Правовое регулирование сбора за выделение ресурса нумерации
Статья 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" устанавливает нормы, регулирующие сбор за выделение ресурса нумерации.
Требования, установленные указанной статьей, конкретизированы в Правилах распределения и использования ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2004 г. N 350.
О противоречиях в практике применения норм ст. 26 Федерального закона "О связи".
Статья 26 Федерального закона "О связи" содержит ряд пробелов и противоречий, которые должны стать объектом детального анализа.
1. Установление сбора за выделение ресурса нумерации. Часть 2 ст. 26 Федерального закона устанавливает, что размер и порядок взимания сбора за получение ресурса нумерации должны быть определены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Эта норма подразумевает следующее:
1) сбор может быть установлен только законодательным актом;
2) соответствующий законодательный акт может быть принят только в рамках действующего законодательства о налогах и сборах;
3) Правительство РФ, иные федеральные органы исполнительной власти, включая органы управления в области связи, не имеют права устанавливать размер и порядок взимания сбора за выделение ресурса нумерации;
4) сбор подпадает под те критерии, которые установлены для данного вида выплат ч. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ.
Однако на данный момент Налоговый кодекс РФ не предусматривает такого сбора, как сбор за получение ресурса нумерации. Следовательно, его взыскание исключено до тех пор, пока в Налоговый кодекс не будут внесены соответствующие изменения и дополнения. При этом следует особо подчеркнуть, что подобный пробел в законодательстве не может быть восполнен ни Правительством, ни каким-либо иным федеральным органом исполнительной власти.
Такая оценка основана на следующих требованиях ст. 57 Конституции РФ: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".
Применительно к сбору за выделение ресурса нумерации указанные нормы Конституции РФ означают следующее:
сбор может быть установлен только законом;
установленный законом сбор может быть взыскан только после вступления закона в силу;
сбор не может быть взыскан за тот ресурс нумерации, который был получен до вступления закона в силу.
При решении вопроса о дополнении Налогового кодекса нормами о взыскании сбора за получение ресурса нумерации должны быть учтены следующие общие принципы налогового законодательства.
Сбор за получение ресурса нумерации должен иметь экономическое основание и не быть произвольным. Он не должен препятствовать реализации установленных Конституцией прав и свобод (ч. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ).
Сбор за получение ресурса нумерации может быть установлен только Налоговым кодексом. Его изменение либо отмена могут быть осуществлены также только посредством изменения Налогового кодекса (ч. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ).
До введения Налоговым кодексом сбора за получение ресурса нумерации его взыскание недопустимо. Это ограничение установлено ч. 5 ст. 3 Налогового кодекса.
Нормы о сборе за получение ресурса нумерации необходимо сформулировать таким образом, чтобы каждый точно знал, когда и в какой сумме должен быть оплачен сбор (ч. 6 ст. 3 НК РФ).
Сбор за выделение ресурса нумерации может быть введен не ранее 1 января того года, который следует за годом принятия закона о внесении соответствующих поправок в НК РФ (при условии, что с момента официального опубликования такого закона до 1 января следующего года пройдет не менее одного месяца). Так, например, для того чтобы указанный сбор был введен с 1 января 2005 г., необходимо, чтобы закон о внесении соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс был принят и официально опубликован не позднее 1 декабря 2004 г. (ч. 1 ст. 5 НК РФ).
2) Правовые последствия постановления сбора за получение ресурса нумерации.
Тот факт, что законодательство о налогах и сборах не устанавливает сбор за получение ресурса нумерации, не может служить основанием для отказа от предоставления ресурса нумерации.
Федеральный закон "О связи" устанавливает следующие условия, при которых оператор связи получает ресурс нумерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона "О связи" выделение ресурса нумерации для сетей связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи по заявлению оператора связи в срок не более чем 60 дней, если объем нумерации, выделенный всем операторам связи на конкретной территории, составляет менее чем 90% доступного ресурса.
