Подготовка к переходу на новый план счетов бюджетного учета
Приказом Минфина России от 26.08.04 г. N 70н (далее - приказ N 70н) утверждены новые План счетов бюджетного учета и Инструкция по бюджетному учету.
В соответствии с приказом N 70н новый План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению вводятся в действие с 1 января 2005 г., переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету необходимо осуществить до 1 октября 2005 г. по мере организационно-технической готовности учреждений. Однако согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Для обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения в учетной политике должны вводиться с начала финансового года. Поэтому независимо от того, когда бюджетные учреждения примут непосредственное решение о переходе на новый План счетов, в целях соблюдения требования сопоставимости данных за 2005 г. при составлении отчетности необходимо, чтобы как входящие остатки на 1 января 2005 г., так и все операции, совершенные в 2005 г., учитывались по новым правилам бюджетного учета.
Новая Инструкция по бюджетному учету содержит новый порядок учета ряда объектов. Кроме того, теперь на учет следует поставить ряд объектов, которые ранее не отражались в балансах бюджетных учреждений. Поэтому необходимо заранее начать работу по подготовке к переходу на новый План счетов.
Субъекты Российской Федерации в рамках организации бухгалтерского учета должны решить такие вопросы, как профессиональная подготовка бухгалтерских служб в бюджетных учреждениях, внедрение новых информационных технологий, сопровождающих бюджетный учет, организация, а иногда и восстановление централизованных бухгалтерий (особенно на поселенческом уровне) и др.
Новый План счетов имеет новую структуру и кодировку счетов. Из-за кардинального изменения Плана счетов, являющегося основой конфигурации, фирма "1С" разработала новую типовую конфигурацию "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5". Вести бухгалтерский учет бюджетных учреждений по Инструкции, утвержденной приказом N 70н, надо в новой информационной базе. Предусмотрен автоматический перенос из типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 4", используемой для ведения учета по Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. N 107н, всей необходимой нормативно-справочной информации - данные констант и справочников, не потерявших актуальность, - в новую конфигурацию, а также разрабатывается конвертер для переноса остатков.
Прежде чем переносить остатки со старого Плана счетов на новый, нужно провести полную инвентаризацию всех объектов имущества и финансовых обязательств по состоянию на 1.01.05 г. и отразить ее результаты в учете 2004 г.:
списать с учета не используемые по причине ветхости и непригодности для дальнейшего использования малоценные предметы и основные средства, которые не требуют разрешения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом или его территориального органа на списание;
отразить потери и недостачи;
поставить на учет излишки;
проанализировать дебиторскую и кредиторскую задолженность;
списать на забалансовые счета задолженность с истекшим сроком исковой давности, не реальную к взысканию, и т.п.
При инвентаризации необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с новым порядком появляются новые объекты учета, которые в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом N 107н, на балансе не отражаются. Поэтому следует также провести инвентаризацию имущества и обязательств, которые пока не числятся на вашем балансе, но которые надо поставить на учет в 2005 г. Затем нужно определиться по каждому объекту учета - на каком счете нового Плана счетов он будет учитываться.
Рассмотрим более подробно порядок действий бухгалтера.
Инвентаризация
Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49, а также Инструкцией, утвержденной приказом N 107н.
В конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 4" предусмотрено заполнение инвентаризационных описей данными бухгалтерского учета автоматически по данным, хранящимся в программе.
На объекты, которые надо поставить на учет в соответствии с новым порядком бюджетного учета, надо оформить отдельные инвентаризационные описи. Если нет бумажных бланков, необходимый бланк можно сформировать в "Бухгалтерии для бюджетных организаций, редакция 4" и отредактировать данные средствами "1С:Предприятия" или Excel (сохранив бланк как таблицу Excel).
В программе "Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 4" согласно Инструкции, утвержденной приказом N 107н, учет имущественно-материальных ценностей ведется по источникам финансирования, материально ответственным лицам, а учет основных средств - также и по подразделениям. В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5" учет имущества осуществляется в аналогичных разрезах, поэтому рекомендуем формировать инвентаризационные описи не только по конкретному материально ответственному лицу, но и по конкретному подразделению (указывать в настройке параметров формирования инвентаризационных описей конкретные материально ответственное лицо и подразделение), а также по конкретному источнику финансирования. Это особо важно для тех основных средств, по которым ведется групповой учет.
