертиза всех изданных, начиная с девяностых годов, правовых актов органов местного самоуправления, приведение их в соответствие через дачу экспертных заключений органам местного самоуправления, занесение их в муниципальный регистр соответствующего субъекта Российской Федерации. Конечной целью этой работы является не только приведение в соответствие нормативных правовых актов правовой системы Российской Федерации, но и формирование доступной для каждого гражданина страны правовой базы в целях реализации его гражданских прав и обязанностей, исключение "правового нигилизма" и обеспечение гарантированности реализации своих прав и свобод человека и гражданина.
26 февраля 2004 г. в администрации Камчатской области состоялся семинар-совещание по созданию и ведению банка данных нормативных правовых актов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
В семинаре приняли участие заместитель начальника управления законодательства субъектов Российской Федерации и федерального регистра Министерства юстиции РФ И. Краснер, специалисты центра правовой информации Министерства юстиции РФ, представители Камчатского областного суда, арбитражного суда Камчатской области, прокуратуры Камчатской области, управления Министерства юстиции РФ по Камчатской области и Корякскому автономному округу, Камчатского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, ассоциации муниципальных образований в Камчатской области, работники органов местного самоуправления.
Впервые за многие годы правотворческого процесса в России на Камчатке создается уникальная система мониторинга, кодификации и анализа нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований на соответствие Конституции РФ, федеральным законам и законодательству Камчатской области в рамках обеспечения единства общероссийского правового пространства, а также формирование областного муниципального регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления области, доведение их через информационных центр в областной библиотеке, для которой за счет областного бюджета приобретена техника, а в перспективе через систему Интернет, до сведения населения и организаций.
В ходе совещания обсуждались цели и задачи проводимого семинара-совещания, промежуточных результатах, достигнутых на Камчатке в процессе обеспечения единства правового пространства Российской Федерации.
Так, правовым управлением администрации Камчатской области в целях правового регулирования ведения областного муниципального регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области разработано и принято постановление губернатора Камчатской области от 15 июля 2002 г. N 297 "Об областном регистре нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области". Для организационного и технического обеспечения такой работы, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" правовым управлением администрации Камчатской области была разработана и в соответствующем порядке принята долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение единства правового пространства в Камчатской области на 2003-2004 годы и на период 2005-2006 годов".
По этой программе за счет средств областного бюджета уже созданы рабочие места в органах местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области для обеспечения направления нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области в правовое управление администрации Камчатской области для проведения им правовой экспертизы и включения в областной регистр нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
В 2003 году всем десяти муниципальным образованиям в Камчатской области приобретена и передана оргтехника (компьютеры и принтеры) для обеспечения направления в правовое управление нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Укомплектованы три вакантные должности в отделе по ведению областного муниципального регистра правового управления администрации Камчатской области, рабочие места обеспечены всей необходимой для работы оргтехникой. Планируемые еще три должности будут введены после принятия проекта закона Камчатской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Камчатской области "Об областном бюджете на 2004 год" в части их финансирования.
Издано распоряжение губернатора Камчатской области от 5 ноября 2003 г. N 1125-Р о проведении поэтапной проверки соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области законодательству Российской Федерации и Камчатской области за период с 1991 года по настоящее время. Проводится сбор, регистрация и юридическая обработка правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, которых до настоящего времени поступило 1253. Из них 244 - нормативные акты. Регулярно рассматриваются поступающие проекты изменений и дополнений в уставы муниципальных образований.
По итогам семинара-совещания участниками приняты следующие решения.
1. Продолжать формирование областного муниципального регистра нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, в том числе на базе полученной от Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации подсистемы "Федеральный регистр" единого банка данных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области.
2. Предложить Камчатскому областному суду, арбитражному суду Камчатской области, прокуратуре Камчатской области, управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Камчатской области (в части деятельности мировых судей), управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу, Камчатскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства до пятого числа ежемесячно направлять в правовое управление администрации Камчатской области копии вступивших в законную силу решений, определений судов, информацию о мерах прокурорского реагирования (в том числе протесты, являющиеся удовлетворенными), предписания Камчатского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, принятые в отношении нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области, для внесения их в областной муниципальный регистр в качестве дополнительных сведений.
3. Предложить руководителям представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области обеспечивать начиная с 1 апреля 2004 г. в течение десяти дней по окончании месяца, регулярную передачу, лицам, работающим в администрациях органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области в качестве ответственных за направление нормативных правовых актов в правовое управление администрации Камчатской области, нормативных правовых актов, принятых решениями представительных органов местного самоуправления.
4. Главам муниципальных образований в Камчатской области, ответственным за направление в правовое управление администрации Камчатской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления (в том числе принятых представительными органами местного самоуправления), направлять в правовое управление администрации все нормативные правовые акты органов местного самоуправления в течение 20 дней по окончании месяца для проведения правовой экспертизы и формирования областного муниципального регистра и осуществлять с отделом по ведению областного муниципального регистра правового управления администрации Камчатской области сверку принятых и направленных нормативных правовых актов органов местного самоуправления (по форме, установленной правовым управлением) в срок не позднее 10 дней по окончании квартала.
5. Считать необходимым продолжить выполнение распоряжения губернатора Камчатской области от 5 ноября 2003 г. N 1125-Р о поэтапном осуществлении в Камчатской области работы по проверке соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области законодательству Российской Федерации и Камчатской области.
6. Правовому управлению администрации Камчатской области проработать совместно с управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу и Научным центром правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации возможность внедрения с 1 января 2005 г. в трех муниципальных образованиях (Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании, Елизовском районном муниципальном образовании, Вилючинском городском муниципальном образовании) подсистемы "Федеральный регистр" единого банка данных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований.
7. Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу в рамках соглашения между Министерством юстиции Российской Федерации и администрацией Камчатской области о взаимодействии в сфере юстиции оказывать содействие правовому управлению администрации Камчатской области по ведению областного муниципального регистра и внедрению подсистемы "Федеральный регистр" единого банка данных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований.
Н. Рязанцев,
первый заместитель губернатора Камчатской области
"Российская юстиция", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Внедрение муниципального регистра нормативных правовых актов: опыт и перспективы
Автор
Н. Рязанцев - первый заместитель губернатора Камчатской области
"Российская юстиция", 2004, N 4