В новый год с новой политикой
В начале года каждый бухгалтер должен представить в налоговую инспекцию учетную политику на 2005 год. Перед счетоводом стоит непростая задача: сблизить бухгалтерский и налоговые учеты.
Формировать учетную политику для целей бухгалтерского учета должны все фирмы (п. 3 ст. 5 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). И хотя в налоговом законодательстве такая обязанность не предусмотрена, сформировать учетную политику для целей налогового учета и закрепить в ней способ учета элементов, используемых при формировании налоговой базы, все же стоит. Итак, о чем нужно не забыть, формируя учетную политику?
Коротко о главном
В учетной политике в обязательном порядке нужно установить момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Им могут быть день отгрузки товара или день оплаты уже отгруженного товара (п. 1 ст. 167 НК).
Если об этом забыть, то при проверке налоговики автоматически, согласно пункту 12 статьи 167 Налогового кодекса, решат, что использовался метод "по отгрузке". Если же на деле применялся метод "по оплате", то фирму ждут штрафы и пени. Если у фирмы выручка от реализации не превышает одного миллиона рублей в месяц без учета НДС, то в учетной политике необходимо указать продолжительность налогового периода - квартал.
Также в политике нужно записать, кто в фирме уполномочен подписывать счета-фактуры, кроме главного бухгалтера и директора (п. 6 ст. 169 НК). В положении указывают и способ ведения раздельного учета: например, если налогоплательщик совершает операции, которые как облагаются, так и не облагаются НДС; продает товары, которые облагаются НДС по разным ставкам; наряду с деятельностью, которая облагается ЕНВД, осуществляет другие виды предпринимательской деятельности.
Не стоит забывать!
Налоговая учетная политика должна раскрывать порядок ведения налогового учета. Одна из важнейших проблем - формирование регистров учета. Можно использовать регистры бухгалтерского учета, можно разработать собственные, но лучше всего воспользоваться регистрами, которые предлагают, а точнее рекомендуют, налоговики. Даже несмотря на то, действует старое правило, по которому регистры могут быть любыми, но удобными для бухгалтера.
Кроме того, необходимо определить и записать в учетной политике, как рассчитываются и уплачиваются авансовые платежи. Вариантов есть несколько. Во-первых, по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев (кроме них уплачиваются и ежемесячные авансовые платежи). Во-вторых, исходя из фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (п. 2 ст. 286 НК). В-третьих, уплачиваются квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (если у фирмы за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал).
Изменять систему уплаты авансовых платежей в течение налогового периода нельзя. Единственным исключением может быть случай, когда у фирмы, уплачивающей квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода, доходы превысят три миллиона рублей в квартал.
Списываем
Чтобы данные по амортизируемому имуществу, которое учитывается при исчислении налога на прибыль, и в налоговом, и в бухгалтерском учете были одинаковыми, необходимо, чтобы первоначальная стоимость объектов, срок полезного использования и методы начисления амортизации также совпадали. Это возможно при использовании линейного способа начисления амортизации.
Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств в налоговом учете по аналогии с бухгалтерским нужно установить в учетной политике. Срок полезного использования будет одинаковым, если для целей бухгалтерского учета воспользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.
Чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет в части нематериальных активов, срок полезного использования можно установить распоряжением руководителя, исходя из срока действия, например, патента или из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности.
При начислении амортизации в налоговом учете можно применять специальные повышающие коэффициенты, которые, согласно пункту 7 статьи 259 Налогового кодекса, можно установить к основной норме амортизации.
Способ начисления амортизации можно устанавливать при вводе объекта основных средств в эксплуатацию. Чтобы иметь возможность лавировать в дебрях налогообложения, в учетной политике можно записать, что он устанавливается приказом директора фирмы одновременно со сроком полезного использования при вводе объекта основных средств.
Если фирма собирается переоценивать основные средства и пункт об этом включается в бухгалтерскую учетную политику, то в данных бухгалтерского и налогового учета появляются различия. Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 257 Налогового кодекса, результаты переоценки, проводимой в бухгалтерском учете начиная с 2003 года, в налоговом учете не учитываются. Так что стоит подумать и все взвесить, что лучше: получить разницу или провести переоценку и снизить ненамного стоимость основных средств.
И напоследок
Также в учетной политике нужно установить метод признания доходов и расходов. Вариантов, как известно, два: метод начисления и кассовый метод.
Кроме того, при списании сырья и материалов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете применяются методы их оценки по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений, по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО). Выбранный метод необходимо указать в учетной политике.
В положении об учетной политике также нужно закрепить метод оценки покупных товаров, используемый при списании товаров при реализации, и порядок учета транспортных расходов. Чтобы облегчить работу, можно и в налоговой, и в бухгалтерской политике сделать их одинаковыми.
Еще одним обязательным элементом учетной политики должен быть показатель, используемый при расчете доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение предприятия, - расходы на оплату труда или среднесписочная численность работников.
На всякий случай
Глава 25 Налогового кодекса предоставляет фирмам право создавать следующие резервы: по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, на предстоящую оплату отпусков работникам, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Для налогового учета порядки формирования резервов определены статьями 266, 267, 300 и 324.1 Налогового кодекса.
В бухгалтерском и налоговом учете резервы по сомнительным долгам создаются по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Но в налоговом учете есть ограничение по сумме создаваемого резерва не более 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода. Сумма резерва исчисляется в зависимости от срока возникновения сомнительной задолженности.
В бухгалтерском учете величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния фирмы-должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).
Правила создания резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в бухгалтерском и налоговом учетах одинаковы. Для их формирования составляются специальные расчеты. Исходя из предполагаемых годовых сумм расходов на оплату отпусков и оплату труда определяется ежемесячный процент отчислений в резерв. Его необходимо указать в налоговой учетной политике так же, как и предельную сумму отчислений, и принятый способ резервирования (п. 1 ст. 324.1 НК).
С. Тарасов
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007