Комментарий к изменениям полномочий и прав налоговых органов
в условиях проводимой административной реформы
(Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506
"Об утверджении Положения о Федеральной налоговой службе"*(1))
В соответствии с положениями ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В вышеуказанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В условиях проводимой в Российской Федерации административной реформы происходят структурные изменения в налоговых органах и преобразование МНС России в ФНС России, что законодательно закреплено в постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Постановление N 506).
Данным Постановлением установлено, что ФНС России и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками МНС России, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.
В соответствии с Постановлением N 506 признаны утратившими силу в числе прочих постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 301 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству" и постановление Правительства РФ от 16.10.2000 N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" (далее - Постановление N 783).
ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
ФНС России находится в ведении Минфина России.
ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России (Постановление N 506).
Для достоверного исследования произошедших изменений в полномочиях (функциях) и правах налоговых органов авторами настоящего комментария осуществлено сравнение соответствующих положений Постановления N 506 и ранее действовавшего законодательства (Постановления N 783) (см. таблицу ниже). Содержащиеся в НК РФ права налоговых органов указаны авторами в графе "Примечания", причем в отдельных случаях дважды: как в строках, где имеется определенное соответствие положений Постановлений N 506, 783 и НК РФ, так и в строках где имеется практически полное совпадение положений Постановления N 506 и НК РФ, вследствие чего данные формулировки не включены в состав прав налоговых органов, содержащихся в Постановлении N 783. Различия новых и ранее действовавших положений выделены подчеркиванием.
Произведенное в таблице сравнение ранее применявшегося Положения о МНС России и вводимого в действие Положения о ФНС России показывает все произошедшие изменения и позволяет судить об их экономической обоснованности. Следует отметить, что, с одной стороны, ряд прав налоговых органов не поименован в Постановлении N 506, так как ранее содержавшиеся в Постановлении N 783 формулировки имеются в НК РФ (п. 1.1-1.16 ст. 31 НК РФ совпадают с п. 8.1-8.16 Постановления N 783). С другой стороны, в Постановление N 506 включен ряд полномочий налоговых органов, совпадающих с обязанностями налоговых органов согласно НК РФ (например, совпадают п. 5.5.1 Постановления N 506 и п. 1.3 ст. 32 НК РФ; п. 5.6 Постановления N 506 и п. 1.4 ст. 32 НК РФ; п. 5.7 Постановления N 506 и п. 1.5 ст. 32 НК РФ). Такая непоследовательность законодателя при разработке Положения о ФНС России вряд ли может считаться оправданной.
Несмотря на то что в Постановлении N 506 содержится указание о том, что ФНС России и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками не только МНС России, но и Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства и что в соответствии с Постановлением N 506 признаны утратившими силу в числе прочих постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 301 "Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству", положения, касающиеся прав и обязанностей Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, не нашли отражения в Постановлении N 506.
Положение о ФНС России (Постановление N 506) |
Ранее действовавшее Положение о МНС России (Постановление N 783) |
Примечания |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законо- дательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также при- нятых в соответствии с ним нор- мативных правовых актов, пра- вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения на- логов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательст- вом Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полно- той и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (п. 5.1.1) |
МНС России осуществляет в преде- лах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также приня- тых в соответствии с ним норма- тивных правовых актов, правиль- ностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды (п. 7.2) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России осуществляет не только контроль, но и надзор за соблюдением законодательства; в Постановлении N 506 не содер- жится слов, что делается это "в пределах своей компетенции". Согласно Постановлению N 506 контроль за правильностью исчи- сления, полнотой и своевремен- ностью внесения в соответствую- щий бюджет иных обязательных платежей осуществляется в слу- чаях, предусмотренных законода- тельством Российской Федерации (не названы нормы международно- го права). Согласно Постановле- нию N 506 ФНС России не осуще- ствляет контроль за правильнос- тью исчисления, полнотой и своевременностью налогов, сбо- ров и других обязательных пла- тежей в государственные внебюд- жетные фонды. Согласно положе- ниям п. 1.1 ст. 32 НК РФ нало- говые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. Согласно положениям п. 1.2 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законо- дательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых ак- тов |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за представлением дек- лараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 5.1.2) |
МНС России осуществляет контроль за соблюдением порядка деклариро- вания в области производства и оборота этилового спирта, спирто- содержащей и алкогольной продук- ции (п. 7.17) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России осуществляет не только контроль, но и надзор за представлением деклараций об объемах производства (а не в области производства) и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья (п. 5.1.3) |
