Горячая линия. Сдаем "имущество" без ошибок
В этот раз "Горячая линия" посвящена налогу на имущество. На звонки читателей отвечала главный налоговый инспектор отдела региональных и местных налогов и сборов УМНС по г. Москве Пермина Татьяна Анатольевна.
- Добрый день. Не могли бы вы проконсультировать меня по такому вопросу. Наша организация - общество с ограниченной ответственностью - занимается лизингом. Должны ли мы включить в расчетную базу налога на имущество оборудование, переданное лизингополучателю?
- Нет, не должны. Имущество, которое специально покупается фирмой для передачи в лизинг, не облагается налогом. Напомню, что оно должно учитываться на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
- Подскажите, облагаются ли налогом на имущество объекты основных средств, находящиеся на консервации?
- Да, такие объекты подлежат налогообложению. Законсервированные основные средства учитываются на одноименном счете 01 и облагаются налогом на имущество в общеустановленном порядке. Может быть, вы имеете в виду льготу, предусмотренную пунктом 8 статьи 381 Налогового кодекса?
- Да, ее я и имела в виду.
- Согласно упомянутому пункту не облагаются налогом на имущество законсервированные объекты, но речь идет только об объектах мобилизационного назначения и соответствующих мощностях, которые не используются в производстве. Только по таким объектам можно применить льготу. На прочие законсервированные основные средства она не распространяется.
- Здравствуйте! Я - бухгалтер образовательного учреждения (автошколы). Лицензия на ведение деятельности по обучению вождению у нас имеется. Надо ли нам платить налог на имущество? Слышала, что льгота по налогу существует, но не уверена, что ее можно применить к небюджетным учреждениям.
- В соответствии с пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса от налогообложения освобождаются объекты социально-культурной сферы, которые используются для образовательных нужд. Такая льгота предоставляется налогоплательщикам любых форм собственности (в том числе и небюджетным учреждениям), если у них есть лицензия на ведение общеобразовательной деятельности. Но здесь есть свои нюансы. Так, льготируется не все имущество, а только то, которое используется непосредственно образовательными организациями и только по целевому назначению.
- Добрый день. Наша организация - полностью бюджетная поликлиника. Недавно мы приняли решение заняться и предпринимательской деятельностью - сдать в аренду одно из помещений коммерческой фирме. Следует ли нам теперь платить налог на имущество? И если да, то со стоимости каких объектов?
- Пункт 7 статьи 381 Налогового кодекса предусматривает, что объекты социально-культурной сферы, которые используются для нужд здравоохранения, освобождены от налогообложения. Замечу, что если 50 или более процентов полезной площади того или иного недвижимого объекта сдается в аренду, его уже нельзя отнести к социально-культурной сфере. В случае, если в аренду будет сдано менее 50 процентов полезной площади поликлиники, налог на имущество платить не нужно. Обратите внимание: в данном случае от налога будет освобождено только недвижимое имущество. Все другие объекты, составляющие расчетную базу по налогу, даже если они переданы в составе сданных в аренду помещений, подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.
- Подскажите, пожалуйста. Наша фирма образовалась совсем недавно, немногим более месяца назад. Уставный капитал в размере 10 тысяч рублей был внесен учредителями мебелью (стол и стул). Деятельности организация пока не вела, так как не смогли найти подходящего помещения для аренды. В I квартале, однако, решили деятельность не вести в любом случае. Можно ли оформить это имущество как ОС, не введенное в эксплуатацию? И позволит ли это не платить на их стоимость налог на имущество за I квартал, учитывая, что какую-либо деятельность фирма не вела?
- Основные средства, не введенные в эксплуатацию (а у вас именно этот случай), числятся в бухгалтерском учете на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и налогом на имущество организаций не облагаются. Замечу, что декларацию по налогу, независимо от отсутствия объекта налогообложения, вы представлять обязаны. Ведь вы все же являетесь плательщиком налога на имущество в соответствии со статьей 373 Налогового кодекса.
- Наша фирма занимается деятельностью, подпадающей как под общий, так и специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Перечень имущества, выделенного для "подвластной" ЕНВД деятельности, определен в приказе об учетной политике. Правомерно ли начислять налог на имущество, используемое только в основной деятельности предприятия, как это сказано в утвержденном генеральным директором приказе, а имущество, указанное в приказе об учетной политике, исключить из налогооблагаемой базы?
- Имущество, которое вы используете, работая на ЕНВД, не облагается налогом на имущество организаций. Но если оно фактически применяется как в деятельности, "подвластной" вмененному спецрежиму, так и подпадающей под общую систему налогообложения, то это имущество облагается налогом в следующем порядке. Нужно рассчитать пропорциональную сумму выручки от реализации, полученной в процессе деятельности, подпадающей под общую систему, к сумме выручки от реализации по всей фирме. Соответственно исчисленной процентной доле и должен быть рассчитан налог на имущество по таким объектам.
- Здравствуйте! Мы - московская организация. Но недавно приобрели недвижимое имущество (а именно здание) в городе Люберцы Московской области. Куда нам платить и сдавать отчетность по налогу на имущество - в ИФНС в Москве или Люберцах? Или в два места одновременно? Спасибо.
- В приобретенном здании располагается ваш офис, структурное подразделение или это объект недвижимости вне местонахождения организации?
- Это просто здание.
