Организация бюджетного учета
Мы начинаем цикл статей с комментариями новой Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н и введенной в действие с 1 января 2005 г.
В прилагаемом материале автором использованы некоторые положения из комментария Г.И. Маклевой, ведущего разработчика Инструкции - заместителя директора Департамента - Главного управления федерального казначейства Минфина России (Новое в бюджетном учете: Инструкция и комментарий. - М.: Изд-во "Фин. газета", 2004. - 264 с).
Бухгалтерский учет государственных финансов строился на принципах, по которым составляется бюджет. Его задача состояла в фактической оценке исполнения бюджета.
В отличие от коммерческого учета, который ориентирован на оценку эффективности работы предприятия, учет государственных финансов сводился к отражению кассовых поступлений и кассовых выплат, а также этапов санкционирования расходов: ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.
Учет только кассовых доходов и расходов имеет свои преимущества, например уверенность в сохранности полученных денег и способах их использования. Основной задачей считалось обеспечение полноты записей, отражающих операции государства в процессе получения и расходования средств.
Однако такая система учета не создает возможностей для эффективного анализа налогово-бюджетной политики, мониторинга и оценки воздействия на экономику мер государственной бюджетной политики, а также долгосрочной устойчивости этих мер.
Кроме того, необходимо учитывать и изменение требований к отчетности органов государственного управления, которые стали оценивать ответственность не только за разумное управление финансами, но и за эффективность бюджетной политики и достижение результатов в рамках временных ограничений финансовых ресурсов.
Исторически сложилось так, что бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ в зависимости от возложенных на них функций в ходе исполнения бюджета делился на две области ведения учета:
учет по операциям кассового обслуживания бюджета;
учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением.
Бухгалтерский учет по операциям кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов велся структурным подразделением органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения соответствующего бюджета (федеральным казначейством либо финансовым органом субъектов РФ, муниципальных образований государственных внебюджетных фондов) по Инструкции Минфина России от 17.02.1999 N 15н.
Бухгалтерский учет бюджетного учреждения велся структурным подразделением бюджетного учреждения либо централизованной бухгалтерией по Инструкции Минфина России от 30.12.1999 N 107н.
В результате на основании двух нормативных документов формируются 2 вида отчетности: по операциям кассового исполнения бюджета и по операциям фактического использования выделенных бюджетом средств. Эта информация не консолидируется и, в основном, применяется внутренними пользователями только в части операции по кассовому исполнению соответствующего бюджета.
Очевидно, для формирования качественной прозрачной отчетности о государственных операциях должна существовать единая система ведения бухгалтерского учета для всех единиц бюджетной системы РФ, позволяющая консолидировать учетную информацию по правилам бухгалтерского учета.
Таким образом, улучшилось понимание ограниченности традиционной государственной системы учета на кассовой основе, которая не может удовлетворительно отражать затраты ни по операциям государства, ни по продолжающимся и непредвиденным финансовым обязательствам.
Возник важный вопрос о степени необходимого внедрения коммерческого учета, в частности метода начисления, в государственную систему учета.
Но прежде следует остановиться на субъектах учета.
Вся экономика страны разделена на секторы, причем каждый из них состоит из ряда схожих институциональных единиц.
Первый - сектор нефинансовых корпораций.
Второй - сектор финансовых корпораций.
Третий - сектор так называемых домашних хозяйств.
Четвертый - сектор некоммерческих организаций.
Пятый - сектор государственного управления, объединяющий все структуры, занимающиеся выполнением государственных функций в качестве основного вида своей деятельности.
Каждый из названных пяти секторов представляет собой объединение институциональных единиц. При этом "институциональная единица" - основополагающее понятие, которое необходимо учитывать при разработке нормативных документов в сфере бухгалтерского учета вообще и бюджетного учета в частности.
Без точного определения институциональной единицы сектора государственного управления будет чрезвычайно сложно определить субъект бюджетного учета, а также роль и место всех участников бюджетного процесса.
Таким образом, институциональная единица - это экономическая структура (резидент данной страны), которая может от своего имени владеть активами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими структурами, т.е.:
способность институциональной единицы владеть активами означает, что она также может обменивать права собственности на активы путем проведения операций с другими институциональными единицами;
институциональная единица может принимать экономические решения, за которые она сама несет ответственность, в том числе перед законом;
институциональная единица может от своего имени принимать обязательства (как текущие, так и будущие), а также заключать контракты;
институциональная единица составляет полный баланс активов, обязательств и чистой стоимости активов.
Сектор государственного управлении состоит из таких институциональных единиц, которые выполняют функции органов государственного управления в качестве своего основного вида деятельности. Они обладают законодательной, судебной или исполнительной властью по отношению к другим институциональным единицам, расположенным в пределах определенной территории.
Сектор государственного управления состоит из трех частей: подсектора центрального Правительства; подсектора региональных органов управления; подсектора местных органов управления.
Подсекторов всего три, а институциональных единиц столько, сколько органов власти. На федеральном уровне - одна, на региональном - 89 и на местном - около 11 000.