МНС России осуществляет государс- твенный контроль за распределе- нием квот на закупку этилового спирта, устанавливаемых Правите- льством Российской Федерации, и их использованием, принимает участие в разработке годовых ба- лансов производства и потребления этилового спирта (п. 7.18) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России осуществляет не только контроль, но и надзор за выделением (не распределением) и использованием квот на закуп- ку этилового спирта (добавлено - "произведенного из пищевого и непищевого сырья"). Согласно новому законодательству ФНС России не принимает участия в разработке годовых балансов производства и потребления эти- лового спирта |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за фактическими объема- ми производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 5.1.4) |
МНС России осуществляет контроль за объемами производства, розли- ва, хранения и реализации этило- вого спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, за соблю- дением технологии производства указанной продукции (п. 7.19) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России осуществляет не только контроль, но и надзор за фактическими объемами производ- ства и реализации этилового спирта, алкогольной и спирто- содержащей продукции. При этом Служба не осуществляет контроль за объемами розлива, хранения и за соблюдением технологии производства указанной продук- ции |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за осуществлением ва- лютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями (п. 5.1.5) |
МНС России обеспечивает в преде- лах своей компетенции валютный контроль за соответствием прово- димых валютных операций законода- тельству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений (п. 7.14) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России осуществляет не только контроль, но и надзор за осуществлением валютных опера- ций (а не за соответствием их законодательству Российской Фе- дерации). При этом Служба не осуществляет контроль за нали- чием необходимых для этого ли- цензий и разрешений |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением требова- ний к контрольно-кассовой техни- ке, порядком и условиями ее регистрации и применения (п. 5.1.6) |
МНС России осуществляет контроль за соблюдением правил использова- ния контрольно-кассовых машин (п. 7.13) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России осуществляет не только контроль, но и надзор за соблюдением требований к конт- рольно-кассовой технике (а не правил использования контрольно -кассовых машин). По сравнению с ранее действующими положе- ниями дополнено, что ФНС Рос- сии осуществляет контроль и надзор за порядком и условиями регистрации и применения конт- рольно-кассовой техники |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и V индивидуальных предпринимателей (п. 5.1.7) |
МНС России осуществляет контроль за полнотой учета выручки денеж- ных средств в организациях, обя- занных использовать контрольно- кассовые машины в соответствии с законодательством Российской Фе- дерации (п. 7.13) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России осуществляет не только контроль, но и надзор за полнотой учета выручки денежных средств как в организациях (всех, а не только у обязанных использовать контрольно-кассо- вую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации), так и у индивидуа- льных предпринимателей |
ФНС России осуществляет контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использо- ванием выручки от проведения ло- терей (п. 5.1.8) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. законодательство о лотереях) |
|
ФНС России выдает в установлен- ном порядке лицензии (разреше- ния) на производство, хранение и оборот этилового спирта, спирто- содержащей продукции, произво- дство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции (п. 5.2.1) |
МНС России осушествляет в уста- новленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спирто- содержащей, алкогольной и табач- ной продукции и обеспечивае конт- роль за соблюдением условий ука- занной деятельности (п. 7.15) |
В Постановлении N 506 полномо- чия ФНС России в области лицен- зирования спиртосодержащей, алкогольной и табачной продук- ции прописаны более подробно, чем в Постановлении N 783 |
ФНС России выдает в установлен- ном порядке лицензии (разреше- ния) на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непи- щевой продукции (п. 5.2.2) ФНС России выдает в установлен- ном порядке лицензии (разреше- ния) на производство табачных изделий (п. 5.2.3) |
||
ФНС России выдает в установлен- ном порядке лицензии (разреше- ния) на учреждение акцизных складов (п. 5.2.4) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России выдает в установлен- ном порядке лицензии (разреше- ния) на осуществление деятель- ности по изготовлению защищен- ной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией (п. 5.2.5) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. соответствующее законодательство) |
|
ФНС России выдает в установлен- ном порядке лицензии (разреше- ния) на проведение всероссийских лотерей (п. 5.2.6) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. законодательство о лотереях) |
|
ФНС России осуществляет госу- дарственную регистрацию юриди- ческих лиц, физических лиц в ка- честве индивидуальных предприни- мателей и крестьянских (фермерс- ких) хозяйств (п. 5.3.1) |
МНС России осуществляет в уста- новленном порядке государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хо- зяйств и физических лиц в качест- ве индивидуальных предпринимате- лей посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. создании и прекращении крестьянс- ких (фермерских) хозяйств, приоб- ретении физическими лицами стату- са индивидуального предпринимате- ля, прекращении физическими лица- ми деятельности в качестве инди- видуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах, крестьянских (фермерских) хо- зяйствах, индивидуальных предпри- нимателях в соответствии с зако- нодательством Российской Федера- ции (п. 7.28) |