В сформированном отчете будут представлены данные бухгалтерского учета по всем объектам, которые числятся за указанным материально ответственным лицом, подразделением.
Форма инвентаризационной описи (ф. 401) имеет дополнительную графу "Примечание", в которой при формировании в конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" (меню "Отчеты - Инвентаризация") для каждой номенклатуры (номенклатурной группы) имущественно-материальных ценностей автоматически проставляется счет бухгалтерского учета (по Инструкции, утвержденной приказом N 107н). При проведении инвентаризации целесообразно в этой графе проставить также счет бухгалтерского учета по новому Плану счетов.
Основные средства
При переходе на новый порядок учета основных средств следует обратить внимание на то, что:
изменен состав субсчетов счета 01 (101.01) "Основные средства";
изменены критерии отнесения объектов (предметов) к основным средствам;
отменены правила присваивания инвентарных номеров;
вместо годового износа ежемесячно начисляется амортизация.
Согласно п. 23 Инструкции, утвержденной приказом N 70н, учет основных средств ведется в соответствии с классификацией, установленной Общероссийским классификатором основных фондов (далее - ОКОФ), на следующих синтетических субсчетах Плана счетов бюджетного учета:
101.01 "Жилые помещения";
101.02 "Нежилые помещения";
101.03 "Сооружения";
101.04 "Машины и оборудование";
101.05 "Транспортные средства";
101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
101.07 "Библиотечный фонд";
101.08 "Мягкий инвентарь";
101.09 "Драгоценности и ювелирные изделия";
101.10 "Прочие основные средства".
Примечание. Здесь и далее приведены только синтетические и аналитические счета Плана счетов, утвержденного приказом N 70н. Для удобства восприятия коды аналитических счетов (субсчета) приведены через точку.
Помимо объектов, входящих в состав ОКОФ, подлежат бюджетному учету:
ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, самородки драгоценных металлов и драгоценные камни и др. в составе счета 101.09 "Драгоценности и ювелирные изделия";
белье, постельное белье и принадлежности, одежда и обмундирование, обувь и др. в составе счета 101.08 "Мягкий инвентарь";
посуда в составе счета 101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 101 "Основные средства".
Следовательно, для перевода находящихся в учете основных средств на новый План счетов их необходимо группировать по его субсчетам в соответствии с ОКОФ. Кроме того, на основании принадлежности основных средств к той или иной группе по ОКОФ производится определение нормы амортизации.
Амортизация
Согласно п. 40 Инструкции, утвержденной приказом N 70н, годовая сумма начисления амортизации основных средств и нематериальных активов рассчитывается линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. В соответствии с этим пунктом срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету по классификации объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации.
Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1.01.02 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 9.07.03 г. N 415, от 8.08.03 г. N 476) классификация основных средств по срокам полезного использования производится исходя из принадлежности к группе ОКОФ.
В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5" в карточке основного средства (нематериального актива) амортизационная группа определяется автоматически исходя из заданного кода по ОКОФ, поэтому важно заранее определить принадлежность каждого основного средства к определенной группе по ОКОФ, а также установить его срок полезного использования.
Задание кодов по ОКОФ
В конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 4" предусмотрена классификация основных средств и нематериальных активов по кодам ОКОФ. Для этой цели в справочнике "Основные средства" используется реквизит "Код по ОКОФ". В нем строкой текста (10 позиций) или выбором из справочника "ОКОФ" указывается код по Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госкомстата России от 26.12.94 г. N 359.
Классифицировать по ОКОФ следует все имеющиеся объекты основных средств и нематериальных активов - нужно заполнить в справочнике "Основные средства" реквизит "Код по ОКОФ" для каждого объекта. Это позволит заполнить соответствующий реквизит в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5" при автоматическом переносе нормативно-справочной информации.
