Как повысить эффективность процедур банкротства
В ходе реорганизации налоговых органов на них возложены функции уполномоченного органа по представлению интересов государства в делах и процедурах банкротства предприятий. Это сделано в целях повышения эффективности работы по банкротствам. На мой взгляд, чтобы действительно улучшить эту работу, нужно предпринять ряд мер.
Во-первых, нужно обеспечить оперативность применения законодательства о банкротстве. Например, целесообразно отслеживать ситуацию, если рост долгов предприятий угрожает их существованию. Нередко долги становятся неподъемными настолько, что у налогоплательщика не остается другого выхода, кроме как самому начать преднамеренное банкротство: создавать новые предприятия, уводить активы, полностью не платить налоги, вводить фиктивных кредиторов и т.п. Чтобы воспрепятствовать этому, уже сейчас надо приступать к мониторингу потенциальных "банкротов". Кроме того, в рамках налогового контроля должно больше внимания уделяться обоснованности возникающей задолженности у иных конкурсных кредиторов.
Во-вторых, должны быть сокращены расходы на процедуры банкротства. Речь идет не только о "сдержанности" в установлении вознаграждений арбитражным управляющим, но и о проверке обоснованности расходов на оплату различных услуг. Например, расходов, связанных с оформлением документов, подготовкой землеустроительных дел и т.д.
В-третьих, нужно пересмотреть нормы законодательства. Большим упущением в результате передачи функций по процедурам банкротства явилось то, что осталась "ничейной" функция государственного финансового контрольного органа. Она позволяла упраздненной Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству давать заключение правильности оценки, произведенной независимыми оценщиками имущества должника.
Кроме того, установление признаков преднамеренного (фиктивного) банкротства сегодня осталось только на совести арбитражных управляющих. Вместе с тем арбитражному управляющему может быть невыгодно ссориться с собственником или руководителем должника, поскольку те имеют право "немотивированного" отвода слишком бдительного арбитражного управляющего.
Наконец, в-четвертых, налоговые органы должны повысить требовательность к качеству работы арбитражных управляющих непосредственно в ходе банкротств. К сожалению, большинство планов внешнего управления сводится лишь к продаже непрофильных активов. Такие планы сохраняют убыточные производства, не предусматривают внедрения новых технологий - словом, не содержат антикризисной программы и даже не предусматривают уплату текущих платежей.
По моему мнению, показатели эффективности работы при завершении процедур банкротства, своевременная уплата текущих платежей должны стать определяющими для дальнейшего сотрудничества с арбитражными управляющими.
Новосибирская область
Количество инспекций: 22, все участвуют в программе модернизации налоговых органов.
Численность налогоплательщиков: 2 057 945, в том числе 97 178 организаций и 1 960767 граждан (по состоянию на 1 января 2004 года).
Поступления в консолидированный бюджет за 2003 год: 33 763,73 млн. руб. (118,4% от аналогичного показателя 2002 года).
Сайт: www.r54.nalog.ru
В.А. Камышан,
и.о. руководителя Управления ФНС России по Новосибирской области,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Российский налоговый курьер", N 1-2, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru