Московский рынок - в каждый дом!
В конце 2004 года московское правительство опубликовало новый документ, в котором утвердило порядок создания сети предприятий шаговой доступности. Столичные власти хотят распространить потребительский рынок повсеместно.
Снижаем цены!
Нельзя не заметить, что московское правительство старается изо всех сил. Власти обратили внимание, что в 2003 году доходы столичных жителей возросли на 26 процентов. Для сравнения: платежеспособный спрос покупателей в целом по России увеличился только на 14,5 процента. Потребительские расходы москвичей также выше, чем по России: 87 по сравнению с 70. Эти цифры подтверждают, что необходимо и дальше преобразовывать и развивать сферу потребительского рынка и услуг. В постановлении правительство перечислило меры, которые осуществляет в этом направлении (постановление правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 865-ПП "О мерах по развитию в Москве сети предприятий потребительского рынка и услуг шаговой (пешеходной) доступности на 2005-2007 годы").
В настоящее время правительство формирует комплекс повседневных услуг, создает условия комфортного проживания москвичей. Только представьте, ежегодно в столице появляется более 1500 магазинов, ресторанов, кафе, закусочных, парикмахерских, ателье и мастерских.
Правительство приводит оптимистичную статистику и по розничному товарообороту, который ежегодно возрастает в среднем на 5 процентов. Рост объясняет и сокращение доли продаж неорганизованного рынка на 26 процентов в общем обороте города. Помимо этого практически сняты ограничения предпринимательской инициативы.
Одним из направлений работы властей в этой области является политика воздействия на уровень розничных цен. Она направлена на сдерживание роста цен на товары и услуги в Москве. Причем за последние два года столица, по словам правительства, переместилась с 11-го на 14-е место по уровню розничных цен. Власти относят эти достижения на свой счет. "Одной из косвенных мер по снижению цен на товары и услуги является создание предприятий потребительского рынка и услуг шаговой доступности" - считает столичное правительство.
Уже сейчас можно сказать, что в Южном административном округе вполне успешно проходит эксперимент по размещению на его территории малых предприятий, который начался там в соответствии с постановлением правительства Москвы от 18 июня 2002 г. N 467-ПП "О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве". В Юго-Западном, Восточном, Центральном и Северном административных округах эта работа начата в инициативном порядке.
Помимо этого московское правительство предпринимает и ряд других мер. К примеру, в прошлом году создали новый механизм экономических взаимоотношений предпринимателей Москвы с региональными товаропроизводителями в целях сокращения числа посредников и соответственно снижения уровня цен (постановление правительства Москвы от 23 сентября 2003 г. N 790-ПП "О создании межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты" для малых предприятий потребительского рынка города Москвы"). Система была апробирована в мае 2004 года, и уже сейчас практически все регионы России и ряд стран СНГ проявили к ней интерес.
Доля поставок продовольственных товаров сетевым структурам в общем объеме грузооборота составляет порядка 20 процентов. А в новом году, по мнению властей, она значительно возрастет, с учетом того, что к концу 2004 года была завершена реконструкция еще десяти предприятий.
Несмотря на то, что меры, направленные на удешевление жизни москвичей, уже сейчас дают свои результаты, говорить о том, что их достаточно, рано. Доказывает это соцопрос, проведенный летом 2004 года газетой "Деловая Москва". Он показал, что более 80 процентов столичных жителей ждут от властей преобразований в области цен и ценовой политики. Многие из них жаловались на то, что много социально значимых предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания закрылись в результате перепрофилирования.
Конкурс все решит
Именно поэтому правительство продолжает реформы в этой области. Сейчас оно утвердило порядок создания и размещения сети предприятий потребительского рынка и услуг повседневного спроса шаговой (пешеходной) доступности. Порядок предполагает, что к имеющейся сети торговли, общественного питания и бытового обслуживания необходимо разместить дополнительное число профильных недостающих фирм. Выбор инвесторов проходит на конкурсной основе. Участниками могут стать любые компании, включая сетевые и малые. Объектами являются земельные участки и нежилые помещения, в том числе на первых этажах жилых домов. Разъяснительную работу по всем вопросам проводят префектуры и управы. Конкурс проходит в порядке, утвержденном постановлением правительства Москвы от 27 апреля 2004 года N 255-ПП "О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов".
Хочешь выиграть?
Столичные власти выделили также несколько обязательных и дополнительных критериев, которым необходимо соответствовать, чтобы принять участие в конкурсном отборе. К обязательным отнесли, во-первых, опыт работы конкурсанта по организации предприятий розничной торговли, питания и бытового обслуживания.
Во-вторых, всегда важна стабильность трудового коллектива, его состав и вообще квалификация сотрудников.
В-третьих, у компании должны быть лицензии, сертификаты и договоры с фирмами - поставщиками товаров и услуг.
В-четвертых, для выполнения условий конкурса необходим собственный или заемный капитал с предоставлением соответствующих документов.
В-пятых, фирма-конкурсант обязана подтвердить, что сможет обеспечить уровень цен ниже среднегородского, который подтверждается данными Мосгоркомстата.
В-шестых, у компании должны быть обязательства по его бесперебойному снабжению товарами потребительской корзины. Ее набор утвержден Законом города Москвы от 17 октября 2001 г. N 49 "О потребительской корзине в городе Москве".
В-седьмых, фирма должна иметь распределительный центр или заключить прямые договоры с оптовыми предприятиями или производителями товаров, в том числе социально необходимого набора.
В-восьмых, компании следует дать обязательства по сохранению целевого использования нежилых помещений и земельных участков.
В-девятых, фирма должна гарантировать высокий уровень обслуживания и качества реализации продукции (товаров).
Помимо обязательных критериев правительство выделило и три дополнительных. Это обязательства по участию в работе и оказании услуг для нужд городского хозяйства, документы, подтверждающие участие фирмы в обслуживании социально незащищенных граждан, а также подтверждение финансовой поддержки малоимущих граждан, домов-интернатов, детских домов и тому подобное.
Комиссия выбирает победителя на основе лучшего предложения по использованию земельного участка, нежилого помещения. Естественно, учитывается опыт работы инвестора в сфере потребительского рынка и услуг.
По итогам конкурса с победителем префектура заключает долгосрочный договор аренды земли или договоры аренды на нежилые помещения. Одним из условий договора является обязательство сохранения типологии и специализации предприятия на срок не менее 25 лет и договор социального заказа.
С. Ларина
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007