Если основные средства классифицированы по ОКОФ (в справочнике "Основные средства" для каждого инвентарного номера заполнен реквизит "Код по ОКОФ"), то для проставления новых счетов удобно использовать отчет "Опись инвентарных карточек (ОС-10)" (меню "Отчеты - Учет ОС и НМА"), в котором выдается перечень основных средств (с детализацией по субсчетам, материально ответственным лицам и подразделениям) с указанием кодов ОКОФ. В свободных графах отчета следует проставить коды новых счетов, а также сроки полезного использования. Сформированный отчет при необходимости можно сохранить как таблицу Excel и средствами Excel добавить в него новые графы.
Проставление счетов по новому Плану счетов
В табл. 1 приведено соответствие субсчетов счета 01 "Основные средства" по Плану счетов, приведенному в Инструкции, утвержденной приказом N 107н, и счета 101 по Плану счетов, приведенному в Инструкции, утвержденной приказом N 70н.
Таблица 1
Состав счета 01 (07) по Инструкции, утвержденной приказом N 107н |
Состав счета 101 по Инструкции, утвержденной приказом N 70н |
010 Здания | 101.01 Жилые помещения 101.02 Нежилые помещения |
011 Сооружения 012 Передаточные устройства |
101.03 Сооружения |
013 Машины и оборудование | 101.04 Машины и оборудование |
015 Транспортные средства | 101.05 Транспортные средства |
016 Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйст- венный инвентарь |
101.06 Производственный и хозяй- ственный инвентарь |
018 Библиотечный фонд | 101.07 Библиотечный фонд |
07(072, 073) Белье, постельные при- надлежности, одежда и обувь на складе и в эксплуатации |
101.08 Мягкий инвентарь |
101.09 Драгоценности и ювелирные изделия |
|
019 Прочие основные средства, кроме земельных участков, капитальных рас- ходов по улучшению земель и докумен- тации по типовому проектированию 017 Рабочий и продуктивный скот |
101.10 Прочие основные средства |
Соответствие счетов в табл. 1 условно. При группировке объектов по новому Плану счетов в первую очередь следует руководствоваться принадлежностью объекта к той или иной группе по ОКОФ.
Как видно из табл. 1, объекты, учтенные на счете 010 "Здания", необходимо разделить на жилые и нежилые.
Передаточные устройства по большей части в соответствии с ОКОФ перейдут в состав сооружений на счет 101.02.
При переносе остатков со счета 019 "Прочие основные средства" необходимо иметь в виду следующее.
Согласно п. 42 Инструкции, утвержденной приказом N 107н, на счете 019 "Прочие основные средства" по группе N 2 учитываются капитальные расходы по улучшению земель. Кроме того, по указанному субсчету согласно разъяснениям Минфина России бюджетные учреждения учитывают стоимость земельных участков. Для отражения перечисленных объектов в новом Плане счетов предназначен счет для учета непроизведенных активов 102.01 "Земля".
В соответствии с п. 10 Инструкции, утвержденной приказом N 70н, к учету на счете 101 "Основные средства" принимаются материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для его управленческих нужд, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
В новом Плане счетов отсутствуют специальные счета для учета малоценных предметов, поэтому такую же работу по инвентаризации следует проделать с малоценными предметами.
При отнесении малоценных предметов в состав основных средств следует руководствоваться п. 10 Инструкции, утвержденной приказом N 70н, и ОКОФ. При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 23 данной Инструкции учету на счете 101 "Основные средства" подлежат мягкий инвентарь, субсчет 101.08 "Мягкий инвентарь", а также посуда - в составе счета 101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь".
Учет основных средств будет вестись, как и прежде, в полных рублях.
При переходе на новый План счетов учреждения, которые имеют ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, должны оценить их и поставить на учет на счет 101.09 "Драгоценности и ювелирные изделия". Для постановки на учет в 2005 г. на эти объекты следует составить отдельные инвентаризационные описи по источникам финансирования, материально ответственным лицам, местам хранения.
Инвентарные номера
Согласно п. 19 Инструкции, утвержденной приказом N 70н, каждому объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 1000 руб. включительно, а также мягкого инвентаря и посуды независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер.