В Постановлении N 506 не пропи- сан детально порядок регистра- ции юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств |
ФНС России осуществляет установ- ку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов (п. 5.3.2) |
МНС России обеспечивает установку и пломбирование в организациях, производящих этиловый спирт, контрольных спиртоизмеряющих при- боров, а в организациях, произво- дящих алкогольную продукцию, - контрольных приборов учета объе- мов этой продукции и осуществляет контроль за ремонтом и заменой указанных приборов (п. 7.24) |
В Постановлении N 506 не указа- но, что ФНС России обеспечивает установку и пломбирование в организациях, производящих алкогольную продукцию, конт- рольных приборов учета объемов этой продукции и осуществляет контроль за ремонтом и заменой указанных приборов |
ФНС России регистрирует в уста- новленном порядке договоры ком- мерческой концессии (п. 5.4.1) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России регистрирует в уста- новленном порядке контрольно- кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.4.2) |
МНС России осуществляет в уста- новленном порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, ис- пользуемых в организациях в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.12) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России регистрирует в уста- новленном порядке контрольно- кассовую технику (а не конт- рольно-кассовые машины), ис- пользуемую не только организа- циями, но и индивидуальными предпринимателями |
ФНС России ведет в установленном порядке учет всех налогоплатель- щиков (п. 5.5.1) |
МНС России ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков (п. 7.3) |
В Постановлении N 506 подчерк- нуто, что ФНС России ведет в установленном порядке учет всех налогоплательщиков. Согласно положениям п. 1.3 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц |
ФНС России ведет в установленном порядке государственный сводный реестр выданных, приостановлен- ных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции (п. 5.5.2) |
МНС России составляет и ведет в установленном порядке государст- венный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержа- щей, алкогольной и табачной про- дукции, а также ведет государст- венный реестр организации, осу- ществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли (п. 7.16) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России не составляет, а только ведет сводный государст- венный реестр выданных лицензий не на оборот, а на хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции; на хранение и поставку спирто- содержащей непищевой продукции. Согласно Постановлению N 506 ФНС России не ведет государст- венный реестр организаций, осу- ществляющих поставки алкоголь- ной продукции для розничной торговли |
ФНС России ведет в установленном порядке сводный государственный реестр выданных лицензий, лицен- зий, действие которых приоста- новлено, и аннулированных лицен- зий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непи- щевой продукции (п. 5.5.3) ФНС России ведет в установленном по- рядке реестр лицензий на произ- водство табачных изделий (п. 5.5.4) |
||
ФНС России ведет в установленном порядке реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разре- шений (п. 5.5.5) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индиви- дуальных предпринимателей и Еди- ный государственный реестр нало- гоплательщиков (п. 5.5.6) |
МНС России ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуа- льных предпринимателей (п. 7.29) |
|
ФНС России ведет в установленном порядке реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от под- делок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а так- же торговли указанной продукцией (п. 5.5.7) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. соответствующее законодательство) |
|
ФНС России ведет в установленном порядке Единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей (п. 5.5.8) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательс- тве о налогах и сборах и приня- тых в соответствии с ним норма- тивных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должност- ных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения (п. 5.6) |
МНС России бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляет налогоплательщикам формы установ- ленной отчетности, разъясняет по- рядок их заполнения, порядок ис- числения и уплаты налогов и сбо- ров и обеспечивает налогоплатель- щиков иной необходимой информа- цией (п. 7.4) |
Из содержания Постановления N 506 следует, что ФНС России может предоставлять информацию как в письменной, так и в устной форме. В Постановлении N 506 перечисляются все виды информации (в том числе информация о законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчис- ления и уплаты налогов и сбо- ров, правах и обязанностях на- логоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их дол- жностных лиц), ее список является закрытым и не содержит указания на то, что ФНС России обеспечивает налогоплательщиков иной необходимой информацией. Согласно положениям п. 1.4 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответст- вии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уп- латы налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщи- ков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы на- логовой отчетности и разъяснять порядок их заполнения |
ФНС России осуществляет в уста- новленном законодательством Рос- сийской Федерации порядке возв- рат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм на- логов и сборов, а также пеней и штрафов (п. 5.7) |
МНС России обеспечивает в уста- новленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов (п. 7.5) |
В Постановлении N 506 не содер- жится указания на полномочия ФНС России на возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сбо- ров в соответствии с нормами международного права. Согласно положениям п. 1.5 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмот- ренном НК РФ |
