Интернет-интервью с начальником отдела государственных закупок
Департамента государственного регулирования тарифов и
инфраструктурных реформ Министерства экономического развития
и торговли Российской Федерации Б.Ю. Саченковым
"Реформирование законодательства Российской Федерации
о закупках для государственных и муниципальных нужд"
25 ноября 2004 г.
25 ноября 2004 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с начальником отдела государственных закупок Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Саченковым Борисом Юрьевичем.
Тема интервью: "Реформирование законодательства Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд".
Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).
Ведущая интервью - Анастасия Майнина (компания "Гарант").
Ведущая:
Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем интервью с начальником отдела государственных закупок Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Саченковым Борисом Юрьевичем.
Тема интервью: "Реформирование законодательства Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд".
На сегодняшний день нормативное правовое регулирование данной сферы общественных отношений не имеет единой системы. Современное законодательство о закупках для государственных и муниципальных нужд состоит из ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, нормы которых зачастую носят противоречивый характер. На уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сформировалась отдельная система законодательства о закупках.
В этой связи важным представляется обсудить положения разработанного Минэкономразвития России проекта федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В рамках интервью хотелось бы затронуть вопросы, касающиеся систематизации законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных закупках, проблемы обеспечения прозрачности механизма осуществления закупок, как на конкурсной, так и на внеконкурсной основе, а также затронуть некоторые другие вопросы.
Стенограмма интервью будет размещена на интернет-сайте компании "Гарант" www.garant.ru
Уважаемый Борис Юрьевич, позвольте Вас поприветствовать в компании "Гарант".
Спасибо, что нашли время приехать к нам. И, если позволите, сразу хотелось бы задать первый вопрос.
Каково на сегодняшний день состояние законодательства в области государственных закупок? Что является основными причинами его реформирования?
Саченков Б. Ю.:
Вы совершенно верно отметили, что в Российской Федерации на сегодняшний день единого законодательства в данной сфере не существует. На федеральном уровне есть базовый Федеральный закон от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", который регулирует лишь вопросы проведения конкурсов. Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" охватывает иные способы размещения заказов. На уровне субъектов Российской Федерации существует достаточно разрозненная, местами противоречивая нормативная база. На уровне муниципальных образований вообще отсутствует порядок: кто-то руководствуется нормативными актами вышестоящих уровней власти, кто-то принимает свои нормативные акты. То есть единой системы законодательства в данной сфере не существует. Это и послужило основной причиной разработки нового законопроекта, который направлен на решение двух основных задач. С одной стороны, упорядочивание нормативной базы и сведение воедино всех тех процедурных вопросов в области закупок, которые существуют сейчас как в Федеральном законе N 97-ФЗ и Указе Президента N 305, так и в ряде других федеральных законов. В частности, Федеральный закон "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", Федеральный закон "О государственном материальном резерве", Федеральный закон "О государственном оборонном заказе". Это один вектор - упорядочивание процедур. Второй вектор - это распространение этих процедур на все уровни власти. Этот вопрос вызвал достаточно бурные дискуссии и в Правительстве, и в Государственной Думе. Допустимо ли регулировать, в частности, муниципальные закупки на уровне федерального законодательства? Здесь ответ однозначный - да, это абсолютно корректно. Во-первых, законопроект охватывает исключительно процедурные моменты порядка расходования публичных средств. Данный вопрос относится к гражданскому законодательству и в соответствии с Конституцией России регулируется на федеральном уровне. Мы не "залезаем в карман" муниципальных образований, диктуя им, что покупать, на что тратить их собственные деньги. Мы говорим про единые на территории всей Российской Федерации процедуры расходования публичных средств.
Ведущая:
Какие задачи будут решаться посредством нового закона?
Саченков Б. Ю.:
Данный законопроект входит в пакет законов, подготовленных Правительством и направленных на сокращение бюджетных расходов. В данном случае речь идет о сокращении за счет повышения эффективности их использования, то есть за счет расширения конкурсных процедур при размещении государственных муниципальных заказов, улучшения качества этих процедур, их ясности для общества, предпринимателей.
Ведущая:
Какими способами сегодня размещаются заказы для государственных и муниципальных нужд?