Новая Инструкция по бюджетному учету должна применяться всеми институциональными единицами сектора государственного управления.
Определение субъектов бюджетного учета. С одной стороны, с точки зрения гражданского законодательства, институциональная единица сектора государственного управления представляет собой совокупность бюджетных учреждений. С другой стороны, бюджетное законодательство определяет сектор государственного управления как совокупность главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств всех уровней бюджетной системы РФ, финорганов, а также органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Основные направления реализации реформы бюджетного учета определены в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ "О бюджетной политике в 2003 году":
использование метода начислений;
интеграция с бюджетной классификацией;
объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях. Рассмотрим первое положение: применение
метода начисления в бюджетном учете. Имеется много аргументов в пользу перехода в секторе государственного управления к учету, основанному на методе начисления, например такого как переход к среднесрочному бюджетированию и др.
Переход к ведению учета методом начислений потребует основательного пересмотра существующей в РФ методологии учета.
В качестве примера можно привести существующий отчет об исполнении бюджета в упрощенном виде, который состоит из трех частей: доходы, расходы и источники финансирования. Они фактически влияют на изменение остатков денежных средств, или, если говорить упрощенно, доходы и расходы - это поступления и выбытия средств на счетах бюджета. Наряду с отчетом формируется баланс, в котором отражаются доходы, расходы, источники финансирования и связанные с ними финансовые активы и обязательства (бюджетные ссуды, кредиты, государственный (муниципальный) долг).
При методе начислений формируется полный баланс с доходами, расходами, активами и обязательствами, возникающими при исполнении бюджета, при этом появляется понятие остатков (запасов нефинансовых, финансовых активов, запасов обязательств), а также пересматриваются понятия "доходы" и "расходы".
В Бюджетном кодексе РФ определено, что доходы - это средства, поступающие на счета органов власти, а расходы - это операции по списанию средств в оплату рыночных обязательств. При методе начислений доходы - это операции, которые увеличивают чистую стоимость активов, а расходы - это операции, уменьшающие чистую стоимость активов.
Что такое чистая стоимость активов и что такое результат деятельности сектора государственного управления? Это разница между активами и обязательствами сектора государственного управления. Упрощенно можно сказать, что доходы минус расходы - это до некоторой степени и есть прирост благосостояния государства.
Пример первый - начисление налоговых доходы. У нас появляется актив, возникает требование к налогоплательщику не из-за какой-то сделки, а в силу налогового права, потому что он должен платить государству. В этом случае прирастает актив в виде требований к налогоплательщику и не возникает никаких обязательств, в связи с чем чистая стоимость активов увеличивается, и для нас это экономическое событие является доходом.
Пример второй - отражение расходов по методу начислений. Так, при потреблении электроэнергии создается обязательство по его оплате. Так как никакого актива при этом не возникает, то для нас такое экономическое событие является расходом.
Второе положение Бюджетного послания - интеграция с бюджетной классификацией. Это тот принцип, который отличает бюджетный учет от хозяйственного учета.
Классификация операций сектора государственного управления прежде всего структурирована по принципу влияния на стоимость актива и обязательств или на чистую стоимость. Такая классификация построена по следующей структуре:
доходы - операции, увеличивающие чистую стоимость - налоговые доходы, доходы от собственности, безвозмездные и безвозвратные трансферты и т.п.;
расходы - текущие операции, уменьшающие чистую стоимость - оплата труда, расходы на оплату услуг, социальные выплаты, предоставление безвозмездных и безвозвратных трансфертов;
операции с нефинансовыми активами - увеличение и уменьшение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов;
операции с финансовыми активами - увеличение и уменьшение остатков денежных средств и ссуд, финансовых вложений, дебиторской задолженности;
операции с обязательствами - привлечение и погашение задолженности в виде государственного и муниципального долга, прочей кредиторской задолженности. Второй принцип, лежащий в основе бюджетной классификации, - принцип влияния операций на секторы экономики.
Третий принцип - раздельный учет операций между подсекторами сектора государственного управления.
Разделение на подсекторы соответствует бюджетному законодательству и делению бюджетной системы на уровни, которые определены в Бюджетном кодексе РФ: это подсектор Центрального правительства; подсектор региональных органов управления; подсектор местных органов управления.
Важное положение реформы бюджетного учета заключается в том, что в центре всей создающейся системы находится администратор бюджетных средств. Это полностью соответствует третьему положению Бюджетного послания. Смысл этого положения - объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
Создаваемая система бюджетного учета станет информационной основой для качественно новой отчетности, на основании которой должны приниматься осознанные решения в налогово-бюджетной сфере и вырабатываться наиболее эффективные способы выполнения задач и функций государства.
Приказом Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 70н утверждена Инструкция по бюджетному учету (зарегистрирован в Минюсте России 05.10.2004 N 6055).
Приказом предусмотрено:
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823) приказываю:
Утвердить прилагаемую Инструкцию по бюджетному учету.
Ввести в действие настоящий приказ с 1 января 2005 г.