Таким образом, в новой Инструкции по бюджетному учету не определяются, как прежде, порядок присвоения и правила формирования инвентарных номеров, поэтому необходимо решить вопрос, продолжать ли вести учет объектов по старым инвентарным номерам или присвоить им новые. Надо также принять решение, в каком порядке присваивать номера объектам (группам объектов) - малоценным предметам, состоящим на учете на 1 января 2005 г., переводимым в состав основных средств, партиям "малоценных" основных средств, поступающим с 1 января 2005 г. Это решение должно быть принято в рамках распоряжения по ведомству или закреплено в учетной политике учреждения.
Новая Инструкция предусматривает ведение группового (партионного) учета посуды и мягкого инвентаря "независимо от стоимости". Это значит, что для мягкого инвентаря и посуды в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5" в справочник "Основные средства" надо будет вводить элементы на каждую номенклатурную единицу или партию посуды и мягкого инвентаря, а не на каждый предмет.
Таким образом, код в справочнике "Основные средства" в "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5" является инвентарным номером для тех объектов, для которых не предусмотрен групповой учет, или номенклатурным номером для объектов, для которых предусмотрен групповой учет.
Если принято решение об изменении инвентарных номеров у имеющихся основных средств по определенному правилу (целесообразно при небольшом количестве основных средств), то новые инвентарные номера можно заранее проставить, например, в отчете "Опись инвентарных карточек (ОС-10)" (меню "Отчеты - Учет ОС и НМА"). При этом следует учитывать, что при автоматическом переносе данных основные средства будут перенесены под инвентарными номерами, заданными в "Бухгалтерии для бюджетных организаций, редакция 4" в качестве кодов элементов справочника "Основные средства".
Малоценные предметы
В новом Плане счетов нет специальных счетов для учета малоценных предметов, поэтому малоценные предметы должны быть переквалифицированы в объекты основных средств, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы или признаны расходами прошлых отчетных периодов.
Исходя из нового определения основных средств (п. 10 Инструкции, утвержденной приказом N 70н) в их состав предстоит перевести те малоценные предметы, которые имеют срок полезного использования более 12 месяцев, в том числе посуду и мягкий инвентарь.
Из малоценных предметов, учтенных на субсчетах 070 и 071, необходимо выделить предметы, срок полезного использования которых более 12 месяцев. Такие малоценные предметы перейдут в состав основных средств. Остальные малоценные предметы следует перевести в состав материальных запасов.
Перевод малоценных предметов в состав материальных запасов. Малоценные предметы, учтенные на счете 070 "Малоценные предметы на складе", срок полезного использования которых менее 12 месяцев, нужно перевести в состав материальных запасов на счет 105*(1), распределив их по аналитическим счетам (субсчетам) в соответствии с их назначением.
Малоценные предметы, учтенные на счете 071 "Малоценные предметы в эксплуатации", срок полезного использования которых менее 12 месяцев, следует списать с учета, признав расходами прошлых отчетных периодов, на счет 401.03 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Перевод малоценных предметов в состав основных средств. В соответствии с п. 23 Инструкции, утвержденной приказом N 70н, мягкий инвентарь, учтенный сегодня на счетах 072 и 073, по новым правилам подлежит учету на счете 101.08 "Мягкий инвентарь", а посуда - на счете 101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь".
Малоценные предметы со сроком службы более 12 месяцев, подлежащие учету в составе основных средств, необходимо сгруппировать по стоимости: до 1000 руб. включительно; более 1000 руб. Это связано с особенностями учета "малоценных" основных средств и начисления амортизации по ним.
Согласно п. 21 Инструкции, утвержденной приказом N 70н, основные средства стоимостью до 1000 руб. включительно при выдаче их в эксплуатацию списываются с учета в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 401.01.172 "Доходы от реализации активов". Поэтому малоценные предметы, учтенные на счете 071 "Малоценные предметы в эксплуатации" стоимостью до 1000 руб. включительно, следует списать с учета на счет 401.03 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Малоценные предметы, учтенные на счете 071, стоимостью свыше 1000 руб. (кроме посуды) перейдут в состав основных средств. Как правило, большая часть МП переходит в состав счета 101.06 "Производственный и хозяйственный инвентарь". При группировке объектов по аналитическим счетам (субсчетам) счета 101 "Основные средства" нового Плана счетов следует руководствоваться принадлежностью объекта к той или иной группе по ОКОФ.