Саченков Б.Ю.:
Эти способы, как я сказал, установлены в законе N 97-ФЗ и в Указе Президента РФ N 305. В первую очередь - это конкурсы. Конкурсы бывают открытые и закрытые, одноэтапные и двухэтапные. И существуют внеконкурсные процедуры: запрос котировок и закупка напрямую у единственного поставщика. Здесь новый законопроект никаких новелл не содержит, то есть способы размещения заказов не меняются, используются те же самые. Другое дело, что они сводятся воедино и детально описываются.
Ведущая:
В каких случаях и при соблюдении каких условий будет возможно размещение государственного заказа на внеконкурсной основе?
Саченков Б.Ю.:
Законопроект содержит главу, посвященную этому вопросу. Здесь нового ничего не придумано, но в значительной степени детализировано. Случаев размещения государственного заказа на внеконкурсной основе только два. Первый - когда конкурс проводить бессмысленно, а именно: когда закупаются продукция, товары или услуги, которые поставляются единственным поставщиком на территории РФ. Например, когда отсутствует широкий конкурентный рынок в какой-то сфере. Скажем, электроэнергия. Бессмысленно проводить конкурс на то, кто подаст электроэнергию в ваши провода. Это и так известно. Поэтому конкурс в данном случае невозможен. Точно так же это может касаться других услуг субъектов естественных монополий - на то они и монополии. Еще существуют отдельные, редкие случаи, когда какое-либо сложное промышленное оборудование, какие-то услуги, связанные с ноу-хау, могут поставляться только одним поставщиком. Конкурс в этом случае будет формальной и бессмысленной тратой времени, поскольку только один-единственный поставщик - и то, если захочет - будет участвовать в этом конкурсе. Второй случай - объективно возникшая срочность, когда тех 30 дней, которые предусматриваются в новом законопроекте на проведение конкурса, у заказчика нет. Например, случились авария, какие-то природные катаклизмы, срочно нужно купить жилье для пострадавших граждан взамен разрушенного в результате наводнения. Естественно, в этом случае 30 дней у заказчика быть не может, и тогда по согласованию с уполномоченным органом, которому нужно представить документы, подтверждающие объективность этой срочности, может быть сделана бесконкурсная закупка.
Ведущая:
Изменится ли процедура размещения государственного заказа на конкурсной основе?
Саченков Б.Ю.:
Сама процедура не изменится. Все те этапы, которые существуют сейчас, предусмотрены и новым законопроектом: этап подготовки конкурсной документации, этап публичного объявления о предстоящем конкурсе и время, которое дается поставщикам на подготовку заявок. Был сокращен до 30 дней минимальный срок от объявления конкурса до срока подачи предложений. Затем подача предложений в закрытых конвертах, их публичное вскрытие, сопоставление и оценка заявок. После чего происходит признание заявки победившей на основании критериев, ранее определенных в документации. То есть схема точно такая же, процедура и последовательность действий точно такие же. Другое дело, что она предельно конкретизирована. Сейчас - шаг вправо, шаг влево согласно новому закону уже не допускается. Например, четко установлено, что критерии и процедуры оценки заявок должны быть заранее установлены в конкурсной документации, быть известны всем потенциальным поставщикам и именно эти критерии, и никакие другие, должны быть использованы при оценке победителя. Сейчас в законе об этом сказано поверхностно, что позволяет, уже получив конверты и изучив их, менять правила игры, что недопустимо.
Далее. Только на тех условиях, которые были заранее предусмотрены в конкурсной документации, с одной стороны, и с другой - только условия, предложенные победившей заявкой, являются теми данными, на основании которых формируется государственный контракт. Сейчас существует возможность, формально определив победителя, на этапе заключения контракта провести с ним неформальные переговоры - и контракт уже может быть заключен совсем на других условиях. Таким образом, победитель становится фиктивным. Новый законопроект эти лазейки закрывает. Повторюсь, процедуры те же, последовательность та же, но гораздо более конкретизированная.
Ведущая:
Вы сейчас упомянули о несовершенстве процедурных вопросов. При помощи каких средств будет обеспечиваться прозрачность механизма осуществления закупок? Только ли путем четкой конкретизации процедуры?
Саченков Б.Ю.:
Мне кажется, что этого способа вполне достаточно, если он повсеместно применяется. Если общество знает обо всех предстоящих закупках государства, если эти закупки проходят не в закрытых кабинетах, а о них известно через СМИ, в том числе через Интернет. В этом случае любой поставщик может - естественно, при наличии соответствующей квалификации - принять участие в этих закупках. Государство информирует о результатах закупок, победителе и условиях, на которых он победил. Этого вполне достаточно, чтобы закупки стали эффективными. Иных способов история человечества не знает. Главное - открытость, публичность, подотчетность.