Осуществить переход к применению Инструкции по бюджетному учету до 1 октября 2005 г. по мере организационно-технической готовности органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений.
Обеспечить бухгалтерский учет непроизведенных активов в соответствии с требованиями указанной Инструкции с 1 января 2006 г. С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. бухгалтерский учет поступающих в собственность и реализуемых земельных участков осуществлять по стоимости поступления и реализации.
Обеспечить бухгалтерский учет начисления до ходов бюджетов, кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в соответствии с требованиями указанной Инструкции с 1 января 2006 г. С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. начисление доходов бюджетов, кроме доходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, осуществлять на основании объемов кассовых поступлений.
Распространить действие Инструкции по бюджетному учету на учреждения и организации, создаваемые российскими академиями наук, имеющими государственный статус.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора Департамента Главного управления федерального казначейства Т.Г. Нестеренко.
Инструкция имеет в своем составе:
Часть I. Организация бюджетного учета.
Часть II. План счетов бюджетного учета.
Часть III. Порядок применения плана счетов бюджетного учета с разделами:
Раздел 1. Нефинансовые активы.
Раздел 2. Финансовые активы.
Раздел 3. Обязательства.
Раздел 4. Финансовый результат.
Раздел 5. Санкционирование расходов бюджетов.
Часть IV. О порядке учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями учреждений, состоящих на бюджете.
Приложение N 1 к Инструкции. Корреспонденция счетов бюджетного учета.
Приложение N 2 к Инструкции. Унифицированные формы первичных учетных документов.
Приложение N 3 к Инструкции. Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учета с указанием обязательных реквизитов и показателей.
В связи с введением с 1 января 2005 г. в действие приказа Министерства финансов РФ от 26 августа 2004 г. N 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" приказом Министерства финансов РФ от 29 сентября 2004 г. N 87н "О признании утратившими силу приказов Министерства финансов РФ от 17 февраля 1999 г. N 15н и от 30 декабря 1999 г. N 107н", (зарегистрирован в Минюсте России 13 октября 2004 г. N 6065) признаны утратившими силу начиная с 1 октября 2005 г. приказы Министерства финансов РФ от 17 февраля 1999 г. N 15н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов" и от 30 декабря 1999 г. N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях".
Настоящая Инструкция устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях (далее в целях настоящей Инструкции - бюджетный учет).
Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установленный настоящей Инструкцией, распространяется на централизованные бухгалтерии, созданные при органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и бюджетных учреждениях.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" утвержден 21.11.1996 N 129-ФЗ, с изменениями и дополнениями федеральными законами от 23.07.1998 N 129-ФЗ, от 28.03.2002 N 32-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, Таможенным кодексом от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
Для правильной организации учета и составления отчетности приведем основные законодательные и нормативные документы с учетом произошедших изменений и дополнений:
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (в ред. от 10.01.2003);
Гражданский кодекс, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 23.12.1995);
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 20.08.2004);
Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", с изм. и доп., в ред. от 29.06.2004;
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", в ред. от 22.08.2004;
Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" (в ред. от 28.07.2004, с изм. и доп.);
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 02.11.2004, с изм. и доп.), часть вторая, от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 29.11.2004, с изм. и доп.);
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с изм. и доп.);
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 22.08.2004);
Инструкция по бюджетному учету, утверждена приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н;
Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
Письмо Банка России от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (вместе с Порядком, утвержденным Центральным банком 22.09.1993 N 40);
Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержден постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (в ред. от 14.04.1998);
Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств народного хозяйства СССР";
Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на Госбюджете СССР, и указания о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств учреждений и организаций, состоящих на Госбюджете СССР, и других организаций, не начисляющих амортизацию (Госплан СССР, Минфин СССР, Госкомстрой СССР, ЦСУ СССР) от 28.06.1974 N АБ-23-Д, изданном в соответствии с постановлением Совмина СССР от 11.11.1973 N 824 (готовится переиздание);
Решение Центральной экспертно-проверочной комиссии при Росархиве и Центральной экспертной комиссии Госналогслужбы РСФСР от 27.06.1996 "Об изменений сроков хранения документов бухгалтерского учета";
Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105;
Приказ МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (ред. от 27.10.2003);
Письмо Минфина России от 12.03.2003 N 04-02-05/4/5 "К вопросу об учете при определении налоговой базы расходов бюджетных учреждений по приобретению имущества, используемого для коммерческой деятельности".
Приказ Минфина России от 15.06.2000 N 54н "Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью" (ред. от 10.09.2001);
Методические указания по заполнению учреждениями и организациями, состоящими на Государственном бюджете СССР, отчетов о выполнении планов по сети, штатам и контингентам, утвержденные Минфином СССР от 14.09.1978 N 84.
Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" определены основные задачи бухгалтерского учета по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации, обеспечению этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ, а также предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности. Во вновь вводимой Инструкции указанные задачи конкретизированы применительно к организации бюджетного учета.