Согласно п. 44 новой Инструкции по бюджетному учету по объектам основных средств амортизация будет начисляться в следующем порядке:
на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000 руб. включительно амортизация не начисляется, такие объекты списываются с учета (в уменьшение доходов "от реализации активов") при выдаче их в эксплуатацию;
на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 до 10 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Таким образом, для "малоценных" основных средств не надо определять срок полезного использования и норму амортизации, поскольку на них амортизация или не начисляется, или начисляется одномоментно в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.
Особо следует остановиться на малоценных предметах, учтенных на счетах 070 "Малоценные предметы на складе", 072 "Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь на складе". В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом N 70н, первоначальная стоимость основных средств формируется на счете 106 "Вложения в нефинансовые активы". Согласно п. 75 данной Инструкции законченные и сданные в эксплуатацию объекты нефинансовых активов принимаются в состав основных средств (дебет счета 101 "Основные средства"). С другой стороны, согласно п. 21 той же Инструкции принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при их приобретении, безвозмездном получении, изготовлении хозяйственным способом, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 101 "Основные средства". Таким образом, к учету на счете 101 могут приниматься готовые к эксплуатации основные средства, на которые оформлены соответствующие документы по формированию первоначальной стоимости, как передаваемые в эксплуатацию, так и находящиеся на складе. Следовательно, малоценные предметы, учтенные на счетах 070, 072, можно перевести как в состав нефинансовых активов (счет 106), так и в состав основных средств (счет 101), руководствуясь тем, что первоначальная стоимость "малоценных" основных средств уже сформирована и не потребуется дополнительных финансовых вложений в них.
В табл. 2 приведено соответствие субсчетов счета 07 "Малоценные предметы" по Плану счетов, утвержденному приказом N 107н, счетам по Плану счетов, утвержденному приказом N 70н.
Таблица 2
Счет учета малоценных предметов по Инструкции, утвержденной приказом N 107н |
Счета, на которые необходимо перевести малоцен- ные предметы, по Инструкции, утвержденной при- казом N 70н |
|
070 | МП со сроком полез- ного использования менее 12 месяцев 105 |
МП со сроком полезного ис- пользования более 12 меся- цев 106 или 101 |
071 | До 1000 рублей вклю- чительно, кроме по- суды 401.03 |
Более 1000 рублей и посуда 101 |
072 | 106 или 101.08 | |
073 | 101.08 |
Нематериальные активы
В соответствии с п. 33 новой Инструкции по бюджетному учету в состав нематериальных активов включаются активы, которые удовлетворяют одновременно следующим условиям:
отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения;
использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).
В состав объектов нематериальных активов не включаются:
не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.
При проведении инвентаризации следует проверить, соответствуют ли нематериальные активы, числящиеся на балансе учреждения, требованиям новой Инструкции по бюджетному учету. В состав нематериальных активов должны быть включены только исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, определенные соответствующими законами - "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" и др.
В случае если на счете 031 учитываются не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, их стоимость следует перевести на счет 106.02 "Капитальные вложения в нематериальные активы".
Следует отметить, что в отличие от действующей Инструкции, утвержденной приказом N 107н, в состав счета 103.01 "Нематериальные активы" не включаются программы для ЭВМ и базы данных, на которые учреждение не имеет исключительных прав, а также отдельные квартиры, приобретенные для учреждений в объектах жилого фонда, находящихся на балансах других организаций. Отдельные квартиры, приобретенные для учреждений в объектах жилого фонда, находящихся на балансах других организаций, перейдут в состав счета 101.01 "Жилые помещения".
Согласно письму Минфина России от 16.05.03 г. N 03-01-01/11-150 копии приобретаемых программных продуктов, на которые организация не имеет исключительных прав, не являются нематериальными активами, т.е. не должны учитываться в составе нематериальных активов на счете 031, а должны списываться на расходы в момент приобретения. Поэтому в процессе инвентаризации на основании документов поступления следует выявить:
программное обеспечение, на которое имеются исключительные права;
программное обеспечение, предустановленное при приобретении вычислительной техники;
программное обеспечение, на которое у учреждения нет исключительных прав.