ФНС России принимает в установ- ленном законодательством Рос- сийской Федерации порядке реше- ния об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней (п. 5.8) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму налогового уведом- ления (п. 5.9.1) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму требования об упла- те налога (п. 5.9.2) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму заявления о поста- новке на учет в налоговом органе (п. 5.9.3) |
МНС России разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах (п. 7.1) |
Положения Постановлений N 506 и N 783 практически совпадают |
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму уведомления о пос- тановке на учет в налоговом органе (п. 5.9.4) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 5.9.5) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму решения руководите- ля (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (п. 5.9.6) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму и требования к сос- тавлению акта налоговой проверки (п. 5.9.7) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о на- рушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщи- ками сборов или налоговыми аген- тами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о соверше- нии налоговых правонарушений), и требования к его составлению (п. 5.9.8) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму представления нало- говыми агентами в налоговый ор- ган сведений о доходах физичес- ких лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период (п. 5.9.9) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму справки о получен- ных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога (п. 5.9.10) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму представления в на- логовый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошед- ший отчетный (налоговый) период (п. 5.9.11) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму заявления о возв- рате удержанного налога по вып- лаченным иностранным организа- циям доходам (п. 5.9.12) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму представления в на- логовый орган органами, выдающи- ми в установленном порядке ли- цензии (разрешения) на пользова- ние объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разреше- ниях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (раз- решению), а также сведений о сроках уплаты сбора (п. 5.9.13) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляю- щими пользование объектами жи- вотного мира на основании лицен- зии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в на- логовые органы по месту своего учета сведений о полученных ли- цензиях (разрешениях) на пользо- вание объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов (п. 5.9.14) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателя- ми в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по не- реализованным лицензиям (разре- шениям) на пользование объектами животного мира (п. 5.9.15) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму представления в на- логовые органы организациями и индивидуальными предпринимателя- ми, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на поль- зование объектами водных биоло- гических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разово- го и регулярных взносов (п. 5.9.16) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму заявления о поста- новке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции (п. 5.9.17) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции (п. 5.9.18) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму представления орга- нами, осуществляющими государст- венную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транс- портные средства (п. 5.9.19) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России устанавливает (утвер- ждает) форму заявления налого- плательщика о регистрации объек- та (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (п. 5.9.20) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. НК РФ) |
|
ФНС России разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых декла- раций и иные документы в слу- чаях, установленных законода- тельством Российской Федерации, и направляет их для утверждения в Министерство Финансов Российс- кой Федерации (п. 5.10) |
МНС России разрабатывает и утверждает формы расчетов по налогам, налоговых декларации и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения (п. 7.1) |
С определенной долей условности можно сказать, что иные доку- менты, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, в настоящее время поименованы в соответствующих подпунктах п. 5.9 Постановления N 506. Согласно Постановлению N 506 ФНС России не утверждает соот- ветствующие формы, не устанав- ливает порядок их заполнения, а направляет их для утверждения в Минфин России |
ФНС России представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоя- тельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обяза- тельным платежам и (или) денеж- ным обязательствам (п. 5.11) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. законодательство о банкротстве) |
|
ФНС России представляет в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации о несостоя- тельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обяза- тельным платежам и (или) денеж- ным обязательствам (п. 5.11) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. законодательство о банкротстве) |
|
ФНС России рассматривает уве- домления о проведении стимули- рующих лотерей (п. 5.12) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. законодательство о лотереях) |
|
ФНС России осуществляет в уста- новленном порядке проверку дея- тельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установ- ленной сфере деятельности (п. 5.13) |
МНС России имеет право проводить в установленном порядке налоговые проверки (п. 8.2) |