Основными задачами бюджетного учета являются:
формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;
формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
обеспечение контроля за соответствием законодательству РФ операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений.
Бюджетный учет в учреждениях ведется, как и прежде, в валюте Российской Федерации - в рублях и копейках, за исключением положений, изложенных в п. 8 настоящей Инструкции.
Ведение регистров бюджетного учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Главный бухгалтер. А при отсутствии в штате должности главного бухгалтера - бухгалтер (далее в целях настоящей Инструкции - главный бухгалтер) подчиняется непосредственно руководителю учреждения, несет ответственность за ведение бюджетного учета, а также своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, осуществляет распределение служебных обязанностей работников бухгалтерии по функциональному признаку (например, создаются следующие группы: финансовая, материальная, расчетная и т.д.).
Все структурные подразделения, входящие в состав учреждения, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бюджетного учета и контроля документы.
Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников учреждения, а при централизации учета - для всех обслуживаемых им учреждений.
В обязанности главного бухгалтера входит организация:
ведения бюджетного учета;
контроля за состоянием активов и обязательств;
предварительного контроля за соответствием заключаемых договоров лимитам бюджетных обязательств;
контроля за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов;
контроля за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением, указанным в лимитах бюджетных обязательств и в сметах доходов и расходов учреждения;
контроля за сохранностью денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
своевременного выполнения обязательств, возникающих в процессе хозяйственной деятельности;
контроля за исполнением выданных доверенностей на получение имущества;
участия бухгалтерской службы в проведении инвентаризации имущества, финансовых и не финансовых активов и обязательств и отражения в учете результатов инвентаризации;
инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
составления и представления в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности:
хранения документов (первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, отчетности) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Представление первичных учетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером, и утверждается руководителем. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором организована эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам учреждений, обслуживаемым централизованной бухгалтерией, вручаются выписки из графика документооборота. Ниже приводится примерный график документооборота.
Утверждаю
Руководитель __________ ________________________
учреждения (подпись) (расшифровка подписи)
"_______" 200 __ г.
Примерный график документооборота
____________________________________________________
(наименование учреждения, централизованной бухгалтерии)
N п/п |
Наименование документа |
Создание документа | Проверка документа | Отработка документа |
Передача в архив |
||||||||||
N фор- мы |
Коли- чест- во экзе- мпля- ров |
Ответ- ствен- ный за выпис- ку |
Ответ- ствен- ный за оформ- ление |
Ответ- ствен- ный за пред- став- ление |
Срок испо- лне- ния |
Ответ- ствен- ный за прове- рку |
Кто пред- став- ляет |
Поря- док пред- став- ления |
Срок ис- пол- не- ния |
Кто испо- лняет |
Срок ис- пол- не- ния |
Кто испол- няет |
Срок пере- дачи (хра- не- ния) |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
1. Расчеты по оплате труда и стипендий |
|||||||||||||||
1. Приказ о ... | Разра- ботан на мес- те |
1 | Руко- води- тель |
Дело- произ- води- тель |
Дело- прои- зводи- тель |
В день изда- ния |
Глав- ный бух- галтер (ру- ков. груп- пы) |
Бух- гал- тер |
При реес- тре |
В те- че- нии дня |
Руко- води- тель груп- пы (бух- гал- тер) |
В срок вып- латы зар- пла- ты |
Архи- вари- ус (бух- гал- тер) |
5 лет | |
2. Приказ о ... | 1 | -//- | -//- | -//- | -//- | ||||||||||
3. Табель*(1) | 0504421 | 1 | Ответ- ств. за ве- дение |
Ответ- ств. за ве- дение |
Ответ- ств. за ве- дение |
числа каж- дого меся- ца |
|||||||||
4. и т.д. | |||||||||||||||
II. Учет мате- риально-имущес- твенных ценнос- тей |
|||||||||||||||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. и т.д. | |||||||||||||||
III. Учет рас- четов |
|||||||||||||||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. и т.д. |
Главный бухгалтер ____________ _________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"__" _______ 200 _ г.
В учреждениях с небольшим объемом бухгалтерской работы примерный график документооборота может составляться по упрощенной форме:
N п/п |
Наименование документа | N докумен- та |
Количест- во доку- ментов |
Ответственный за составление доку- мента |
Срок представ- ления в бухгал- терию |
Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Оплата труда | ||||||
1 | Выписка из приказа о наз- начении на работу |
По уста- новленному образцу |
1 | Работник по кадрам (другое уполномо- ченное лицо) |
Не позднее дня назначения на работу |
|
2 | Другие приказы (каждый в отдельности) по кадрам |
То же | 1 | То же | Сроки разные | |
3 | Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы |
0504421 | 1 | Уполномоченное при- казом руководителя лицо по ведению та- беля |
За ________дней до выплаты за- работной платы |
|
4 | Другие документы по разде- лу оплаты труда (каждый отдельно) |
|||||
II. Материально-имущест- венные ценности |
||||||
1 | Основные средства (каждый документ отдельно) |
Материально ответ- ственное лицо |
||||
2 | То же |
Следует также отчетливо понимать, что реформу делают конкретные люди, а реформу в сфере бюджетного учета в основном будут делать бюджетные бухгалтеры. В этой связи профессиональный уровень специалистов, занимающихся бюджетным учетом, должен соответствовать современным требованиям и тем задачам, которые обозначены в реформе бюджетной сферы.
