Правовые основы отбора и подготовки судей в России
Разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченно.
Требования к кандидатам в судьи, содержащиеся в ст. 119 Конституции РФ, являются не только общими для всех судей, но и минимальными. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. и ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. N 3132-1, в части судей военных судов - в Федеральном законе Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции". При этом Закон о статусе судей, приводя дополнительные требования, сам также указывает, что к кандидатам на должности судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования.
Первое общее требование для всех кандидатов на должность судьи - наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России.
Возрастной ценз для кандидатов в судьи - не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации - 35 лет, а судьей Конституционного Суда в соответствии со ст. 8 Закона о Конституционном Суде РФ - 40 лет. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.
В то же время необходимо отметить, что в законодательстве многих зарубежных стран минимальный возраст занятия должности судьи не определен. В законодательстве некоторых стран этот возраст ниже, чем в России. Это свидетельствует о том, что формирование судьи-профессионала в некоторых зарубежных странах не связывается напрямую с достижением определенного возраста. Так, Радутная Н.В. считает, что профессионализм судьи оценивается при помощи профессиональных, индивидуально-психологических и нравственных критериев, а возрастной ценз представляет второстепенный правовой критерий (Радутная Н.В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М.: Юридическая литература, 1977. С. 77).
В соответствии со ст. 119 Конституции РФ судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и входивших в его состав союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования. Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требует разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.
Конституционное требование о наличии у кандидата стажа работы по юридической профессии не менее 5 лет распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права (ст. 4 Закона "О статусе судей в Российской Федерации").
В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование - обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении указанных судей на эту должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.
Для кандидатов в судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
В отношении судей Конституционного Суда РФ предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.
Специальное условие назначения судей военных судов, учитывающее условиях их деятельности, содержится в ст. 2 Федерального закона от 3 декабря 1994 г. "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции". Им, в частности, установлено, что: 1) военнослужащие военных судов проходят военную службу; 2) на них распространяются воинские уставы и положения с учетом особенностей, установленных Законом о статусе судей, другими нормативными актами. А в ст. 27 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" указано, что судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
Кроме упомянутых требований, нормы Закона содержат также высокие морально-этические требования, предъявляемые ко всем судьям. В связи с этим необходимо обратить внимание на положения ч. 2 ст. 3 Закона о статусе судей, в соответствии с которыми судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности, справедливости и беспристрастности. Требования нравственного характера содержатся и в других нормативных правовых актах. В частности, этическое начало заложено и в ст. 8 Закона о Конституционном Суде, которая требует от кандидата на должность судьи этого суда безупречной репутации.
Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Придавая важное значение этической стороне деятельности судебной власти, Закон о статусе судей установил, что судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу, в которой клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и совесть (ст. 8). Одновременно судье вменяется в обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы (ч. 1 ст. 3).
Все указанные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, направлены на обеспечение того, чтобы судьи осуществляли правосудие на профессиональной основе.
Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (ст.ст. 118, 119, 120 Конституции РФ).
Поставленная Президентом РФ В. Путиным задача ускорения судебной реформы затронула сферу законотворчества, в результате чего Закон "О статусе судей в Российской Федерации" претерпел существенные изменения, которые коснулись прежде всего некоторых аспектов подбора и подготовки российских судей.
Внося изменения и дополнения в Закон "О статусе судей в Российской Федерации", законодатель расширил круг требований, предъявляемых к претенденту на должность судьи. Так, в ст. 4 содержится теперь полный перечень должностей и видов занятий, включаемых в стаж работы по юридической профессии. В соответствии со ст. 4.1 указанного Закона для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. К сожалению, в этой статье не упоминается о психодиагностическом обследовании претендентов на должность судьи, хотя его можно было бы признать одной из составных частей медицинского освидетельствования либо ввести его проведение одновременно с медицинским освидетельствованием, как это делается при отборе граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. В отчете управления Судебного департамента в Нижегородской области высказано пожелание об объединении психодиагностического обследования с психофизиологическим, поскольку в программу психофизиологического обследования входят исследования уровня функциональных резервов сердечно-сосудистой системы и других систем организма кандидата, в соответствии с программами профотбора. В этом случае обследование кандидатов проводится с использованием результатов психофизиологических исследований, первичных материалов психологического тестирования и психологического обследования, после чего оформляется общее заключение.