- В таком случае налоговую декларацию вам нужно будет представить в инспекцию в Люберцах, а сам налог заплатить в бюджет Московской области. В столичные же налоговые органы нужно подавать декларации только по тому имуществу, которое непосредственно находится на территории города. То есть стоимость недвижимости в Люберцах не должна попасть в налогооблагаемую базу по имуществу, находящемуся в Москве. Замечу, что теперь вам не нужно сдавать сводную декларацию. Такой порядок был отменен со вступлением в силу главы 30 Налогового кодекса.
- Договор с арендодателем нашей фирмы составлен так, что мы возмещаем все его расходы по содержанию помещения. Платим в том числе и налог на имущество. Как вы считаете, уменьшат ли эти "имущественные" платежи нашу расчетную базу налога на прибыль?
- Думаю, что такие затраты в уменьшение налогооблагаемой базы принимать не следует. Ведь плательщиками налога на имущество согласно главе 30 Налогового кодекса являются организации, учитывающие на балансе объекты основных средств. В вашем случае это арендодатель.
- Следует ли учитывать счет 03 при определении базы по налогу на имущество? Ведь из письма Минфина N 03-06-01-04/16 от 31 августа 2004 года, кажется, следует, что нет. А наш налоговый инспектор посоветовал все-таки заплатить налог.
- Остатки по бухгалтерскому счету 03 "Доходные вложения в материальные ценности" в расчетную базу налога на имущество организаций включать не следует.
- Допустим, с начала года я ошибочно отнес некоторые объекты на счет 01. Естественно, ошибку в бухучете исправил, как только обнаружил. Однако это было уже ближе к концу года. А декларацию по налогу на имущество можно тоже только, например, за год исправить или нужно вносить правку за все периоды, когда имела место ошибка?
- При исчислении среднегодовой (средней) стоимости имущества учитывается его остаточная стоимость на первое число каждого месяца налогового (отчетного) периода и первое число месяца, следующего за налоговым (отчетным) периодом. В соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета исправительные проводки нужно делать в момент обнаружения ошибки. Вы можете сдать как уточненные авансовые расчеты за I квартал, полугодие и девять месяцев, так и учесть исправительную проводку при составлении налоговой декларации за год. В этом случае стоимость основных средств в учете изменится начиная с даты исправительной проводки.
- Добрый день. Наша организация состоит из двух юридических лиц - одно из них отработало один год, другое - полгода. Когда мы учредили вторую компанию, то основные средства поделили четко поровну между двумя фирмами. Добавлю, что остаточная стоимость у этих основных средств также одинаковая. Будут ли суммы налога на имущество равны для обеих фирм?
- Нет, не будут. Налог на имущество будет больше для организации, которая работает в течение всего года. У обеих фирм система расчета налогооблагаемой базы будет одинакова. Но в отличие от организации, которая вела деятельность в течение всего года, остаточная стоимость основных средств фирмы, работавшей только полгода, в течение первого полугодия была равна нулю.
- Наша организация приобрела в собственность нежилое (офисное) помещение. Имеем на руках акт приема-передачи, сдали документы на регистрацию. Однако в помещении до сих пор находятся арендаторы предыдущего хозяина и переезжать не собираются. С ними у нас идет судебное разбирательство, и неизвестно, когда оно закончится, но точно уже после того, как произойдет госрегистрация права собственности. С какого момента следует включить приобретенную недвижимость в расчетную базу по налогу на имущество, учитывая, что фактически мы не можем пользоваться помещением?
- До государственной регистрации права собственности на недвижимость учитываются на балансовом счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" и не являются объектом налогообложения. После госрегистрации помещение нужно перевести на счет 01 "Основные средства" и, соответственно, оно будет облагаться налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. При этом не имеет значения, будет ли фирма фактически эксплуатировать этот офис.
- Наша организация оказывает автотранспортные услуги и находится на ЕНВД. Другими видами деятельности не занимаемся. Подлежит ли обложению налогом на имущество транспортное средство, непосредственно не используемое для перевозок груза, но находящееся на балансе фирмы? Имею в виду один автомобиль - служебный автотранспорт и один, находящийся на консервации. Налоговая нам посоветовала все-таки заплатить налог на имущество. Прав ли инспектор?
- Поскольку организация не занимается другими видами деятельности, кроме подпадающей под ЕНВД, и служебный автотранспорт фирмы не облагается налогом на имущество.
- Ситуация такова, что наша фирма реорганизуется в форме присоединения к другой компании. Деятельность мы закончим в середине февраля. Как правильно в нашем случае рассчитать налог на имущество за I квартал? На какое количество месяцев делить?
- Предположим, что реорганизация будет завершена 16 февраля 2005 года, тогда налоговая база вашей фирмы за период с 1 января по 16 февраля должна быть определена как частное от деления суммы, полученной в результате сложения остаточной стоимости имущества на 1 января и 1 февраля на количество месяцев в календарном году, увеличенное на единицу, то есть 13.
- Подскажите, пожалуйста. В налоговом учете расчетную базу налога на прибыль суммы налога на имущество уменьшают только по итогам года или также каждый отчетный период (квартал) по результатам начисления авансовых платежей по налогу на имущество?
- Расчетная база налога на прибыль уменьшается на сумму налога на имущество организаций по итогам как отчетного, так и налогового периода.
Т.А. Пермина,
главный налоговый инспектор отдела региональных
и местных налогов и сборов УМНС по г. Москве
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007