Хотелось бы обозначить огромную значимость бухгалтерских служб в процессе бюджетного реформирования, поскольку от их знания и опыта будет зависеть качество информации, так необходимой политикам для принятия решений в налогово-бюджетной сфере.
В процессе всех реформ всегда стоит один и тот же перечень вопросов, на которые нужно ответить.
Первый из них для чего все это нужно? Появятся и другие вопросы. Это первый вопрос, который ставит любая реформа. Важнейшая задача - это объяснить всем участникам этого процесса, зачем такая реформа нужна, в связи с чем такие изменения в бюджетном процессе, а для этого, к сожалению, не так много инструментов.
Очень важно, что федеральное казначейство сейчас готовит брошюры, которые могли бы помочь в изучении этой информации.
Очень важно спланировать работу финорганов по доведению этой информации до всех участников бюджетного процесса.
Второй важный вопрос, на который нам необходимо ответить и который необходимо осветить: как же осуществить переход с одних бухгалтерских стандартов на другие? Как осуществить переход с одних бухгалтерских технологий, бухгалтерских систем на другие?
Мало просто иметь новый план счетов, новую бюджетную квалификацию и инструкции по их применению. Нужны комментарии, нужны таблицы перевода, нужны реестры разрешенных корреспонденций счетов и типовых хозяйственных операций. При этом следует не забывать, что методические материалы обязательно потребуют адаптации к региональным условиям, их специфике. Поэтому вторая особенность этого переходного периода - очень серьезное отношение к методической поддержке процесса внедрения.
Третий вопрос. Как бы ни говорили о наших бухгалтерах, их состав очень разный, есть очень способные и квалифицированные, есть, к сожалению, не до конца квалифицированные, малоопытные, но у нас другого актива нет. И поэтому вопрос подготовки и переподготовки кадров остается, наверное, самым сложным, самым существенным вопросом. Предстоит переподготовить много десятков тысяч бухгалтерских работников. Для этого должна быть разработана система - чему учить, кто будет учить, где будут учить. Переучить такое количество бухгалтеров - большая финансовая проблема.
И поэтому планирование учебного процесса, планирование переподготовки, к сожалению, ляжет на плечи финансовых работников, финорганов, казначейств, главных распорядителей средств и др.
Инструкцией по бюджетному учету (ч. I, п. 2) утверждается, что государственная учетная политика реализуется настоящей Инструкцией через:
план счетов бюджетного учета;
порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета;
порядок отражения органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов на счетах бюджетного учета;
корреспонденцию счетов бюджетного учета (приложение N 1);
иные вопросы организации бюджетного учета.
Такое определение учетной политики не соответствует законодательству РФ о бухгалтерском учете о том, что организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В связи с этим имеется настоятельная необходимость в разработке учетной политики, особенно для учреждений, имеющих большой объем учетной работы, и обязательно для централизованных бухгалтерий, независимо от объема их учетной работы.
Учетная политика особенно необходима в тех случаях, когда учреждение получает доходы от предпринимательской деятельности (независимо от объема).
Учетная политика - это принятая в данном случае бюджетным учреждением или централизованной бухгалтерией организация работы, совокупность способов ведения бухгалтерского учета, т.е. первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов их деятельности, а также другие факторы организации труда работников учета.
В соответствии с Федеральным законом бухгалтерского учета от 21.11.1996 N 129-ФЗ принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Ее изменение может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, или существенного изменения условий ее деятельности. Учитывая, что новая Инструкция во многом изменила правила бюджетного учета, необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику. Целесообразно изменения в бюджетных учреждениях вводить с 1 января.
Принятая учетная политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя.
В учетной политике исходя из Закона о бухгалтерском учете целесообразно сосредоточить:
рабочий план счетов бюджетного учета;
журналы операций, Главную книгу, регистры учета (это особенно важно, так как формы регистров в натуральном виде в новой Инструкции не приведены);
первичные документы, применяемые в учете, в том числе по которым не предусмотрены типовые формы. График документооборота;
технологию обработки учетной информации;
методы оценки видов имущества и обязательств;
порядок проведения инвентаризаций;
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бюджетного учета по новой Инструкции, контроля за эффективным и рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств.
В связи с введением новой Инструкции, возможно, следует пересмотреть Положения (Уставы) о бухгалтериях, некоторые должностные инструкции работников и т.д.
Все материальные ценности должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения, с которыми в соответствии с действующим законодательством заключаются в установленном порядке договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.