Ведущая:
Какой орган государственной власти на федеральном уровне будет регулировать и контролировать государственные и муниципальные закупки, каковы его функции? В каком порядке орган, осуществляющий государственные закупки, будет взаимодействовать с ним?
Саченков Б.Ю.:
Законопроектом предусмотрены три базовые функции, которые осуществляются в сфере размещения государственных и муниципальных закупок. Первое, это нормативно-правовое регулирование. Второе, это контроль за процедурами проведения конкурса. Третье - принятие решения о возможности бесконкурсной закупки в случае наличия объективной срочности. Вместе с тем, естественно, в самом тексте законопроекта никаких ссылок на конкретные существующие или новые федеральные органы исполнительной власти не содержится. Это компетенция правительства установить, кто конкретно будет выполнять какую функцию. Что касается вопроса, каким образом будут взаимодействовать закупщики с этими органами, то ведь орган, который осуществляет государственные закупки, это любой государственный заказчик. Взаимодействие с ними, наверное, возможно по трем направлениям. Первое, каждый орган, который осуществляет государственные закупки, каждый государственный заказчик обязан руководствоваться теми нормативными правовыми актами, которые выпускает орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование. Второе, в случае возникновения спорных процедур, в случае появления жалоб орган, который осуществляет контроль, имеет право вмешаться в процедуру размещения заказа, навести там порядок, а каждый закупщик обязан прислушиваться к требованиям контрольного органа. Каждый закупщик, если вдруг у него возникла экстренная ситуация, должен обратиться в соответствующий орган за получением разрешения на закупку без конкурса.
Ведущая:
В каких случаях будет допускаться проведение закрытого конкурса на поставку товаров и оказание услуг для государственных нужд?
Саченков Б.Ю.:
Мы считаем, что количество проводимых закрытых конкурсов нужно резко сокращать. Зачастую закрытый конкурс является формальной процедурой, в ходе которой собираются доверенные поставщики и заказ разыгрывается среди них. Действующий закон предусматривает два случая проведения закрытого конкурса. Первый случай, когда поставка осуществляется для нужд обороны и безопасности и составляет государственную тайну. Второй случай, когда поставляется, как сказано в Законе, сложная научно-техническая продукция. Во всех случаях проведение закрытых конкурсов в настоящее время осуществляется по согласованию с уполномоченным федеральным органом государственной власти. И могу вас уверить, что за прошедший год на федеральном уровне мы не дали ни одного разрешения провести закрытый конкурс на закупку сложной научно-технической продукции. В законе нет четкого определения, что такое сложная научно-техническая продукция. И заказчики пытаются закупать все что угодно, включая, например, компьютеры, которые тоже технически сложны. Естественно, это недопустимо. Таким образом, на федеральном уровне мы давали разрешение проводить закрытый конкурс только в случае поставки секретной продукции. В новом законопроекте положения, касающиеся сложной научно-технической продукции, исключены. Мы устанавливаем, что закрытый конкурс возможен только в том случае, если закупка связана с вопросами государственной тайны. Более того, даже если речь идет о продукции, подлежащей лицензированию, предполагается, что можно провести открытый конкурс среди компаний, обладающих необходимыми лицензиями.
Ведущая:
В проекте закона предусмотрена возможность проведения двухэтапного конкурса. Не могли бы Вы пояснить, что это за конкурс, и в каких случаях он будет проводиться?
Саченков Б.Ю.:
Возможность проведения двухэтапных конкурсов предусмотрена и в действующем законодательстве. Они имеют место в том случае, когда из-за характера закупки сложно четко описать предмет конкурса. Это касается в первую очередь сложных проектных решений, которые будут воплощаться в жизнь, возможно, не один год. Более того, часто неизвестны и возможные пути достижения конечного результата. Тогда на первом этапе проведения конкурса формулируются общие требования к достигаемому результату, и заявки участниками конкурса подаются без ценовых предложений. Это фактически творческий конкурс, конкурс решений - заказчик оценивает потенциально возможное решение определенной задачи и выбирает пути ее достижения. На втором этапе конкурс проводится в обычном порядке, то есть с требованием представить конкретные цены, конкретные предложения.