Программное обеспечение, на которое имеются исключительные права, перейдет в состав счета 103.01 "Нематериальные активы".
Стоимость программного обеспечения, предустановленного при приобретении вычислительной техники, должна учитываться в стоимости этой вычислительной техники.
Копии программ для ЭВМ и баз данных, числящиеся на счете 031 "Нематериальные активы", на которые у учреждения нет исключительных прав, до перехода на новый План счетов необходимо списать с учета. В акте на списание или бухгалтерской справке в качестве причины списания можно указать "подлежит исключению из состава нематериальных активов в соответствии с письмом N 03-01-01/11-15".
Важно также обратить внимание на то, что в отличие от действующей Инструкции, утвержденной приказом N 107н, по новой Инструкции на объекты нематериальных активов ежемесячно должна начисляться амортизация. Если их стоимость свыше 10 000 руб., амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. Поэтому по объектам нематериальных активов стоимостью свыше 10 000 руб. в процессе инвентаризации необходимо определить срок полезного использования. В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5" норма амортизации будет рассчитана автоматически исходя из балансовой стоимости нематериальных активов и срока полезного использования.
Непроизведенные активы
Согласно п. 4 приказа N 70н с 1 января 2006 г. необходимо обеспечить бухгалтерский учет непроизведенных активов в соответствии с требованиями новой Инструкции по бюджетному учету. С 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. бухгалтерский учет поступающих в собственность и реализуемых земельных участков следует осуществлять по стоимости поступления и реализации.
Непроизведенными активами в составе счета 102 признаются активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.) (п. 24 Инструкции, утвержденной приказом N 70н).
Таким образом, если учреждение имеет на указанные объекты правоустанавливающие документы, то они должны также найти свое отражение в материалах инвентаризации.
Материальные запасы
В соответствии с п. 48 новой Инструкции по бюджетному учету материальные запасы в форме сырья и материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также для перепродажи, учитываются на счете 105 "Материальные запасы".
К материальным запасам относятся:
предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ (п. 49).
Учет материальных запасов ведется на следующих субсчетах Плана счетов бюджетного учета (п. 61):
105.01 "Медикаменты и перевязочные средства";
105.02 "Продукты питания";
105.03 "Горюче-смазочные материалы";
105.04 "Строительные материалы";
105.05 "Прочие материальные запасы";
105.06 "Готовая продукция".
Следовательно, в состав материальных запасов по новой Инструкции включается также готовая продукция, учтенная ранее на счете 080 "Готовая продукция".
В соответствии с п. 74 Инструкции, утвержденной приказом N 107н, строительные материалы, предназначенные для текущего и капитального ремонта, учитывались в составе счета 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности". В новой Инструкции для них предусмотрен счет 105.04 "Строительные материалы".
Материальные ценности, учитываемые на счете 068 "Материалы в пути", - это материалы, оплаченные учреждениями по иногородним поставкам, но не поступившие к концу месяца на склад, а также материалы, полученные на склады групп централизованного снабжения и хозяйственного обслуживания и не распределенные по учреждениям, в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом N 70н, должны учитываться в составе счета 107 "Нефинансовые активы в пути".
В табл. 3 приведено соответствие счетов по учету материальных запасов, готовой продукции по Плану счетов, утвержденному приказом N 107н, и субсчетов счета 105 "Материальные запасы" по Плану счетов, утвержденному приказом N 70н.