Получение материальных ценностей осуществляется доверенным лицом, полномочия которого подтверждаются доверенностью, оформленной по установленным формам - ф. М-2 (0315001) или ф. М-2а (0315002). Выдача доверенностей лицам, не работающим в данном учреждении, не допускается. Поскольку в Инструкции не указана форма регистрации доверенностей, рекомендуется производить регистрацию в журнале ф. 2б, который должен быть пронумерован, прошнурован и заверен подписью руководителя и главного бухгалтера.
N дове- ренно- сти |
Дата вы- дачи |
Срок дейст- вия |
Должность, фамилия, инициалы лица, кото- рому выда- на доверен- ность |
Наимено- вание по- ставщика |
N и дата до- кумента, на основании которого выдана дове- ренность |
Расписка лица, получив- шего до- верен- ность |
Отметка о выпол- нении поруче- ния по выданной доверен- ности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Важное значение имеет заполнение графы 8 о выполнении поручения, где должны быть проставлены все необходимые реквизиты документа, по которому были получены ценности.
Неиспользованные доверенности возвращаются учреждению на другой день после истечения срока. О неиспользованных доверенностях делается отметка в журнале. Указанные доверенности погашаются надписью "Не использована" и хранятся у лица, ответственного за их регистрацию, до первой инвентаризации. При проведении инвентаризации проверяется журнал, а в материалах инвентаризации отражается ее результат, неиспользованные доверенности после проверки уничтожаются. Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, по которым истек срок действия, новые доверенности не выдаются.
Материально ответственные лица представляют в бухгалтерию первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов (по приходным и расходным документам). В приложении N 3 к Инструкции форма не приведена, а дано описание реестра. В заголовочной части указывается дата (период времени) составления реестра, наименование учреждения, структурного подразделения, фамилия, имя, отчество материально ответственного лица. В содержательной части приводится наименование первичного документа, номер первичного документа; количество документов, всего принято документов. В оформляющей части указываются подписи, расшифровка подписей лиц: сдавшего и принявшего документы (с указанием должностей), дата. Целесообразно до получения новой формы использовать ранее действующую форму N 0504842. Приводим ее содержание.
Реестр N ___ сдачи документов
/-------\
КОДЫ Форма по ОКУД|0504802|
|-------|
за ______________ 200____ г. Дата| |
|-------|
Учреждение (централизованная бухгалтерия)______________ по ОКПО| |
|-------|
Структурное подразделение ____________________________ по КСП | |
|-------|
Материально ответственное лицо ________________________________| |
\-------/
N п/п | Наименование первичного документа |
Номер первичного документа |
Количество документов |
Всего принято документов ______________________________________________
(цифрами и подписью)
Сдал (Ф.И.О.) ____________ _________________ __________________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ________ 200___ г.
Принял (Ф.И.О.) ______________ ______________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ________ 200___ г.
В ранее действующих Инструкциях предлагалось реестр сдачи документов составлять в 2 экземплярах (один остается в бухгалтерии, другой с подписью работника бухгалтерии возвращается материально ответственному лицу). По нашему мнению, достаточно составлять реестр в одном экземпляре, который затем (после проверки) возвращается материально ответственному лицу. В бухгалтерии после проверки реестра остаются документы, и нет необходимости во втором экземпляре реестра.
В новой Инструкции недостаточно внимания уделено оформлению первичной бухгалтерской документации и ведению бухгалтерских регистров синтетического и аналитического учета.
Для ведения бюджетного учета по соответствующим разделам учета и в установленном порядке применяются формы документации класса 05 "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" Общероссийского классификатора управленческой документации (ОКУД) и отдельные формы первичных учетных документов классов 03 и 04 ОКУД "Унифицированная система банковской документации", утвержденные постановлениями Госкомстата РФ по статистике (от 30.10.1997 N 71а, регистрации Минюста России не требуется) и указаниями Центрального банка РФ.
Бухгалтерские службы должны быть обеспечены всей необходимой бухгалтерской документацией, причем желательно восстановить ранее действующий порядок централизованного обеспечения бюджетных организаций и централизованных бухгалтерий вышеуказанной документацией. Средства на эти цели должны предусматриваться в соответствующих бюджетах.
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, приведенными в приложении N 2 к настоящей Инструкции. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным, непосредственно после ее окончания.
Поступающие в бухгалтерию первичные документы обязательно подвергаются проверке как по форме, так и по содержанию.
Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа; код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой он составлен; содержание хозяйственной операции; измерители в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее составления; личные подписи и их расшифровки. За достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и надлежащее оформление первичных документов несут ответственность лица, создавшие и подписавшие эти документы.
В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально ответственного лица в получении этих ценностей примерно следующего содержания "Перечисленные в настоящем документе материальные ценности (указать конкретно) мною проверены и полностью приняты на ответственное хранение", а также указаны должность материально ответственного лица, его подпись и расшифровка подписи, дата приемки ценностей. В документах, подтверждающих факт выполнения работ, - подтверждение принятия результата работы ответственными (уполномоченными) лицами.
Договоры, являющиеся основанием для возникновения требований и обязательств учреждений, а также документы, связанные с их исполнением, включая платежные документы, подписываются руководителем учреждения и главным бухгалтером или уполномоченным на то лицом.