Ведущая:
Предусмотрена ли проектом закона некая упрощенная процедура на поставку так называемых "простых" товаров или осуществление "мелких" закупок?
Саченков Б. Ю.:
Да, конечно. Это объективная реальность. И заставлять государственных заказчиков проводить конкурс, чтобы купить одну пачку бумаги или коробку карандашей, бессмысленно. Этого просто никто не будет выполнять. В законопроекте впервые в нашей законодательной практике устанавливается способ размещения заказа, который называется "запрос котировок". Этот способ прописан в Указе Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", который применяется в том случае, если мы закупаем продукцию, которая не является заказной в пределах 250 000 рублей. При этом, естественно, заказчику запрещается дробить заказы, чтобы закупка стала подпадать под данный способ размещения заказов. Кроме того, в преамбуле законопроекта установлено, что он не распространяется на закупки за наличный расчет в пределах, который устанавливает Центральный Банк. Сейчас этот предел равен 60 000 рублей. Таким образом, в пределах этой суммы за наличные можно и должно государственному заказчику осуществить закупку напрямую в магазине без использования каких-либо конкурсных либо внеконкурсных процедур. Простые закупки в данном случае охвачены законопроектом. Особенно этот вопрос волновал муниципалитеты, так как им предстоит осуществлять мелкие текущие закупки. Мы считаем, что вопрос в достаточной степени урегулирован и проблем ни у кого не возникнет.
Ведущая:
Одной из задач законопроекта названо увеличение экономии бюджетных средств. При этом обеспечивается доступ к участию в конкурсах и поставках продукции для государственных нужд посреднических организаций. Не будет ли это, наоборот, способствовать повышению цен?
Саченков Б.Ю.:
Расширение доступа к конкурсам, участие в них не только производителей, но еще и других структур не может привести к повышению цен. Если посредник предлагает цену выше, чем производитель, то он не победит. Таким образом, чем больше участников, тем цены и условия поставки лучше. Но на самом деле этот вопрос также вызвал массу дискуссий. Сейчас действующий закон содержит не очень лаконичную формулировку, которая предписывает в конкурсах участвовать исключительно производителям. Но в жизни это не так. Производители начинают давать доверенности, выставлять на конкурсах эксклюзивных дилеров - и это соответствует мировой практике. Нигде в мире сам завод не будет заниматься мелкооптовой реализацией своей продукции - это не его задача. Таким образом, расширение круга поставщиков нацелено на легализацию реально сложившейся практики, которая, на наш взгляд, правильная и, кроме того, создает предпосылки для увеличения числа участников конкурса, а значит, и снижения цен, и улучшения условий поставки. Уже при подготовке к первому чтению в Государственной Думе данный вопрос вызвал обширные дискуссии, но мы привели ряд фактов (у нас такая статистика есть), когда на один и тот же конкурс в случае предложения продукции одного и того же производителя выходит и производитель, и посредник - и последний дает цены ниже. Это очень просто объяснить. В роли посредника выступает крупная дистрибьюторская компания, которая заключает договор с заводом, предположим, на весь год вперед, выкупает очень большие партии продукции и готова часть из нее предложить на конкурс. В случае разовой поставки такой же продукции на конкурс самим заводом у него будут другие скидки и другая норма прибыли. Таким образом, сам производитель предлагает цену выше.
Ведущая:
Предусмотрена ли проектом закона государственная поддержка предприятий и организаций, пользующихся социальной защитой, например общественных организаций инвалидов?
Саченков Б. Ю.:
Да, такие нормы в законопроекте есть. Это еще одна тема, которая вызвала продолжительные дискуссии, поскольку возникает некий конфликт интересов. С одной стороны, несомненно, общественная организация инвалидов, предприятия уголовно-исполнительной системы нуждаются в государственной поддержке, а с другой - закон направлен на экономию бюджетных средств. Любая поддержка подразумевает, что средства расходуются не с той максимальной экономией, которая была бы достигнута, если бы поддержки не было. Тем не менее, компромиссный путь в законе предложен, и он соответствует мировой практике. Существует возможность - правда, она не является обязательной - при проведении конкурса установить преференциальные поправки до 15% на продукцию, поставляемую предприятиями уголовно-исполнительной системы и общественными предприятиями инвалидов. Что касается запроса котировок, то, если закупается продукция, которая производится такими организациями, обязательно нужно запросить и у них ценовые предложения. Здесь уже никаких преференций не будет. В отдельных случаях, по согласованию с уполномоченным органом, если это специализированная либо уникальная продукция, то она может быть куплена даже без конкурса.