Содержащееся в Постановлении N 506 понятие "проверка деятель- ности юридических лиц, физичес- ких лиц, крестьянских (фермерс- ких) хозяйств в установленной сфере деятельности" шире поня- тия "налоговая проверка". См. здесь и далее п. 1.2 ст. 31 НК РФ |
ФНС России осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций (п. 5.14) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России обеспечивает в преде- лах своей компетенции защиту сведений, составляющих государ- ственную тайну (п. 5.15) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана. Согласно положениям п. 1.6 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать нало- говую тайну |
|
ФНС России организует прием граждан, обеспечивает своевре- менное и полное рассмотрение об- ращений граждан, принимает по ним решения и направляет заяви- телям ответы в установленный за- конодательством Российской Фе- дерации срок (п. 5.16) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России обеспечивает мобили- зационную подготовку центрально- го аппарата и территориальных органов Службы (п. 5.17) |
МНС России организует в пределах своей компетенции выполнение ме- роприятий по мобилизационной под- готовке и гражданской обороне в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.31) |
В Постановлении N 506 не содер- жится указания на полномочия ФНС России в организации мероп- риятий по гражданской обороне. При этом указано, что ФНС Рос- сии обеспечивает мобилизацион- ную подготовку не вообще, а только центрального аппарата и территориальных органов Службы |
ФНС России организует профессио- нальную подготовку работников центрального аппарата и террито- риальных органов Службы, их переподготовку, повышение ква- лификации и стажировку (п. 5.18) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России осуществляет в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных доку- ментов, образовавшихся в ходе деятельности Службы (п. 5.19) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностран- ных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности (п. 5.20) |
МНС России участвует в перегово- рах о заключении межправительст- венных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реали- зацию указанных соглашений (п. 7.10); имеет право осуществ- лять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами и функциями (п. 8.28) |
В ранее действовавшем законода- тельстве содержались конкретные формулировки соответствующих полномочий |
ФНС России проводит в установ- ленном порядке конкурсы и заклю- чает государственные контракты на размещение заказов на постав- ку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно- исследовательских работ для го- сударственных нужд в установлен- ной сфере деятельности (п. 5.21) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными зако- нами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (п. 5.22) |
МНС России осуществляет иные функции, предусмотренные феде- ральными законами и другими нор- мативными правовыми актами (п. 7.33) |
Перечень функций (полномочий) ФНС России по-прежнему открыт, но он ограничен установленной сферой деятельности и требует- ся, чтобы такие функции были предусмотрены федеральными за- конами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ (а не просто другими норматив- ными актами) |
ФНС России имеет право организо- вывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспер- тиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятель- ности (п. 6.1) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана (см. также примечания к п. 8.12 Постановления N 783) |
|
ФНС России имеет право запраши- вать и получать сведения, необ- ходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установ- ленной сфере деятельности (п. 6.2) |
МНС России имеет право запраши- вать в установленном порядке у федеральных органов исполнитель- ной власти, органов исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации и организаций необходи- мую информацию (п. 8.23) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России имеет право не толь- ко запрашивать, но и получать сведения (а не информацию), необходимые для принятия реше- ний по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельнос- ти |
ФНС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесе- нным к установленной сфере деятельности (п. 6.3) |
МНС России проводит разъяснитель- ную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соот- ветствии с ним нормативных право- вых актов (п. 7.4) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения "по вопросам, отне- сенным к установленной сфере деятельности", а согласно Пос- тановлению N 783 "в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также при- нятых в соответствии с ним нор- мативных правовых актов". См. также пояснения к п. 5.6 Поста- новления N 506 |
ФНС России имеет право осуществ- лять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций (п. 6.4) |
МНС России имеет право проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях (п. 8.25) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России имеет право осущест- влять контроль (а не проводить обследования и проверки) за деятельностью территориальных органов Службы и подведомствен- ных организаций |
ФНС России имеет право привле- кать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятель- ности, научные и иные организа- ции, ученых и специалистов (п. 6.5) |
МНС России имеет право организо- вывать проведение научно-исследо- вательских работ в области нало- гообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими органи- зациями с целью выработки пред- ложений о проведении налоговой политики (п. 8.27) |
Согласно Постановлению N 506 ФНС России имеет право привле- кать в установленном порядке научные и иные организации, ученых и специалистов для про- работки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельнос- ти, а не для выработки предло- жений о проведении налоговой политики |
