Правомочна ли объединенная профсоюзная инспекция труда производить экспертизы условий труда, устанавливать должности и профессии с вредными условиями труда (например, директор, бухгалтер, начальник отдела кадров) и на основании подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не начислять единый социальный налог на выплаты компенсации в их пользу?
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
К указанным в подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ компенсациям относятся в том числе компенсационные выплаты, установленные ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), в соответствии с которой каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ст. 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы, уполномоченные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
Вместе с тем согласно действующему законодательству они не имеют права устанавливать должности и профессии работников, которым предусматриваются компенсации за условия труда.
Согласно ст. 147 ТК РФ перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
До определения Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда следует руководствоваться отраслевыми перечнями вышеуказанных работ, утвержденными постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
Оплата труда руководителей государственных унитарных предприятий производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.1994 N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)", согласно которому оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия из прибыли. Другие виды оплаты труда руководителю не предусмотрены.
Что касается других работников, перечисленных в вопросе, то с учетом финансово-экономического положения работодателя им могут устанавливаться льготы и преимущества по сравнению с установленными законами, иными нормативными актами, соглашениями, что должно быть оговорено в коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ).
Таким образом, компенсационные выплаты, производимые в соответствии с установленными локальными актами организации, не соответствуют критериям компенсационных выплат, предусмотренных подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, и подлежат обложению единым социальным налогом.
В.Н. Барсукова
1 января 2005 г.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1