Ведущая:
Спасибо большое. Следующий вопрос такой. Измениться ли статус иностранных поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд?
Саченков Б.Ю.:
Да, изменится. Сейчас закон разрешает закупать продукцию у иностранных поставщиков только в том случае, если она не производится в Российской Федерации. Иностранная продукция, естественно, закупается, но через посредников или местных представителей. Это не новость. В законопроекте установлено, что российские товары, работы и услуги должны на общих основаниях конкурировать с иностранными. Это касается продукции. Что касается поставщиков, я имею в виду юридических лиц, то здесь мы используем симметричные меры. Если страна допускает наших национальных поставщиков к своим закупкам, то мы допускаем их поставщиков к нашим. Однако возможны отдельные ограничения, которые должны вводиться на законодательном уровне. В отдельных случаях Правительство может принимать решения об ограничениях либо изъятиях, если это касается национальной безопасности.
Ведущая:
Как в проекте закона регулируются вопросы закупок у единого поставщика (исполнителя)?
Саченков Б.Ю.:
Мы уже касались этой темы. Коротко повторюсь. Закупка у единственного поставщика возможна только в двух случаях. Первый, если это поставка продукции, конкуренция по которой в РФ объективно отсутствует. Здесь в отличие от существующей правовой базы заказчик имеет право принять решение о закупке самостоятельно, без каких-либо согласований. При этом порядок такой закупки устанавливается уполномоченным органом. То есть это могут быть либо списки закупаемой продукции, либо критерии. Если закупается профильная продукция субъекта естественной монополии, заказчик без лишних проволочек может принять решение о закупке без конкурса. Если же речь идет о срочности, то это второй случай. Заказчик должен получить разрешение уполномоченного органа, который должен будет убедиться в том, что срочность не искусственная.
Ведущая:
А если речь идет о ноу-хау, например, какая роль органов субъектов РФ муниципальных образований будет при этом?
Саченков Б.Ю.:
Органы власти субъектов муниципальных образований не должны, на наш взгляд, заниматься нормативно-правовым регулированием. Единые правила и методология размещения заказов устанавливаются на территории всей России. Выпуск нормативно-правовых актов в этой сфере относится к федеральному уровню. Что же касается вопросов контроля и вопросов принятия решения о бесконкурсном размещении заказов, то это, естественно, в зависимости от уровня бюджета решается органом власти соответствующего уровня. И в данном случае не важно, что это - ноу-хау или локальная монополия. Порядок должен быть установлен в едином акте, являющимся сводом правил, наличие которого предусмотрено законом. Будет установлено, что в случае, если существует некое ноу-хау, на которое зарегистрированы авторские права, и только одна организация может поставлять некую продукцию, замена которой отсутствует, то проведение конкурса бессмысленно. Уникальность таких поставок может, например, подтверждаться компетентным органом в области лицензирования, патентным органом, или органами в области науки и промышленности.
Ведущая:
Предполагается ли возможность обжалования действий и решений органов государственной власти, проводящих мероприятие по закупке товаров? И если да, то каков будет порядок обжалования?
Саченков Б. Ю.:
Да, это новелла законопроекта. Мы предусматриваем возможность обжалования в административном порядке, помимо судебного, существующего в настоящее время. Как я сказал, законом предусматривается наличие контрольного органа, который также принимает решения по спорам. В случае если участник рынка считает, что действие или бездействие заказчика нарушило его интересы, он вправе обратиться в контролирующий орган. Но только до момента заключения государственного контракта. В случае если контракт уже заключен, обжалование возможно только в судебном порядке. Но пока контракт не заключен и поставщик видит, что нарушаются его интересы, он вправе подать жалобу или апелляцию в этот уполномоченный орган. Права и обязанности уполномоченного органа в законе установлены. В частности, орган в течение 14 календарных дней обязан рассмотреть жалобу и принять одно из трех решений. Первое, согласиться с мнением жалобщика и обязать государственного заказчика вернуться к исполнению предусмотренных законом процедур. Второе, если жалоба не обоснована, сообщить об этом заявителю. И третье, применяемое в отдельных, исключительных случаях, если нарушения зашли так далеко, что их исправление невозможно, орган вправе выдать распоряжение о прекращении процедуры возмещения данного заказа. Ну, например, если публикации о конкурсе не было, а уже сравниваются заявки. Это грубое нарушение.
