Рекламный ЕНВД: контуры прорисовываются...
Поправки, внесенные Законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ, вызывают массу вопросов у налогоплательщиков. В связи с этим официальные органы выпустили очередное разъяснение - Письмо ФНС от 30 ноября 2004 г. N 22-2-14/1841@ "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В нем налоговики разъясняют, что положения о рекламном ЕНВД касаются распространителей любой наружной рекламы, в том числе и носящей социальную направленность. Вывески с информацией об изготовителе, исполнителе или продавце (фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес), режим работы и т.п.), а также аналогичная информация учреждений культуры, образования и здравоохранения, размещаемая на принадлежащих этим учреждениям стационарных технических средствах и объектах недвижимого имущества, не считаются рекламой и не подпадают под ЕНВД. Основание - ст. 9 Закона РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также нормы Закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе".
Кроме того, деятельность по передаче в аренду (субаренду) рекламных носителей не имеет отношения к распространению рекламы, подлежащему переводу на спецрежим. По мнению налоговых органов, именно последнее звено в цепочке арендаторов средства наружной рекламы и информации (СНРИ) - участник, оказывающий услуги непосредственно рекламодателю, - подлежит переводу на ЕНВД. В случае совмещения облагаемой ЕНВД деятельности по передаче СНРИ непосредственно для размещения рекламы и другой деятельности нужно использовать порядок налогообложения, установленный для совмещения двух налоговых режимов.
Из положений Письма N 22-2-14/1841@ об аренде следует, что цель предоставления СНРИ в пользование должна быть максимально четко прописана в договоре. Вряд ли у владельца (пользователя) СНРИ получится избежать "рекламного" ЕНВД, предоставляя СНРИ в аренду организации или предпринимателю - неплательщику рекламного ЕНВД, который использует СНРИ по прямому назначению (например, для размещения собственной рекламы). Напомним, что в письмах МНС России от 10.11.2004 N 22-0-10/1760@ и Минфина России от 29.10.2004 N 03-06-05-02/13 сказано, что не считается "вмененной" деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по самостоятельному распространению и (или) размещению рекламной информации о своих товарах (работах, услугах).
К сведению!
При совмещении видов деятельности с различными системами налогообложения пользуйтесь, в частности, письмами МНС России от 04.09.2003 N 22-2-16/1962-АС207; от 10.09.2004 N 22-1-15/1522; Минфина России от 03.06.2003 N 04-05-12/60; от 16.08.2004 N 03-06-05-04/05; от 28.04.2004 N 04-03-1/59 и др. В Письме Минфина России от 26.03.2004 N 04-02-03/69 указано, что организациям, одновременно применяющим УСН и ЕНВД, необходимо вести бухгалтерский учет в полном объеме.
В статье 346.27 НК РФ даны определения физических показателей для расчета рекламного вмененного дохода, которым соответствуют два вида базовой доходности (см. п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Базовая доходность в размере 3000 руб. определена для наружной рекламы, изготовленной печатным и (или) полиграфическим способом, а для световых и электронных табло этот параметр составляет 4000 руб. В обоих случаях физическим показателем является площадь информационного поля в квадратных метрах.
Кодексом не определен порядок расчета физических показателей для целого ряда ситуаций, поэтому это сделали налоговики в Письме N 22-2-14/1841@.
- Во-первых, если рекламная информация изменяется в течение определенного периода времени (рекламный щит со сменными "картинками"), то площадь информационного поля определяется по совокупности площадей всех демонстрируемых изображений.
- Во-вторых, для световых и электронных табло фиксируется площадь светоизлучающей поверхности независимо от количества размещенной (демонстрируемой) на них рекламной информации. Остался, правда, открытым вопрос о том, будет ли учтена при определении налогооблагаемой площади информационного поля (изображения) та часть площади, которую налогоплательщик использует для собственной рекламы, не подлежащей обложению ЕНВД.
- В-третьих, для временно простаивающих СНРИ исчисление налоговой базы по ЕНВД производится только за те календарные месяцы налогового периода, в течение которых СНРИ фактически использовалось по назначению. При этом независимо от количества дней его использования в данном месяце срок использования принимается за полный месяц. Аналогичная позиция ранее изложена в п. 12 Письма Минфина России от 22.01.2003 N 04-05-12/02.
Однако существуют прецеденты, когда судом было указано, что ни одной из норм действующего законодательства о ЕНВД четко не урегулирован вопрос расчета ЕНВД и его уплаты в случае осуществления деятельности не с первого дня налогового периода. Следовательно, период фактической деятельности может определяться с точностью до календарного дня (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2002 N А26-719/02-02-04/36).
В Письме же сказано, что уточнением фактического срока (для целей исчисления ЕНВД) займутся законодательные органы субъектов РФ через систему формирования коэффициента базовой доходности К2. В 2005 году К2 определяется законодательными органами государственной власти субъектов РФ, а с 1 января 2006 г. - представительными органами муниципальных районов, городских округов и законодательными органами государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 5, 7 Закона N 95-ФЗ).
Е. Веденина,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 4, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.