"Откройте склад! Это милиция!"
Торговцам неучтенным товаром эти слова снятся в страшном сне. Каких только схем они не придумали, чтобы спрятать нелегальное имущество. Но и милиция не дремлет. Некоторые уловки сотрудники ОВД научились вычислять...
"Черный" товар на складе в любой момент может обернуться серьезными проблемами. Можно ли как-то себя обезопасить? "Бесполезно, - считают руководители некоторых фирм. - Если случится обыск, все равно придется платить".
Другие подходят к этому вопросу более ответственно. "У хорошего хозяина на любую гайку есть оправдательный документ", - говорят они. Боясь, что после очередной проверки весь товар конфискуют, они придумали множество способов прикрыть его.
Выбор схемы
Перечислим основные из них. Это комиссия, толлинг, хранение и аренда склада. Суть этих схем одна:
"Имущество не наше, но лежит у нас на законных основаниях", - заявляет руководитель фирмы при внезапной проверке.
В учете такой товар (сырье, продукция) висит за балансом. По итогам квартала в справке о забалансовых счетах его не показывают. Вместо этого в начале следующего квартала "рисуют" новый пакет документов. В чем же заключается каждый способ?
1. Комиссия. Она подходит торговым фирмам. По договору комиссии владелец неучтенного товара представляется комиссионером.
"Весь товар принадлежит комитенту, - объясняет он. - Все накладные и сертификаты у меня есть. Товар учтен на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию"".
Договор комиссии хорош тем, что товар вполне легально может находиться не только на складе, но и в торговом зале.
Об опасностях этого договора нам рассказал Иван, сотрудник ОВД, не раз участвовавший в милицейских рейдах:
- Однажды налоговая дала нам наводку на один магазин. Сразу мы, конечно, не пошли. Присматривались? Ведь если просто так "с улицы" прийти, что мы предъявим? У нас тоже начальство есть, нам результат нужен. Поэтому мы проводим различные розыскные мероприятия, собираем о подозреваемой фирме сведения? В этот раз мы решили, что если это магазин, то начнем с контрольной закупки. Купили баллон краски для автомобиля. И не промахнулись. Когда в конце июля явились туда уже с постановлением на обыск, оказалось, что такая краска закуплена только в последний месяц. А мы "отоварились" ею в мае. На просьбу показать накладные за прошлые периоды нам "на голубом глазу" ответили: "А никакой краски раньше мы не продавали!". Так мы уличили эту фирму в реализации нелегального товара.
2. Толлинг. Этот способ - для производственных компаний. Ведь их неучтенные остатки - это материалы, полуфабрикаты и готовая продукция. Чтобы не показывать их, они "рисуют" договор переработки давальческого сырья (толлинга). Его основное условие: все материалы и изготовленная из них готовая продукция принадлежат заказчику. На все сырье у фирмы есть накладные или акты приема-передачи. Числится "давальческое" имущество на специальном забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".
Подделать договор толлинга достаточно трудно. Это его основной минус. В приложениях к договору в каждом месяце приходится долго и нудно указывать наименование и количество производимой продукции, а также нормы списания материалов и сырья заказчика.
3. Аренда склада. Некоторые фирмы просто сдают часть складского помещения в аренду. В случае прихода незваных гостей "арендодатель" заявляет:
"Товар не наш, принадлежит арендатору. Что там у них лежит, в каких количествах и куда уходит, - не знаем".
Договор аренды, заключенный на срок меньше года, регистрировать не надо. Его плюс в том, что имущество не "светится" у вас даже на забалансовых счетах.
4. Хранение. Другое дело договор ответственного хранения. По его условиям фирма обязуется обеспечивать сохранность товара. Принимает и выдает такой товар кладовщик фирмы-хранителя (по накладным или актам приема-передачи). В бухгалтерии имущество отражают на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Некоторые фирмы опасаются заключать договоры хранения, полагая, что их посчитают профессиональными хранителями.