При этом и другом исследовании речь идет в целом о здоровье кандидата (в медицинской науке существует понятие "психическое здоровье"), обследование проводится специалистами медицинских учреждений. В этой связи актуальной является точка зрения Захаровой Т.П. и Биочинского И.В. о внесении дополнений в статью 4.1 Закона РФ "О статусе судей в РФ", введенной Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в РФ", которыми можно было бы нормативно закрепить психодиагностическое обследование кандидатов на должность судьи, предусмотрев его проведение одновременно с медицинским освидетельствованием". Однако изменение Закона, по нашему мнению, это крайняя, а в данном случае - преждевременная мера, применяющаяся тогда, когда другие способы разрешения проблемы исчерпаны. Считая психодиагностическое исследование составной частью медицинского освидетельствования целесообразно признать его проведение в рамках медицинского обследования. Это положение необходимо закрепить во внутриведомственных актах органов судейского сообщества и Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Важное значение имеют положения, касающиеся проведения конкурса на должность судьи. Проявляя заботу о необходимости обеспечения формирования судейского корпуса, способного выполнить стоящие перед ним задачи по осуществлению судебной власти в стране, законодатель установил правило, согласно которому отбор кандидатов на должность судьи должен быть осуществлен на конкурсной основе (ст. 5 Закона о статусе судей). Для устранения формализма в этой процедуре предусмотрено, что об открытии вакансий судей квалификационные коллегии должны дать объявления в средствах массовой информации (ст. 5 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Сам процесс отбора кандидатур в квалификационных коллегиях претерпел существенные изменения: он стал прозрачным, коллегия проводит конкурс среди претендентов, отбирая одного из них, которого рекомендует на должность судьи. Претендент на замещение должности судьи обязан сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи.
Конечно, организация и деятельность квалификационных коллегий нуждаются в совершенствовании. Уже давно высказывались предложения о включении в их состав представителей общественности с тем, чтобы уменьшить воздействие фактора корпоративности. Указанное предложение было реализовано в Федеральном законе РФ "Об органах судейского сообщества в РФ" от 14 марта 2002 г., в ст. 11 которого говорится, что "представителями общественности, представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридическое образование, не совершившие порочащих их поступков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, не являющиеся адвокатами". Участие представителей общественности в квалификационных коллегиях судей является достаточным, по нашему мнению, для того, чтобы скорректировать их деятельность и обеспечить объективное рассмотрение материалов, представленных кандидатами.
Решение проблемы укомплектования судебной системы квалифицированными юристами во многом связано с повышением престижа судейской профессии, поддержанием высокого статуса судьи, достойной оплатой его труда как важнейшими условиями независимого осуществления правосудия. В этой связи представляются недопустимыми любые попытки ревизовать социальные гарантии статуса судей, их неприкосновенности и социальной защищенности, снижения уровня материальной обеспеченности. Они обернутся только негативными последствиями.
Совершенствование системы отбора и подготовки высококвалифицированных кадров для судебной системы неизбежно связано с созданием института кандидата на судебную должность, который эффективно функционирует в целом ряде зарубежных правовых систем. Его полезность состоит не только в предварительной надлежащей подготовке к судебной деятельности, но и в апробировании в ходе учебы возможностей кандидата выполнять социально важную и требующую высокого уровня профессионализма и общей образованности роль "вершителя правосудия". Известны случаи, когда опыт юридической деятельности и успешная сдача экзамена на должность судьи не влекли адаптации к профессии. Это было связано не столько с неумением интерпретации правовых норм, сколько с изъянами в правовом мировоззрении лица, уровня его общей культуры и нравственном воспитании. Выявление личных качеств судьи на этапе, предшествующем назначению на должность, несомненно станет положительным вкладом в обеспечение задач правосудия.
Введение института кандидатов в судьи потребует изменения существующего законодательства. Так, постановлением совместного Пленума Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации N 16/17 от 12 ноября 2001 г. "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" впервые предлагались принципиально новые положения, одним из которых было предложение назначать кандидатов на должность судьи только после специальной профессиональной подготовки продолжительностью не менее одного года, а также закрепить функции профессиональной переподготовки кандидатов на должности судей за Российской академией правосудия (таким образом, в Российской Федерации вводится привычное европейское понятие "кандидат в судьи"). Указанное предложение соответствует Европейской хартии о статусе судей, которая устанавливает европейские стандарты судейского статуса. В частности, в п. 2.3 закреплено требование обязательности профессиональной переподготовки кандидатов в судьи: "Посредством получения соответствующего образования, оплачиваемого государством, статус обеспечивает подготовку избранных кандидатов для действенного выполнения этих функций".
В настоящее время профессиональную подготовку в России претенденты на должность судьи не проходят, хотя существует острая потребность в ее проведении. Как показывают опросы претендентов, у них отсутствует должный уровень правосознания и опыт работ в судебной сфере, что отражается на качественно-профессиональном уровне осуществления их полномочий при отправлении правосудия. При выявлении мнения лиц, рекомендованных на судебную должность установлено, что они нуждаются в предварительной подготовке для корректировки своего правового мировоззрения, приобретения навыков выполнения работы судьи перед назначением. 70% респондентов из числа опрошенных претендентов высказали такие пожелания.