Ведущая:
Какова в соответствии с законопроектом ответственность за нарушение законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд?
Саченков Б.Ю.:
Сейчас никакой. И в новом законопроекте это тоже не предусматривается, поскольку это не является темой законопроекта. Правительство сейчас готовит предложение по внесению дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, где в дополнение к ответственности за нарушение бюджетного законодательства мы планируем предусмотреть также ответственность за нарушение правил и процедур размещения заказов. Это параллельный процесс, который не является темой данного законопроекта. Тема очень актуальна, и она воплощается в жизнь. Возможно, эти изменения вступят в силу даже раньше, чем новый законопроект, поскольку законодательство о закупках существует, и необходимо установить ответственность за его нарушение.
Ведущая:
Был ли в процессе разработки законопроекта исследован опыт зарубежных стран и международных организаций? Насколько данный законопроект соответствует международным нормам, регулирующим сферу государственных закупок?
Саченков Б.Ю.:
Сегодня получилось замечательное интервью, почти на все вопросы ответ: "Да, конечно!". Несомненно, закон учитывает как российский, так и международный опыт. Более того, он базируется на типовом законе о публичных закупках "ЮНСИТРАЛ", выпущенном Комиссией ООН по праву международной торговли. Таким образом, процедуры, которые используются в законопроекте, их состав и последовательность базируются на данном международном правовом документе. Кроме того, мы использовали опыт Всемирного банка, который как на ранних стадиях подготовки законопроекта, так и на финальной стадии оказал нам очень большую помощь. Использован опыт и других стран. Однако не все нормы "ЮНСИТРАЛ" были восприняты нашим законопроектом. Например, это касается форм проведения закупок, которые существуют в международной торговле и международных публичных закупках. Мы не ввели, хотя нас очень просили, такую форму закупок, как прямые переговоры. Думаю, что комментариев не требуется. Мы будем счастливы, когда с чистой совестью скажем: "Да, российские закупщики готовы к прямым переговорам, которые будут эффективнее, чем конкурсы". Но пока мы еще к этому не готовы.
Ведущая:
Борис Юрьевич, Вы уже упоминали, что планируется ввести в действующее административное законодательство поправки, предусматривающие ответственность за нарушения законодательства в области государственных закупок. Насколько мне известно, недавно в уголовное законодательство были внесены поправки, предусматривающие ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств. Не планирует ли Минэкономразвития России инициировать также поправки и в уголовное законодательство, чтобы предусмотреть ответственность за нарушения в области государственных закупок? Ведь за некоторые правонарушения административной ответственности может быть недостаточно.
Саченков Б.Ю.:
Если в ходе государственных закупок причинен серьезный вред государству, материальный ущерб, то уголовная ответственность за это уже существует и существовала всегда. Если же это какие-то технические аспекты, связанные с мелким нарушением процедур, которые в перспективе могли бы несколько снизить конкуренцию или привести к незначительным искажениям и были, скажем, пресечены уполномоченным органом, то предмета для уголовной ответственности еще нет. Она могла бы наступить в случае, если бы были выявлены злоупотребления или ущерб бюджетным средствам. Собственно говоря, в этом случае уже начинается нарушение бюджетного законодательства: неэффективное либо нецелевое, либо незаконное использование бюджетных средств.
Ведущая:
На какой стадии сейчас находится рассмотрение законопроекта?
Саченков Б.Ю.:
В августе текущего года законопроект был внесен Правительством РФ в Государственную Думу, а 12 ноября он принят в первом чтении.
Ведущая:
Большое спасибо Вам за полные и интересные ответы. Надеемся, что Вы найдете время и придете к нам снова с тем, чтобы прокомментируете уже новый Закон и порядок его вступления в силу.
Саченков Б.Ю.:
Благодарю компанию "Гарант" за организацию интервью. До свидания!
В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-интервью с начальником отдела государственных закупок Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Б.Ю. Саченковым "Реформирование законодательства Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд"
Сайт Интернет-интервью:
Организаторы Интернет-интервью:
Компания Гарант