ФНС России имеет право применять предусмотренные законодательст- вом Российской Федерации меры ограничительного, предупреди- тельного и профилактического ха- рактера, а также санкции, нап- равленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызван- ных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательст- ва Российской Федерации (п. 6.6) |
МНС России применяет установлен- ные законодательством Российской Федерации санкции в случае нару- шения законодательства о налогах и сборах (п. 7.8) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была под- робно прописана (см. примечания к п. 8.8 и 8.9 Постановления N 783) |
ФНС России имеет право создавать совещательные и экспертные орга- ны (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности (п. 6.7) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России имеет право разраба- тывать и утверждать в установ- ленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отли- чия, удостоверений, а также по- рядок ношения форменной одежды (п. 6.8) |
В Постановлении N 783 данная функция МНС России не была прописана |
|
ФНС России не вправе осуществ- лять в установленной сфере дея- тельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постанов- лениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Указан- ные ограничения полномочий Служ- бы не распространяются на полно- мочия руководителя Службы по уп- равлению имуществом, закреплен- ным за Службой на праве опера- тивного управления, решению кад- ровых вопросов и вопросов орга- низации деятельности Службы (п. 7) |
См. примечания к п. 7.6, 7.7 Постановления N 783 |
|
МНС России подготавливает в пре- делах своей компетенции предложе- ния по совершенствованию налого- вой политики, планированию нало- говых поступлений, развитию налогового законодательства в Российской Федерации, валютного законодательства и законодатель- ства в области производства и оборота этилового спирта, спирто- содержащей, алкогольной и табач- ной продукции, а также законода- тельства о государственной регис- трации юридических лиц, крестья- нских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 7.6) |
В настоящее время это не входит в перечень полномочий ФНС России (см. положения п. 7 Пос- тановления N 506) |
|
МНС России обобщает практику применения законодательства о на- логах и сборах, анализирует от- четные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства Рос- сийской Федерации о налогах и сборах (п. 7.7) |
В настоящее время это не входит в перечень полномочий ФНС России (см. положения п. 7 Пос- тановления N 506) |
|
МНС России проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей (п. 7.1) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России проводит совместно с правоохранительными и контроли- рующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законода- тельства о налогах и сборах (п. 7.9) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов России не государствен- ных содержится внебюджетных фон- дов на соответствующий год (п. 7.11) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России участвует в разработке государственных стандартов, тех- нических условий, норм и правил в области контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (п. 7.20) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России проводит экспертизу и обследование организаций для определения соответствия требова- ниям, предъявляемым к производст- ву и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (п. 7.21) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России участвует в разработке минимальных отпускных, оптовых и розничных цен на алкогольную продукцию, установлении ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию (п. 7.22) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России анализирует отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнитель- ной власти, органов исполнитель- ной власти субъектов Российской Федерации и организаций, и на их основе разрабатывает мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (п. 7.23) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России выступает в установ- ленном порядке государственным заказчиком по разработке норма- тивно-технической документации по вопросам учета и контроля произ- водства, розлива, хранения и оп- товой продажи спиртосодержащей и алкогольной продукции (п. 7.25) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России представляет в уста- новленном порядке в пределах своей компетенции в соответствую- щие федеральные органы исполни- тельной власти, правоохранитель- ные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о выявленных нарушениях (п. 7.26) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России налагает штрафы на организации и физических лиц, виновных в нарушении законода- тельства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также штрафы за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации организа- циями и физическими лицами, осу- ществляющими предпринимательскую деятельность без образования юри- дического лица (п. 7.27) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России осуществляет в преде- лах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства Рос- сийской Федерации в области госу- дарственной регистрации юридичес- ких лиц, крестьянских (фермерс- ких) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпри- нимателей (п. 7.30) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России обеспечивает в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов (п. 7.32) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право требовать от налогоплательщика или налого- вого агента документы (по уста- новленным формам), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также поясне- ния и документы, подтверждающие правильность исчисления и своев- ременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов (п. 8.1) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным госу- дарственными органами и органа- ми местного самоуправления, служащие основаниями для исчис- ления и уплаты (удержания и пе- речисления) налогов, а также пояснения и документы, подтвер- ждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удер- жания и перечисления) налогов |