Таблица 3
Состав счетов 04-06, 08 по Инструкции, утверж- денной приказом N 107н |
Состав счета 105 по Ин- струкции, утвержденной приказом N 70н |
040 Оборудование к установке 041 Строительные материалы для капитального строительства 063 Хозяйственные материалы и канцелярские при- надлежности (строительные материалы, предназна- ченные для текущего и капитального ремонта) |
105.04 Строительные ма- териалы |
061 Продукты питания | 105.02 Продукты питания |
062 Медикаменты и перевязочные средства | 105.01 Медикаменты и перевязочные средства |
064 Топливо, горючее и смазочные материалы | 105.03 Горюче-смазочные материалы |
043 Материалы длительного использования для на- учных исследований и на лабораторном испытании 044 Спецоборудование для научно-исследовательс- ких работ по договорам с заказчиками 050 Молодняк животных и животные на откорме 060 Материалы для учебных, научных и других це- лей 063 Хозяйственные материалы и канцелярские при- надлежности (кроме строительных материалов) 065 Специальные материалы 066 Тара 067 Прочие материалы 069 Запасные части к машинам и оборудованию |
105.05 Прочие материа- льные запасы |
080 Готовая продукция | 105.06 Готовая продук- ция |
В "Бухгалтерии для бюджетных организаций, редакция 4" предусмотрена возможность формировать отчет "Инвентаризационная опись ф. 401" по конкретному счету бухгалтерского учета. Рекомендуем воспользоваться этой возможностью и сформировать по каждому счету учета материальных запасов отдельные инвентаризационные описи. В шапке такой инвентаризационной описи можно будет указать новый счет бухгалтерского учета.
В новой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5" учет материальных запасов ведется не только по материально ответственным лицам, но и по подразделениям, поэтому целесообразно в инвентаризационных описях проставить место хранения (реквизит "Место проверки").
Инвентаризации подлежат также материальные запасы, учитываемые на забалансовых счетах: товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение; материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению; бланки строгой отчетности; переходящие спортивные призы, кубки и др. В новом Плане счетов для этих ценностей предусмотрены соответствующие забалансовые счета, однако их кодировка изменена, поэтому в шапке инвентаризационных описей по забалансовым счетам целесообразно проставить также номера счетов по Инструкции, утвержденной приказом N 70н.
Необходимо отметить, что в соответствии с новой Инструкцией спецоборудование, приобретенное для выполнения научно-исследовательских работ по конкретной теме заказчика, переданное со склада в научное подразделение для выполнения работ по теме (договору), учитывается на счете 12 "Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками" (прежде учитывалось на счете 02 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение").
В табл. 4 показано соответствие забалансовых счетов по учету материальных запасов, приведенных в Плане счетов, утвержденном приказом N 107н, счетам Плана счетов, утвержденного приказом N 70н.
Таблица 4
Состав забалансовых счетов по Инструкции, утвержденной при- казом N 107н |
Состав забалансовых счетов по Инструк- ции, утвержденной приказом N 70н |
02 (А02) Товарно-материальные ценности, принятые на ответст- венное хранение |
02 (А02) Материальные ценности, принятые на ответственное хранение 12 (А12) Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по дого- ворам с заказчиками |
04 (А04) Бланки строгой отчет- ности |
03 (А03) Бланки строгой отчетности |
06 (А06) Материальные ценнос- ти, оплаченные по централизо- ванному снабжению |
05 (А05) Материальные ценности, оплачен- ные по централизованному снабжению |
08 (А08) Переходящие спортив- ные призы и кубки |
07 (А07) Переходящие награды, призы и кубки |
12 (А12) Запасные части к тра- нспортным средствам, выданные взамен изношенных |
09 (А09) Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных |
Примечание. В скобках указаны номера забалансовых счетов в типовых конфигурациях.
Следует отметить, что в Плане счетов бюджетного учета появился новый забалансовый счет 13 "Экспериментальные устройства". На этом счете учитываются основные средства и материальные ценности, использованные при изготовлении экспериментальных устройств, необходимых при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до момента проведения демонтажа этих устройств. После проведения демонтажа возможные к использованию основные средства и материалы списываются с забалансового счета и отражаются на балансе по рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету. Аналитический учет по счету ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей. Поэтому при наличии подобных экспериментальных устройств при проведении инвентаризации необходимо определить их составные части, отразить их в инвентаризационных описях по материально ответственным лицам и подразделениям для дальнейшей постановки на учет на счет 13 "Экспериментальные устройства".
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
В соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом N 107н, расчеты с поставщиками за поставленные товарно-материальные ценности, работы и услуги ведутся на активно-пассивных счетах 150 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами". В балансе по счетам 150, 178 задолженность показывается развернуто: дебиторская задолженность - в активе, кредиторская - в пассиве.
