Имеет ли право организация, реализующая населению товары (работы, услуги) по льготным тарифам, предъявлять финансовым органам региона счета-фактуры на возмещение разницы между установленными тарифами и тарифами, оплачиваемыми населением? В каком порядке следует применять НДС при получении из бюджета денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан?
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС независимо от источника финансирования.
Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Кроме того, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, полученные в том числе в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Учитывая вышеизложенное, денежные средства, получаемые из соответствующего бюджета в счет увеличения доходов при реализации товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), включаются в налоговую базу по НДС.
Что касается денежных средств, выделяемых из бюджета на покрытие фактических убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, то на основании вышеуказанных положений главы 21 НК РФ такие денежные средства в налоговую базу по НДС не включаются.
Вышеприведенный порядок применения НДС в отношении денежных средств, выделяемых из бюджета, соответствует положениям п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.
Согласно ст. 168 и 169 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики (в том числе организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги) выставляют счета-фактуры с указанием цены (тарифа) реализуемых товаров (работ, услуг) и соответствующей суммы НДС покупателям, а не организациям, осуществляющим какое-либо финансирование. В связи с этим организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, не должны выставлять вышеуказанные счета-фактуры финансовым органам.
Однако, учитывая вышеизложенное, в сумме средств, перечисляемых из бюджета в виде разницы между установленной суммой тарифов по коммунальным услугам и тарифом, уплачиваемым льготными категориями лиц, должна учитываться сумма НДС.
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
1 января 2005 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1