|
МНС России имеет право проводить в установленном порядке налоговые проверки (п. 8.2) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.2 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ |
|
МНС России имеет право произво- дить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку докумен- тов, свидетельствующих о соверше- нии налоговых правонарушений, если есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (п. 8.3) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.3 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе производить выемку документов при проведении налоговых прове- рок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельст- вующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, ког- да есть достаточные основания полагать, что эти документы бу- дут уничтожены, сокрыты, изме- нены или заменены |
|
МНС России имеет право произво- дить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку докумен- тов, свидетельствующих о соверше- нии налоговых правонарушений, ес- ли есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (п. 8.3) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.3 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе производить выемку документов при проведении налоговых прове- рок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельст- вующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, ког- да есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, из- менены или заменены |
|
МНС России имеет право вызывать на основании письменного уведом- ления в налоговые органы налогоп- лательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных слу- чаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах (п. 8.4) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.4 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письмен- ного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налого- вых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связан- ных с исполнением ими законода- тельства о налогах и сборах |
|
МНС России имеет право приоста- навливать в установленном поряд- ке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и на- лагать арест на их имущество (п. 8.5) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.5 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогопла- тельщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ |
|
МНС России имеет право обследо- вать любые используемые налогоп- лательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения незави- симо от места их нахождения про- изводственные, складские, торго- вые и иные помещения и террито- рии, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (п. 8.6) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.6 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объек- тов налогообложения независимо от места их нахождения произ- водственные, складские, торго- вые и иные помещения и террито- рии, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщи- ку имущества. Порядок проведе- ния инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России |
|
МНС России имеет право определять суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет и государственные внебюд- жетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогопла- тельщиках в случае отказа налого- плательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследо- ванию производственных, складс- ких, торговых и иных помещений и территорий, используемых налого- плательщиком для извлечения дохо- да либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также в случае непредставления в тече- ние более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведше- го к невозможности исчислить на- логи и сборы (п. 8.7) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, под- лежащие внесению налогоплатель- щиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных анало- гичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщи- ка допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производствен- ных, складских, торговых и иных помещений и территорий, исполь- зуемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связан- ных с содержанием объектов налогообложения, непредставле- ния в течение более двух меся- цев налоговому органу необходи- мых для расчета налогов доку- ментов, отсутствия учета дохо- дов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установлен- ного порядка, приведшего к не- возможности исчислить налоги |
|
МНС России имеет право требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устра- нения выявленных нарушений зако- нодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указан- ных требований (п. 8.8) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.8 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщи- ков, налоговых агентов, их представителей устранения выяв- ленных нарушений законодательс- тва о налогах и сборах и конт- ролировать выполнение указанных требований |
|
МНС России имеет право взыскивать в установленном порядке недоимки по налогам, сборам и пени (п. 8.9) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.9 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ |
|
МНС России имеет право контроли- ровать соответствие крупных рас- ходов физических лиц их доходам (п. 8.10) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.10 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам |
|
МНС России имеет право требовать от банков документы, подтверждаю- щие исполнение платежных поруче- ний налогоплательщиков, платель- щиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоря- жений) налоговых органов о списа- нии со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней (п. 8.11) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.11 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение пла- тежных поручений налогоплатель- щиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) нало- говых органов о списании со счетов налогоплательщиков, пла- тельщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени |
|
МНС России имеет право привлекать в установленном порядке для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и пере- водчиков (п. 8.12) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.12 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе привлекать для проведения нало- гового контроля специалистов, экспертов и переводчиков |
|
МНС России имеет право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контро- ля (п. 8.13) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.13 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть извест- ны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля |
|
МНС России имеет право представ- лять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на осуществление определенных видов деятельности, приостанавливать в пределах своей компетенции действие лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкого- льной и табачной продукции или обращаться в суд с заявлением об аннулировании указанных лицензий (п. 8.14) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.14 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе заявлять ходатайства об анну- лировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определен- ных видов деятельности |
|
МНС России имеет право создавать в установленном порядке налоговые посты (п. 8.15) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.15 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе создавать налоговые посты в по- рядке, установленном НК РФ |
|
МНС России имеет право предъяв- лять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (п. 8.16) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содер- жится. Согласно п. 1.16 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрис- дикции или арбитражные суды ис- ки: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения за- конодательства о налогах и сбо- рах; о признании недействительной государственно регистрации юри- дического лица или государст- венной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации; о досрочном расторжении догово- ра о налоговом кредите и дого- вора об инвестиционном налого- вом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствую- щим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящей- ся более трех месяцев за орга- низациями, являющимися в соот- ветствии с гражданским законо- дательством Российской Федера- ции зависимыми (дочерними) об- ществами (предприятиями), с соответствующих основных (пре- обладающих, участвующих обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобла- дающими, участвующими) общест- вами (товариществами, предприя- тиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприя- тий); в иных случаях, предус- мотренных НК РФ |
|
МНС России имеет право осуществ- лять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации о валют- ном регулировании и валютном кон- троле (п. 8.17) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право осуществ- лять в пределах своей компетенции права органов валютного контроля в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации о валют- ном регулировании и валютном кон- троле (п. 8.17) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право взаимодей- ствовать с иными органами валют- ного контроля при осуществлении валютного контроля (п. 8.18) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержа- щей и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стан- дартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаков- ке и маркировке (п. 8.19) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от под- ведомственности и формы собствен- ности, производящими и (или) реа- лизующими этиловый спирт, спирто- содержащую и алкогольную продук- цию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоиз- меряющие приборы, проводить конт- рольные сливы, оперативные про- верки наличия остатков и инвента- ризацию этилового спирта, спирто- содержащей и алкогольной продук- ции, проверять оформление товар- но-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты (п. 8.20) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право получать от руководителей и должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой (п. 8.21) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, отказывать в государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физичес- ких лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 8.22) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке террито- риальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации (п. 8.24) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству Российской Федерации, давать обязательные для исполнения ука- зания территориальным органам (п. 8.26) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право осуществ- лять в установленном порядке уп- равление переданным ему в опера- тивное управление государственным имуществом (п. 8.29) |
В Постановлении N 506 данных полномочий ФНС России не содержится |
|
МНС России имеет право осуществ- лять другие права, предусмотрен- ные Налоговым кодексом Российской Федерации, иными федеральными за- конами, нормативными правовыми актами Президента Российской Фе- дерации и Правительства Российс- кой Федерации (п. 8.30) |
См. примечания к п. 5.22 Поста- новления N 506 |
А.Э. Сердюков,
руководитель Федеральной налоговой службы
Е.С. Вылкова,
д.э.н., профессор кафедры финансов СПбГУЭФ
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 1, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полный текст постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 не приводится; основные положения Постановления включены в сравнительную таблицу комментария, в круглых скобках указаны номера пунктов документа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров"
Учредитель: ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-9771
Адрес редакции журнала: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1