Обзор
Изменения в кодах
С начала 2005 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ.
В частности, утвержден унифицированный 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации. Сделано это с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Основу первой части составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру соответствующей бюджетной классификации. Третьей составной частью 20-значного кода всех видов классификации является классификация операций сектора государственного управления.
То есть, начиная с этого года, весьма возможно, что налоговые инспекции не будут принимать отчетность с указанием старых кодов бюджетной классификации. То же самое касается и банков при перечислении налоговых платежей через расчетные счета.
Социальные вычеты
29-30 декабря 2004 года было принято несколько федеральных законов о внесении изменений в Налоговый кодекс.
Федеральным законом "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 203-ФЗ были внесены изменения в статью 218 Налогового кодекса. Эта статья определяет порядок предоставления социального налогового вычета по подоходному налогу. В частности, увеличен налоговый вычет с 300 рублей до 600 рублей на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщика. При этом налогоплательщик может являться родителем, супругом родителя, опекуном, попечителем или приемным родителем этого ребенка.
Также увеличен суммарный размер дохода, до достижения которого этот налоговый вычет применяется. Теперь он будет не 20 тысяч рублей, как раньше, а 40 тысяч рублей.
Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом. А также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
Проблема охраны
В скором времени могут возрасти требования к нанимаемым на работу охранникам. Госдума приняла в первом чтении поправки к Закону "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 года N 2487-1.
Этими поправками будут ужесточены условия отбора охранников. Если эти лица не будут удовлетворять определенным нормам, то налоговики не разрешат бухгалтерам списать в затраты расходы на этот вид деятельности.
Частный охранник, должен работать по трудовому договору, заключенному с охранной организацией. На должность охранников не вправе претендовать молодые люди до 18 лет, лица, имеющие судимость за умышленное преступление, или те, которым предъявлено обвинение. Также стать охранником помешает признание человека недееспособным или ограниченно дееспособным и имеющим медицинское заключение, что его состояние здоровья не позволяет осуществлять подобную деятельность. Кроме того, депутаты хотят запретить брать на такую работу лиц, уволенных с государственной службы за дисциплинарные проступки, если прошло менее года со дня увольнения.
Что будет с аудиторами?
Правительство РФ одобрило поправки в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
Предлагаемые поправки предусматривают, что в одно саморегулируемое аудиторское объединение будет входить не менее трех тысяч аудиторов и не менее 1,5 тысячи аудиторских организаций. Это требование приведет к тому, что в России будет три-четыре крупных саморегулируемых организаций.
Правительство также согласилось с предложением Министерства образования и науки отменить аккредитацию научных организаций, но до момента ее отмены организациям будет продлена их аккредитация.
Как сообщалось ранее, министерство предлагает заменить аккредитацию аттестацией и сертификацией научных организаций как одну из мер государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Владелец игрового автомата должен быть учтен
ФНС в письме от 27 декабря 2004 года N 09-0-10/5096@ напоминает, что фирма должна состоять на учете в налоговом органе того субъекта РФ, где находится принадлежащий ей объект игорного бизнеса. Встать на учет она должна, даже если уже состоит на учете в другом субъекте РФ. Причем сделать это ему следует не позже, чем за два рабочих дня до установки объекта налогообложения.
Действует это правило с 1 января 2005 года в связи с вступившими в силу изменениями в статье 266 НК.
В письме разъяснено, что порядок постановки на учет по данному основанию должен регулироваться Минфином.
Сообщается о подготовке соответствующего проекта приказа Минфина. При этом перечислены документы, которые являются основанием для постановки на учет налогоплательщика по месту нахождения объекта игорного бизнеса.
Определено, что до утверждения названного приказа с 1 января 2005 года основанием для постановки на учет считается заявление налогоплательщика о регистрации объекта налогообложения с приложением копий перечисленных в проекте документов.
Экономия на ЕСН
Одно из самых важных изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с 1 января 2005 года, - снижение ставки единого социального налога почти на 10 процентов: с 35,6 до 26 процентов.
Значительно изменилась и регрессивная шкала, предусматривающая возможность применять пониженные ставки налога. Заработная плата сотрудников в размере до 280 тысяч рублей в год должна облагаться по ставке ЕСН, равной 26 процентам. При зарплате работника от 280 тысяч рублей до 600 тысяч рублей в год ставка ЕСН для работодателя составит 10 процентов, свыше 600 тысяч рублей в год - 2 процента.
Введены эти изменения Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ, вступившим в силу с 1 января текущего года.
Согласно этому же закону утратил силу пункт 2 статьи 241 НК. В нем устанавливаются условия, при которых налогоплательщик вправе применять регрессию. То есть применение регрессионной шкалы теперь производится в обязательном порядке.
Подоходный налог будет прогрессивным
Госдума собирается рассмотреть соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Они будут рассмотрены в первом чтении в феврале текущего года. Поправки коснутся 23-й главы Налогового кодекса "Налог на доходы физических лиц".
Если депутаты поддержат этот законопроект, то будет снижена ставка НДФЛ для граждан, чьи доходы ниже реальной стоимости прожиточного минимума и не превышают 60 000 рублей в год. С нынешних 13 процентов ставка НДФЛ будет снижена до 6 процентов.
Для людей с доходами от 60 001 до 360 000 рублей в год ставка останется неизменной, то есть 13 процентов. А вот зарплаты от 360 001 до 1 200 000 рублей в год, согласно законопроекту, подпадут под ставку 20 процентов.
А те "несчастные" граждане, доходы которых превышают 1 200 001 рубль в год, будут платить государству ни много ни мало 30 процентов.
Кроме всего прочего данный законопроект увеличивает размеры нормативов затрат на получение профессиональных налоговых вычетов некоторых категорий налогоплательщиков.
Столичные поступления
Контрольно-счетная палата Москвы провела анализ влияния изменений в налоговом законодательстве в 2002-2004 годах на бюджет города. Результаты были представлены на рассмотрение бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы.
Проведенная налоговая реформа привела к снижению поступлений в бюджет Москвы. В 2003 году бюджет недополучил около 20 миллиардов рублей, в 2004 году - около 10 миллиардов рублей. Прогноз на 2005 год был сделан с учетом последних изменений и составил около 14 миллиардов рублей недополученных налоговых платежей.
Доля федеральных налогов в налоговых поступлениях в бюджет города составила: в 2002 году - 81,3 процента; в 2003 году - 81,5 процента; по результатам 9 месяцев 2004 года - 87,8 процента. А в 2005 году предположительно должна составить около 91 процента.
Налоговая реформа увеличила долю двух федеральных налогов: налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета Москвы с 62,58 процента в 2002 году до 72,31 процента в 2003 году, а также 80,98 процента за 9 месяцев 2004 года.
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007