Полагаем, что подготовка кандидатов на должность судей должна проводиться на последнем этапе их отбора: после сдачи ими квалификационного экзамена, прохождения специальной проверки и получения рекомендации от соответствующей квалификационной коллегии о назначении на должность судьи. Этому имеется, кроме доводов указанных выше, вполне логичное объяснение и организационного плана, которое сводится к следующему. Сейчас значительное число претендентов, желающих стать судьей, не согласуется с числом вакантных мест. Подготовка кандидатов, которая должна проходить за счет бюджетных ассигнований, до сдачи квалификационного экзамена или после его сдачи, но до прохождения специальной проверки нецелесообразна, так как кандидат может не пройти последующий этап отбора. Из этого следует, что средства, выделенные из федерального бюджета на осуществление подготовки кандидата, не прошедшего предварительного отбора, будут неоправданными расходами. Поэтому считаем возможным предложить проведение профессиональной подготовки в роли кандидата только на последнем этапе отбора, когда количество желающих не будет резко превышать число вакансий.
Можно согласиться с тем, что "условием профессиональной компетентности будущего судьи является изучение права, принципов толкования и применения правовых институтов и норм, что представляется основной задачей подготовки к профессии" (Радутная Н.В. Судья. Основы подготовки к профессии/Учебное пособие. Ч. 1. М., 1986. С. 21). Определенная последовательность изучения вопросов права может создать предпосылки для постепенного "вхождения" в профессию путем уяснения места каждого правового института среди общих, привычных явлений жизни общества, государства, а также среди нравственных норм, которые служат основой восприятия, понимания и усвоения правовых норм и явлений, формирования правового сознания, присущего лицам юридических профессий.
Особенность правовой подготовки кандидатов на должность судьи состоит в том, что она предполагает не только наличие высшего юридического образования, но и опыт юридической работы. Вряд ли можно согласиться с суждениями, что обучение профессии следует ограничить изучением ее специфики, ее отличий от деятельности лиц иных юридических профессий и основное внимание уделить формированию умений, навыков применения норм закона.
Представляется, что оптимизм по поводу достаточной осведомленности впервые назначенных судей в вопросах правовой теории был бы оправдан, если бы назначению предшествовала сдача экзаменов по теории государства и права и основным правовым дисциплинам. Знание теории права в значительной мере способствует овладению наиболее сложной областью судебной деятельности, связанной с толкованием норм права - одной из основных проблем их правовой подготовки. Определенное представление о направлениях этой подготовки может быть получено при анализе результатов опроса судей об их отношении к отдельным правовым институтам и ценностям, о тех трудностях, с которыми связан первый период их деятельности.
Изучение отношения кандидатов на должности судей к различным правовым ценностям дает основание считать, что одним из факторов, препятствующих правильному применению закона, служит установка на обвинение. Нередко это связано с характером прошлой профессиональной деятельности, ибо судейский опыт у кандидатов отсутствует. Значительное число претендентов имеют опыт работы в правоохранительных органах - прокуратуре, МВД, ФСБ - которые осуществляют функцию уголовного преследования. Жесткая обвинительная позиция представителей обвинения в большинстве случаев контрастирует с моделью поведения судьи. Нейтрализации отрицательных сторон этого опыта для деятельности судьи может способствовать лишь продолжительная корректировка правового и общего мировоззрения будущих судей.
Следовательно, одной из задач подготовки кандидатов на должность судей, является своевременная нейтрализация отрицательных явлений, которые связаны с односторонней ориентацией на обвинение.
Необходимой предпосылкой овладения профессией является теоретическая подготовка. Задача состоит не только в том, чтобы научить будущего судью надлежащему применению на практике полученных в вузе теоретических знаний, правовых институтов, принципов. Необходимо создать предпосылки для постоянного обновления своих знаний, проверки их в практической деятельности, изучения передового опыта, ознакомления с достижениями правовой науки.
В заключение вопросов о правовых основах отбора и подготовки судей можно сделать следующие выводы.
Во-первых, совершенствование механизма подбора судей, как представляется, связано с законодательной регламентацией процедуры предварительной подготовки кандидатов на должность судьи. Целесообразно дополнить в ст. 4 Закона "О статусе судей в РФ" положение части 1 "...имеющий высшее юридическое образование..." формулировкой "...прошедший годичную преддолжностную подготовку...".
Во-вторых, одним из существенных ограничений в проведении психофизиологического исследования кандидатов в судьи является неадекватное толкование ст. 4-1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в которой прямо не предусмотрено психодиагностическое обследование при отборе кандидатов на должность судьи. В связи с этим, полагаем, целесообразным при проведении проверки психофизиологического состояния включать в медицинское освидетельствование психодиагностическое обследование претендента.
В-третьих, целесообразно изменить законодательство в плане отмены возрастных ограничений для вступления в должность судьи, сокращения пятилетнего "общего" юридического стажа работы до трех лет стажа в судебной системе, введение института "кандидата в судьи" с обязательной достаточно длительную профессиональной переподготовкой.
В-четвертых, необходимым условием вступления в должность судьи является корректировка правосознания кандидата в процессе теоретической подготовки.
В. Пейсиков,
проректор Российской академии правосудия,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые основы отбора и подготовки судей в России
Автор
В. Пейсиков - проректор Российской академии правосудия, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2004, N 5