Их сомнения развеял юрист Антон Чернышов: "Действующее законодательство не запрещает заключать договоры хранения фирмам, которые не являются профессиональными хранителями, - объяснил он. - При приемке товара на хранение поклажедателю достаточно выдать любой документ, подписанный хранителем. Например, накладную или акт приема-передачи (ст. 887 ГК)".
Наш милицейкий консультант Иван так прокомментировал нюансы способа:
- Если мы не обнаружим никаких следов постоянного прихода-ухода товара со склада, то договор хранения, как и аренды склада, скорее всего не вызовет никаких подозрений. Однако если сотрудники милиции выявят (например, общаясь с кладовщиком), что фирма торгует этим товаром, то они начнут "копать" глубже и искать другие подтверждения "черной" реализации.
Товар не наш. А чей?
Но на случай, когда "начнут копать глубже", у дальновидных шифровщиков тоже есть свои схемы. Они направлены на то, чтобы создать правдоподобного "собственника" товара. Кто же может им быть?
1. Фирма-однодневка. Имея печать такой фирмы, владельцы неучтенного товара беспрепятственно "рисуют" любые документы: накладные, счета-фактуры, договоры... Если сотрудники ОБЭП "пробьют" эту фирму по реквизитам, то обнаружат, что она действительно существует.
На этом плюсы "помоек" заканчиваются. Ведь если сотрудники милиции захотят познакомиться с руководителем фирмы, то это у них уже не получится. Тогда ОБЭПовцы сразу заподозрят неладное. А вычислять однодневки они уже умеют.
- Если выяснится, что товар принадлежит "мертвой" фирме, то его неизбежно изымут или опечатают, - рассказывает Иван. - В таких случаях безболезненней отказаться от товара сразу. Если начать за него бороться, можно нажить себе много лишних проблем, вплоть до уголовной ответственности.
Опасаясь этого, предусмотрительные фирмы не пользуются однодневками. Они стараются "повесить" товар на реальную "живую" фирму.
2. Фирма на заднем плане. Например, это может быть вторая официально открытая фирма, которая пока не ведет деятельности. У нее есть реальный учредитель и директор (хорошо, если они не имеют никакого отношения к директору и учредителю основной фирмы), которые в любой момент могут предъявить свои права на товар.
Имея такую фирму, бизнесмены спокойно оформляют с ней все необходимые "договорные" отношения (комиссия, толлинг и т.п.). И рассчитывают, что дальше милиционеры "копать" уже не будут. Потому что документы на закупку товара этой фирмой все равно приходится оформлять от однодневки (тут уж никуда не денешься).
- У нас вторая фирма создана в другом городе, - рассказала главбух одной из торговых компаний. - Это сделано из соображений дополнительной безопасности. Мы надеемся, что пока милиция соберется ее проверить, у нас будет достаточно времени, чтобы подготовить все необходимые документы.
Чтобы придать неработающей фирме больше правдоподобности, некоторые даже открывают на нее кредитную линию в банке. Делают они это, чтобы в случае чего объяснить проверяющим: "Да, действительно, никаких денег на расчетном счете у нас пока нет. А за приобретенный (от однодневки. - прим. ред.) товар планируем рассчитаться кредитами..." Но это уже высший пилотаж. Возможность оформить кредитную линию (договор с банком о том, что когда фирме понадобятся деньги, она может взять их в любой момент) есть далеко не у всех. Во-первых, услуга эта - платная. А во-вторых, чтобы получить кредит, нужен залог либо поручители. Поэтому небольшие фирмы в случае лишних вопросов предпочитают объяснять, что товар куплен с рассрочкой платежа.
Минус второй фирмы - в том, что "засвеченные" накладные придется показывать в официальном учете. Зачем это надо, пояснил Иван:
- Все результаты проверки мы записываем в протокол, - объяснил он. - Поэтому, если вы не отразите предъявленные накладные в учете, при следующей проверке милиционеры могут выявить ваши махинации.