В централизованных бухгалтериях указанные бухгалтерские документы подписываются руководителем и главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или уполномоченными на то ими в установленном порядке лицами.
Документы, не оформленные подписями в порядке, указанном выше, не должны приниматься к исполнению.
В первичных документах исправление ошибок должно быть оговорено надписью "Исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавших документ с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.
В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, значительно изменен порядок применения регистров учета. Вместо конкретных форм регистров, что на протяжении многих лет облегчало процесс ведения бюджетного учета, для ведения бюджетного учета в учреждениях применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении N 3 к настоящей Инструкции. Необходимо срочно разработать формы регистров.
Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:
Журнал операций по счету "Касса";
Журнал операций по банковскому счету;
Журнал операций расчетов с подотчетными лицами;
Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам;
Журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям;
Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов;
Журнал по прочим операциям;
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении месяца данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и в органах, организующих исполнение бюджетов, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы РФ органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах.
Остался прежним и не изменен порядок исправления ошибочных записей.
Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бюджетного учета, производится в следующем порядке:
ошибка за отчетный период, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и не требующая изменения данных в журналах операций, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бюджетного учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись "Исправлено";
ошибочная запись, обнаруженная до момента представления бухгалтерского баланса и требующая изменений в журнале операций, в зависимости от ее характера, оформляется способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью последним днем отчетного периода;
ошибка, обнаруженная в регистрах бюджетного учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, оформляется способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью датой обнаружения ошибки.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно", оформляются Справкой (ф. 0504833), в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления.
Справка
за ______________ 200 _ г. /--------------------\
| Коды |
|--------------------|
Форма по ОКУД | 0504833 |
|--------------------|
Дата | |
|--------------------|
Учреждение __________________________________________________ по ОКПО | |
|--------------------|
Структурное подразделение ___________________________________ | |
|--------------------|
Единица измерения, руб. _____________________________________ по ОКЕИ | 383 |
\--------------------/
Наименование и основание проводимой операции |
Номер документа |
Дата | Номер счета | Сумма | |
по дебету | по кредиту | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Руководитель _______________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер _______________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Исполнитель _______________ ___________ _______________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
"___" ___________ 200 __ г.
По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование учреждения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).
Документов в каждой папке должно быть 250-300 при толщине не более 3-4 см. Лист любого формата нумеруют как один. Папки должны быть переплетены. Металлические скрепления удаляются. Если текст слишком близко подходит к краю листа, к нему подклеивают полоску прочной бумаги, за которую подшивают документ.
Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером, что указывается в должностных инструкциях.
В бухгалтерском архиве учреждения (централизованной бухгалтерии) дела хранятся в течение установленных сроков. По истечении сроков хранения дела в установленном порядке сдаются в соответствующий государственный архив. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся в бухгалтерии постоянно.
Постоянно действующая экспертная комиссия производит отбор документальных материалов, имеющих хозяйственное значение, а также оперативно-справочный характер, и уничтожение документов, утративших практическую ценность. На отобранные к уничтожению документы составляется акт, и после согласования с архивными органами они уничтожаются.
Номенклатура дел и сдача их в архив
(наименование учреждения (централизованной бухгалтерии)*(2)
N п/п |
N статьи | Вид документа | Срок хранения документа | Примечание | |
не поступающего в Госархив |
поступающего в Госархив |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 233, 261 | Переписка с финансовыми органами | До минования на- добности |
||
2 | 225а | Годовые сметы по бюджету и расчеты к ней | То же | ||
3 | 52а | Штатные расписания, документы об их из- менении |
"-" | ||
4 | Бухгалтерские отчеты и балансы и объяс- нительные записки к ним: |
||||
303а | а) сводные годовые | Постоянно | |||
303б | б) годовые | Постоянно | |||
303в | в) квартальные | 5 лет | |||
303г | г) месячные | 3 года | |||
5 | Бухгалтерские отчеты и балансы и объяс- нительные записки к ним подведомственных учреждений: |
||||
303б | а) годовые | Постоянно | |||
303в | б) квартальные | 5 лет | |||
303г | в) месячные | 3 года | |||
6 | 305 | Передаточные, разделительные, ликвидаци- онные балансы и приложения, объяснитель- ные записки к ним |
5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
7 | 310 | Первичные документы и приложения к ним, фиксирующие факт совершения операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей. |
5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
Комплектуются за каждый месяц в разрезе журналов: |
|||||
журнала операций по счету "Касса" | |||||
журнала операций по банковскому счету | |||||
журнала операций расчетов с подотчетными лицами |
|||||
журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками |
|||||
журнала операций расчетов с дебиторами по доходам |
|||||
журнала операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипенди- ям |
|||||
журнала операций по выбытию и перемеще- нию нефинансовых активов |
|||||
журнала по прочим операциям | |||||
8 | 311а | Карточка-справка рабочих и служащих | 75 лет | 75 лет | |
9 | 313 | Инвентарные карточки и описи инвентарных карточек основных средств |
Постоянно | ||
10 | 316 | Учетные регистры: Главная книга, машинограммы и регистры при ручной обработке машинограммы - обо- ротные ведомости по всем счетам другие регистры автоматизированного уче- та и ручной обработки информации |
5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
11 | 318 | Книга аналитического учета депонирован- ной заработной платы, денежного доволь- ствия, стипендий |
5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
12 | 319 | Журналы регистрации доверенностей, исполнительных листов и др. |
|||
13 | 323 | Документы по инвентаризации - протоколы, акты и др. |
10 лет | ||
14 | 324 | Листки по временной нетрудоспособности | 5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
15 | 325 | Решение судов, исполнительные листы и переписка по ним |
5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
16 | 327 | Основания для предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц, а также различных выплат из бюджета |
5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
17 | 328 | Документы по дебиторской и кредиторской задолженности, включая по недостачам и хищениям |
5 лет при усло- вии завершения ревизии |
||
18 | 329 | Документы о переоценке основных фондов | Постоянно | ||
19 | 332 | Паспорта зданий, сооружений и оборудова- ния |
Постоянно | ||
20 | 334 | Акты документальных ревизий и проверок | 5 лет | ||
Главный бухгалтер ____________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"___" _______ 200 __ г.
