Общественная организация получила от администрации города целевые средства на выполнение социальных программ. Полученные средства используются строго по смете, контроль за расходованием средств осуществляет счетная палата города. Как учитываются данные средства в бухгалтерском и налоговом учете?
Прежде всего необходимо выяснить суть юридических отношений общественной организации с администрацией города. При этом возможны как минимум два варианта отношений.
Первый вариант, наиболее распространенный, предполагает, что между сторонами заключен договор возмездного оказания услуг, стороны которого именуются "заказчик" и "исполнитель". Независимо от того, будет ли получена прибыль от данного договора, поступления по данному договору являются доходами от реализации и в бухгалтерском учете отражаются на счете 90. Наличие в платежном поручении на получение средств администрации города записи "НДС не облагается" отнюдь не означает, что с суммы полученных средств не следует уплачивать НДС. Если в ст. 149 НК РФ по деятельности, предусмотренной договором, льгот не предусмотрено, то стоимость данных работ (услуг) включается в налоговую базу по НДС.
Иногда бухгалтеры некоммерческих организаций пытались обосновать невключение сумм, полученных по рассматриваемым договорам, в число доходов от реализации, ссылаясь на то, что эта деятельность не является предпринимательской. Однако с 2002 года доходы НКО учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вне зависимости от того, является деятельность НКО предпринимательской или нет, как это было до вступления в силу 25-й главы НК РФ.
При выполнении договора социального заказа в смете могут быть предусмотрены расходы, которые при формальном прочтении ст. 270 НК РФ можно отнести к расходам, не уменьшающим базу по налогу на прибыль. Например, затраты на проезд, проживание и питание участников различных мероприятий, призы и подарки участникам конкурсов и т.п. По мнению автора, поскольку данные расходы согласованы с заказчиком и одобрены им, то вышеперечисленные и аналогичные им расходы учитываются при формировании налоговой базы.
В бухгалтерском учете некоммерческой организации, выполняющей договор возмездного оказания услуг, не применяется Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N 92н, поскольку согласно п. 1 этого документа "настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее - организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) ".
Второй вариант отношений между некоммерческой организацией и администрацией города - это получение субвенций и субсидий. Средства на их выдачу предусматриваются в законодательных актах о формировании федерального, регионального и местных бюджетов. В этом случае полученные средства не учитываются при формировании налоговой базы согласно подп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ. Отчет об использовании бюджетных средств представляется помимо финансовых органов также в налоговый орган в составе годовой декларации по налогу на прибыль (лист 10).
К сведению!
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ:
- субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов,
- субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Немаловажным фактором при отнесении полученных средств к первому или второму варианту является правильное оформление документов. Нередки случаи, когда целевые поступления из бюджета оформляются договором возмездного оказания услуг. В этом случае налогоплательщику будет крайне трудно доказать проверяющим, что на самом деле полученные средства налогообложению не подлежат.
К числу типичных ошибок относятся также выставление счета и счета-фактуры по требованию финансовых органов. При получении целевого бюджетного финансирования эти документы выписываться не должны, так как согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются лишь при реализации товаров (работ, услуг). Получение субсидии или субвенции реализацией не является.
В бухгалтерском учете получение субвенций или субсидий ведется на счете 86 "Целевое финансирование". В форме N 6 "Отчет о целевом использовании полученных средств", входящей в рекомендательном порядке в состав бухгалтерской отчетности, полученные суммы, по мнению автора, следует отражать по строке 250 "Прочие". По желанию организации возможна дополнительная детализация сумм, отраженных по данной строке.
П. Гамольский,
председатель Клуба бухгалтеров и аудиторов
некоммерческих организаций
1 января 2005 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 4, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.