В новой Инструкции по бюджетному учету не предусмотрены активно-пассивные счета. Расчеты с поставщиками и подрядчиками будут отражаться на двух счетах:
206 "Расчеты по выданным авансам" (активный);
302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (пассивный).
Учет по данным счетам следует вести в разрезе статей расходов, аналогичных статьям новой экономической классификации расходов (ЭКР). В табл. 5 представлено соответствие субсчетов кодам ЭКР.
Таблица 5
ЭКР | Статьи расходов | Счет 206 (Авансы) |
Счет 302 (Поставщики) |
221 | Услуги связи | 206.01 | 302.02 |
222 | Транспортные услуги | 206.02 | 302.03 |
223 | Коммунальные услуги | 206.03 | 302.04 |
224 | Арендная плата за пользование имуществом | 206.04 | 302.05 |
225 | Услуги по содержанию имущества | 206.05 | 302.06 |
226 | Прочие услуги | 206.06 | 302.07 |
290 | Прочие расходы | 206.07 | 302.16 |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 206.08 | 302.17 |
320 | Увеличение стоимости нематериальных ак- тивов |
206.09 | 302.18 |
- | Увеличение стоимости непроизведенных ак- тивов |
206.10 | 302.19 |
340 | Увеличение стоимости материальных запа- сов |
206.11 | 302.20 |
- | Приобретение ценных бумаг | 206.12 | 302.21 |
- | Приобретение акций | 206.13 | 302.22 |
- | Приобретение денежных документов | - | 302.23 |
Следовательно, суммы образовавшейся на 1 января 2005 г. задолженности по счетам 150, 178 по каждому контрагенту (договору, другому основанию расчетов) необходимо распределить по видам, приведенным в табл. 5:
остатки по дебету счетов 150, 178 переносятся на счет 206 "Расчеты по выданным авансам". Информация для распределения по аналитическим счетам берется из платежных поручений на перечисление авансов (выписок из лицевого счета);
остатки по кредиту счетов 150, 178 переносятся на счет 302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Информация для распределения по аналитическим счетам берется из товаросопроводительных документов (накладные, акты о выполненных работах и т.п.).
Расчеты с подотчетными лицами
В новом Плане счетов расчеты с подотчетными лицами учитываются на счете 208 "Расчеты с подотчетными лицами", который включает аналитические субсчета в разрезе статей экономической классификации расходов.
Следует обратить внимание на то, что теперь расчеты по командировкам надо отражать по трем субсчетам:
208.01 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда" - в части оплаты суточных;
208.03 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг" - в части оплаты проездных документов;
208.07 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих услуг" - в части оплаты проживания.
По незавершенным на 1 января 2005 г. расчетам следует провести инвентаризацию и проанализировать их состав для распределения по субсчетам счета 208.
Информация для распределения по аналитическим счетам берется из заявления о выдаче сумм под отчет работника, на котором бухгалтерией проставлены коды экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации, а также из расходного кассового ордера (в "Бухгалтерии для бюджетных организаций, редакция 4" предусмотрено формирование расшифровки к расходному кассовому ордеру по кодам ЭКР).
Расчеты по недостачам
В новом Плане счетов расчеты по недостачам учитываются на счете 209 "Расчеты по недостачам", который включает следующие субсчета:
209.01 "Расчеты по недостачам основных средств";
209.02 "Расчеты по недостачам непроизведенных активов";
209.03 "Расчеты по недостачам нематериальных активов";
209.04 "Расчеты по недостачам материальных запасов";
209.05 "Расчеты по недостачам финансовых активов".
Инвентаризационной комиссии необходимо проанализировать суммы недостач, учтенные на счете 170 "Расчеты по недостачам" на 1 января 2005 г., и распределить их по видам. Информация для распределения по аналитическим счетам берется из материалов проведенных инвентаризаций.
К. Сергеева,
фирма "1С"
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, 6 февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь и далее приведены только синтетические и аналитические счета нового Плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 26.08.04 г. N 70н. Для удобства восприятия коды аналитических счетов (субсчета) приведены через точку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71