Для обеспечения сохранности средств бюджета и достоверности данных бюджетного учета учреждения проводят инвентаризацию имущества, финансовых активов и обязательств в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бюджетной отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
при смене материально ответственных лиц;
при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при реорганизации или ликвидации учреждения;
в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Для проведения инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств приказом руководителя учреждения назначается инвентаризационная комиссия.
Результаты инвентаризации оформляются:
актом инвентаризации ценных бумаг;
актом инвентаризации остатков на счетах учета денежных средств;
актом инвентаризации задолженности по бюджетным ссудам (кредитам);
актом инвентаризации состояния государственного (муниципального) долга РФ в ценных бумагах;
актом инвентаризации состояния государственного (муниципального) долга РФ по полученным кредитам и предоставленным гарантиям;
актом инвентаризации (сличительной ведомостью) бланков строгой отчетности и денежных документов;
актом инвентаризации (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов;
актом инвентаризации наличных денежных средств;
актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
актом инвентаризации расчетов по доходам и платежам;
актом о результатах инвентаризации.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бюджетного учета отражаются на соответствующих счетах, предусмотренных настоящей Инструкцией, при этом излишек или недостача имущества записывается на счетах по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации.
Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, другие долги, нереальные для взыскания, кредиторская задолженность, числящаяся на балансе, по которой истек срок исковой давности, кроме платежей в бюджет и расчетов с государственными внебюджетными фондами, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации и решения учредителя, оформленного в установленном законодательством порядке.
В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем учреждения. Копия акта направляется в вышестоящее учреждение.
Инструкция по бюджетному учету ориентирована на автоматизированную обработку информации, в связи с чем необходимо проводить определенную работу с поставщиками программных продуктов. В ходе подготовки Инструкции рабочие материалы были доступны всем заинтересованным внешним пользователям, в том числе и разработчикам программных продуктов.
Кроме того, по нашему мнению, решение этой проблемы заключается в возрождении централизованных бухгалтерий, минимизирующих расходы по приобретению вычислительной техники и программного обеспечения. В этой работе главная роль принадлежит финансовым органам.
Анализ новых документов показывает, что без компьютерного оснащения, без программных продуктов будет очень сложно наладить бухгалтерский учет.
На сегодняшний день многое не решено, многие бюджетные учреждения не оснащены никакими программно-техническими средствами.
Другая проблема заключается в том, что большинство учреждений работает на программных продуктах собственного изготовления или где-то приобретенных. Поэтому следует подумать, кто обновит парк программных продуктов, и разобраться с каждым учреждением и централизованной бухгалтерией.
Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки бухгалтерских операций и документов по всем разделам Единого плана счетов бюджетного учета.
В условиях комплексной автоматизации бюджетного учета в учреждении данные бюджетного учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - соответствующие установленным формам регистров бюджетного учета и отчетности. При этом допускается отличие выходной формы документа от утвержденной формы документа, при условии, что показатели в выходной форме документа содержат показатели и реквизиты регистров бюджетного учета, предусмотренных настоящей Инструкцией.
При обнаружении в выходных формах документов ошибок осуществляется внесение исправлений в соответствии с требованиями ч. I п. 4 настоящей Инструкции.
Без оформления документального подтверждения любые исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются.
Ю.М. Пискарева
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 1, 2, 3, 4, январь, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.
*(2) От редакции. Эти данные устарели. Необходимо руководствоваться Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 06.10.2000 (в ред. решения Росархива от 27.10.2003). Вопросы учета и отчетности помещены в разд. "Учет и отчетность", подразд. 4.1 "Бухгалтерский учет и отчетность" и 4.2 "Статистический учет и отчетность".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).