Организация является плательщиком транспортного налога. По одному из автомобилей возник спор с налоговым органом. По данным паспорта транспортного средства (ПТС) автомобиль относится к категории "прочие легковые", соответственно налог мы исчисляем по ставке, предусмотренной для легковых автомобилей.
В июле 2004 г. налоговая инспекция довела до нашего сведения полученные с завода-производителя данные, из которых следовало, что этот автомобиль относится к категории "грузовой". Налоговая, пересчитав сумму транспортного налога за 2003 г. и за истекший период 2004 г. (по ставке, предусмотренной для соответствующих грузовых автомобилей), насчитала пени, а также привлекла организацию к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ (за неуплату налога в связи с занижением налоговой базы).
Права ли налоговая инспекция в данной ситуации? Можем ли мы оспорить ее решения?
Для того чтобы оценить законность действий налогового органа, нужно обратиться к положениям гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. Необходимо установить, какие данные используются при исчислении налога, какой документ может быть достаточным основанием для применения той или иной ставки налога, перерасчета его суммы.
Из положений гл. 28 НК РФ следует, что и налоговая база, и налоговая ставка по транспортному налогу определяются исходя из технических данных транспортного средства - мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, его веса. Технические характеристики транспортного средства, в частности автомобиля, содержатся в паспорте транспортного средства (ПТС). В соответствии со ст. 362 НК РФ, если налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога, то и расчет они производят на основании имеющихся у них данных, т.е. по ПТС.
Поскольку ваша организация на момент расчета суммы налога использовала данные об автомобиле, содержащиеся в ПТС, а значит, правильно исчислила налог, каких-либо неправомерных действий, являющихся обязательным признаком состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ, она не совершила.
Мы можем только предположить, чем вызваны подобные действия налоговой инспекции. Возможно, ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (по просьбе налоговых органов или по собственной инициативе) направил информацию по выпускаемым автотранспортным средствам по налоговым органам, а те в свою очередь распространили ее по всем нижестоящим налоговым инспекциям. Например, Управление МНС России по г. Москве письмом от 03.08.04 N 23-01/3/50988 "О транспортном налоге" направило эти сведения в нижестоящие инспекции для руководства и использования в работе.
По нашему мнению, полученные от завода-изготовителя данные о транспортном средстве, не совпадающие с теми, которые указаны в ПТС, не являются основанием для перерасчета суммы налога. Эти данные могут быть лишь поводом для проведения налоговым органом соответствующей проверки с целью устранения всех противоречий и неясностей относительно объекта налогообложения. Ведь если будет установлено, что транспортное средство относится к иной категории, чем указано в ПТС, то для начала изменению подлежат регистрационные данные о транспортном средстве (в ПТС делаются соответствующие отметки или производится замена регистрационных документов - см. приказ МВД России от 27.01.03 N 59). И только после этого возможен перерасчет суммы налога.
Для того чтобы оценить решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога за 2004 г., доначислении суммы налога и пеней, следует установить, есть ли в действиях налогоплательщика состав правонарушения, а также сама недоимка.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Поскольку транспортный налог является региональным, часть полномочий по его установлению передана субъектам РФ.
Так, законами субъектов может быть установлен порядок уплаты налога, предусматривающий платежи до истечения налогового периода. Однако такие суммы являются авансовыми платежами по налогу.
Соответственно сам факт неуплаты налога может быть выявлен только по истечении налогового периода (не раньше 2005 г.), а неуплата авансовых платежей по налогу не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. Отсюда следует, что привлечь к налоговой ответственности за неуплату налога за 2004 г. до истечения календарного года невозможно. В этой части решение налогового органа незаконно.
1 января 2005 г.
"Налоговые споры", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговые споры"
Официальный печатный орган палаты налоговых консультантов России
Учредители:
Палата налоговых консультантов России
Международный центр финансово-экономического развития (ЗАО "МЦФЭР")
Издатель: ЗАО "МЦФЭР"
Лицензия на издательскую деятельность:
код 221, серия ИД, N 00445 от 15.11.99 Свидетельство: ПИ N 77-16544 от 13.10.2003
Адрес редакции: 129164, Москва, ул. Ярославская, д. 8, корп. 5, а/я 9
Тел.: (095) 937-90-80. Факс: (095) 937-90-85
E-mail: palata.magazine@mcfr.ru
Подписные индексы
по каталогу агентства "Роспечать" - 82989, 82990
по каталогу "Пресса России" - 15157, 15158 по каталогу "Почта России" - 16676, 16677