Установленные Федеральным законом условия выделения ресурса нумерации конкретизированы названными Правилами распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации.
В частности, Правилами предусмотрено, что Федеральное агентство связи выделяет ресурс нумерации по заявлению операторов связи, обладающих лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (п. 7). При решении этого вопроса Федеральное агентство связи проверяет представленные оператором связи документы, указанные в п. 10, и проводит анализ ресурса нумерации на предмет выявления его ограниченности на заявленной территории и технической возможности выделения ресурса нумерации (п. 12).
Отказ в выделении ресурса нумерации допускается только в следующих случаях, указанных в п. 14 Правил:
а) несоответствие заявления о выделении ресурса нумерации и прилагаемых к нему документов требованиям данных Правил;
б) непредставление документов, указанных в п. 10 Правил;
в) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной или искаженной информации;
г) несоответствие заявленной потребности в ресурсе нумерации представленной заявителем копии лицензии на оказание услуг в области связи;
д) несоответствие представленных вместе с заявлением схемы построения сети связи и описания услуги связи, для оказания которой предполагается использовать ресурс нумерации, запрашиваемому ресурсу нумерации;
е) ограниченность ресурса нумерации на данной территории Российской Федерации, выделение которого осуществляется на основании результатов торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии на оказание услуг в области связи;
ж) несоответствие запрашиваемого ресурса нумерации российской системе нумерации и российскому плану нумерации.
Приведенный перечень является исчерпывающим. Каких-либо иных оснований для отказа в выделении ресурса нумерации Федеральное агентство связи предъявить не может.
Следовательно, можно сделать вывод о неправомерности отказа по такому основанию, как неустановление законодательством сбора за получение ресурса нумерации.
В настоящее время также не подлежит применению норма ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О связи," согласно которой допускается изъятие ранее выделенного ресурса нумерации по такому основанию, как неуплата сбора за выделение ресурса нумерации в течение 90 дней со дня выделения.
Данная норма не подлежит применению в силу самого факта неустановления сбора за получение ресурса нумерации. В этой связи нужно отметить следующие обстоятельства.
Изъятие ресурса нумерации за неуплату не установленного законом сбора послужит бесспорным основанием для взыскания с государства убытков. Такое право предусмотрено ст. 53 Конституции РФ.
Изъятие ресурса нумерации по такому основанию, как неуплата сбора, является мерой ответственности (наказания) за неисполнение тех обязательств, которые предусмотрены Федеральным законом "О связи."
Соответственно, к такому виду наказаний должны быть применены общие принципы ответственности, установленные не только административным, но и налоговым законодательством, т.к. размер и порядок взыскания сбора за получение ресурса нумерации определяются законодательством о налогах и сборах.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает следующие основания привлечения к ответственности юридических лиц: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1).
Поскольку у таких юридических лиц, как операторы связи, нет возможности оплатить тот сбор, который не установлен законодательством Российской Федерации, они не могут быть привлечены к административной ответственности.
Невозможность привлечения операторов связи к ответственности предопределена также тем обстоятельством, что в их действиях (бездействии) отсутствуют такие признаки, как противоправность и вина (ч. 1 ст. 1.5 и ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Аналогичные основания освобождения от ответственности установлены ст. 109 Налогового кодекса РФ.
Приведенные выше нормы административного и налогового законодательства применительно к данной ситуации означают следующее:
неустановление законодательством сбора за получение ресурса нумерации исключает возможность привлечения к ответственности за его неуплату, поскольку не может быть ни события соответствующего правонарушения, ни вины со стороны операторов связи;
изъятие ресурса нумерации за неуплату не установленного законом сбора будет признано, в случае его оспаривания в судебном порядке, незаконным;
изъятие ресурса нумерации при указанных обстоятельствах послужит бесспорным основанием для взыскания убытков с операторов связи.
В. Лафитский
"Право и экономика", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование сбора за выделение ресурса нумерации
Автор
В. Лафитский
"Право и экономика", 2005, N 1