4. Предприниматель. Производственников схемы со сторонними фирмами не спасают. Не могут же они сами у себя покупать продукцию. Как они выходят из этой ситуации, нам рассказала главбух предприятия по производству трикотажных изделий.
- Один из наших основных покупателей - предприниматель на вмененке, - объяснила она. - Он торгует нашей продукцией в розницу на рынках. Этому предпринимателю мы продаем часть товара "в белую". Соответственно выписываем все необходимые накладные. За годы совместной деятельности их накопилось столько, что их сумма намного превышает наши остатки по складу. Это первое условие схемы.
Второе - это то, что у нас заключен с ним договор аренды склада.
И третье. В случае проверки планируем говорить так: "Товар на складе не наш, он принадлежит предпринимателю".
Допустим, после этого милиция захочет проверить предпринимателя. И что же она обнаружит? Шапки он действительно у нас покупал. А вот понять, лежат ли эти шапки на складе, или они давно проданы (как это и есть на самом деле), абсолютно невозможно.
Дело в том, что предприниматель не ведет бухучет (это напрямую предусмотрено законом). Документально подтверждать доходы и расходы в налоговом учете ему тоже не нужно (он платит единый налог с торговой площади). То есть ситуация такова: никаких документов на списание товара (товарных отчетов, накладных на опт) у него нет. Единственный документ, который "засвечивает" продажу товара - это Z-отчет. Но по нему ничего не определишь: ни количество, ни наименование товаров там не указаны. Таким образом, милиция просто не сможет проследить судьбу однажды купленного у нас товара. И будет вынуждена согласиться, что именно он и лежит у нас на складе.
Громадный плюс такой схемы - отсутствие однодневок. Однако область применения у нее значительно уже.
Важные мелочи
Даже работая по давно оправдавшей себя схеме прикрытия, некоторые предприятия выдают себя при проверке. Виной всему досадные мелочи.
- Есть некоторые нюансы в документах, по которым легко вычислить, действительно ли товар куплен по предъявленному документу, - поделился своим опытом Иван. - Например, у некоторых фирм дата "липовой" накладной оказывается более ранней, чем дата выпуска товара. Комментарии излишни....
Некоторые бухгалтеры просто оказываются не готовыми к проверке. Они "горят" на том, что начинают врать что-то малоправдоподобное, путаясь и выдвигая противоречащие друг другу теории.
- Если уж вы придумали какую-нибудь легенду, - советует Иван, - не надо отступать от нее ни на шаг. Любые противоречия в показаниях всегда оборачиваются против тех, кто их допускает.
Но руководители все равно не могут быть абсолютно спокойны. Ведь все нюансы предусмотреть невозможно.
Самая "простая" схема
Некоторые фирмы "покупают" товар на себя. Точнее, оформляют "липовые" накладные (приобретенные на рынке или изготовленные самостоятельно), которые никак не проводят в учете. Такой пакет документов обновляют каждый месяц (в крайнем случае каждый квартал) на весь остаток неучтенного товара. Объяснить, почему его нет в учете, легко. Бухгалтер просто не успел занести в базу все приходные накладные за текущий месяц.
- В конце месяца надо не забыть сделать новый пакет документов и уничтожить старый, - предостерегает главбух одной из небольших торговых фирм. - А после проверки такой товар придется отразить в официальном учете и заплатить с него все налоги. Оформлять всякие возвраты товара поставщику не стоит - это может вызвать ненужное подозрение.
Главный минус этой схемы - большая вероятность разоблачения.
- Если фирма показывает "липовые" документы, она должна быть готова к тому, что ее будут проверять дальше, - говорит Иван, сотрудник ОВД. - Ведь милиционеры могут проверить не только ее саму, но и ее поставщиков и покупателей. Чем больше дырок в легенде, тем больше шансов, что милиционеры выведут фирму на чистую воду, - подытожил он.
С. Блинова
"Расчет", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru