Почем в столице реклама?
С нового года налог на рекламу отменили. Но московским фирмам по-прежнему нужно платить за размещение на улицах города информации о себе и о своих товарах. Правда, тем, кто заплатит пошлину за размещение наружной рекламы, будет проще решить проблему с учетом затрат по налогу на прибыль.
В последнее время в Москве участились случаи мошенничества, связанного с получением разрешений на распространение наружной рекламы. Причина в том, что для многих фирм остается неясным порядок оплаты за распространение рекламной информации. Этим и пытаются воспользоваться мошенники.
Вот с какой проблемой недавно столкнулся один московский завод. "Наше предприятие разместило рекламное световое табло на стене здания, - рассказывает финансовый директор Елена Симонова. - Право на размещение наружной рекламы мы приобрели по договору между нашей организацией и собственником здания.
Буквально через две недели после того, как мы разместили рекламу, к нам обратился представитель фирмы, которая занимается оформлением разрешений на распространение рекламы. По его словам, мы обязаны оформить рекламное место и перечислить городу плату за право его использования. Общий размер платы с учетом вознаграждения фирмы-посредника составил около 160 тысяч рублей. При этом посредник сослался на постановление правительства Москвы N 41-ПП от 22 января 2002 года, которое якобы и предусматривает такой размер обязательной платы за размещение наружной рекламы на территории города. Вот теперь думаем, нужно платить или нет", - недоумевает Елена Симонова.
Платить нужно, но не за все
Для начала разберемся, какие обязательные платежи предусмотрены за размещение наружной рекламы.
Обратимся к Закону "О рекламе" от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ. В статье 14 этого закона предусмотрено, что распространение наружной рекламы допускается только при наличии соответствующего разрешения органа местной власти (в Москве эти разрешения выдают районные управы). И за получение такого разрешения придется заплатить.
До 1 января 2005 года размер и порядок взимания платы за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы устанавливали местные чиновники. Но с нового года ситуация изменилась. С 1 января вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса, которая регулирует вопросы уплаты государственной пошлины. Так что теперь в соответствии со статьей 333.33 пунктом 80 Налогового кодекса плата за размещение наружной рекламы называется госпошлиной. Ее размер составляет полторы тысячи рублей. Менять его местные власти не имеют права. Получается, что за получение разрешения на размещение наружной рекламы, хоть в Москве, хоть в любом другом городе, плата для всех одинаковая - 1500 рублей.
Так на что же ссылаются те, кто требует внесения какой-то дополнительной платы за размещение наружной рекламы?
Недобросовестные посредники обычно используют постановление правительства Москвы N 41-ПП от 22 января 2002 года, которое утвердило Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве.
В разделе 6 этих правил предусмотрено, что для размещения средства наружной рекламы и информации необходимо, во-первых, определить место возможного средства наружной рекламы и информации (рекламное место), включая его паспортизацию, согласование и регистрацию.
Во-вторых, заключить с ГУП "Городская реклама и информация" договор о предоставлении права на размещение средства наружной рекламы и информации на рекламном месте и внести установленную договором плату (п. 6.4 правил).
И, наконец, в-третьих, получить свидетельство об оплате по договору.
Вероятно, именно за все эти услуги Елене Симоновой и предложили заплатить 160 тысяч рублей. Но на самом деле никакой обязательной платы городу за предоставление права на размещение средства наружной рекламы не существует.
В статье 14 Закона "О рекламе" установлено, что определение размера и порядка внесения платы за распространение наружной рекламы устанавливается в договоре с владельцем того имущества, на котором размещают рекламу. А вносить плату городу необходимо только в том случае, если вы размещаете рекламу на объектах, которые находятся в городской собственности.
А расходы куда?
Платить государственную пошлину за право размещения вывески вы не обязаны. Однако если вы все же заплатите за вывеску как за наружную рекламу, это позволит решить определенные проблемы с налогом на прибыль.
Расходы на оформление вывесок, если таковые не зарегистрированы в качестве наружной рекламы, придется включать в состав основных средств и списывать их стоимость не сразу, а через амортизацию. Либо, если вывеска не отвечает критериям амортизируемых основных средств (срок использования менее 12 месяцев или стоимость меньше 10 тысяч рублей), затраты на ее изготовление и установку нужно отражать как материальные расходы. Правда, налоговики могут решить, что затраты на вывески вообще нельзя включить в расходы по налогу на прибыль. С этим, конечно, можно поспорить в суде, но можно поступить проще: оплатить за вывеску государственную пошлину как за наружную рекламу. Если вы получите по вывеске разрешение на распространение наружной рекламы, связанные с ней затраты можно будет включить в прочие расходы. (п. 4 ст. 264 НК).
Вывеска - реклама
Каждое предприятие обязано иметь вывеску, на которой оно указывает информацию о своем фирменном наименовании, юридическом адресе и режиме работы. (ст. 9 Закона "О защите прав потребителей").
Согласно пункту 18 информационного письма Высшего Арбитражного Суда от 25 декабря 1998 г. N 37, указание юридическим лицом своего наименования на вывеске в месте нахождения не является рекламой. Так что обязательная плата за размещение вывесок в отличие от рекламы не предусмотрена.
Под вывеской понимают информацию о профиле предприятия, его фирменном наименовании и зарегистрированном товарном знаке. Эта информация не является рекламной.
Обычно вывеска располагается на фасаде здания в пределах 10 метров от входа в помещение или в пределах помещения, занимаемого предприятием.
Вывеска может быть выполнена в виде настенного панно, кронштейна, маркизы либо размещаться на крыше здания, а также в витрине.
"Одно окно" для рекламы
Чтобы оформить разрешительную документацию для размещения наружной рекламы, необходимо потратить не только достаточно много времени, но и средств. А все потому, что каждое городское учреждение, отвечающее за выдачу согласований, устанавливает свой порядок получения и плату за эти согласования.
В результате многие жалуются на злоупотребления городских чиновников.
Как нам пообещали в Комитете рекламы, информации и оформления города Москвы, с 1 января 2005 года для получения разрешения на наружную рекламу будет действовать принцип "одного окна".
Принцип "одного окна" предусмотрен постановлением правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 361-ПП.
В соответствии с этим постановлением процесс согласования рекламных мест в режиме "одного окна" будет производиться Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы. При этом разрешение должно быть выдано в срок, не превышающий 63 дня.
Правда, процедура получения разрешений пока четко нигде не прописана. Но уже сейчас действует постановление правительства Москвы от 24 февраля 2004 года N 101-ПП, которое разъясняет, что означает этот принцип.
Режим "одного окна" означает, что фирмы, желающие получить разрешение на размещение рекламы, не должны самостоятельно получать различные согласования в городских организациях (Мосгорсвет, Москомархитектуры и т.п.) или заключать с посредническими организациями договоры на получение таких разрешений.
Согласование документов в московских органах власти и городских организациях будет получать сам Комитет рекламы.
Е. Макарова,
ведущий юрисконсульт
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007