Ох уж эти соседи...
Создавая свое предприятие, человек, как правило, старается разместить его ближе к своим предполагаемым клиентам - и людям удобнее, и у фирмы оборот неплохой. Тем не менее это может грозить большими неприятностями.
История с продолжением
Шесть лет назад Татьяна Еременко взяла кредит в банке и открыла свое собственное дело - создала фирму и арендовала помещение под продуктовый магазин. Дела шли в гору, и уже в 2002 году она решила расширить свой бизнес: недалеко от жилого района было построено небольшое здание, в котором сейчас расположены продуктовый магазин и небольшое кафе.
Все бы ничего - с налоговой проблем нет, все правила соблюдены, посетителей вполне достаточно. Увы, фирму ждали серьезные неприятности.
Через несколько месяцев со дня открытия в управу района поступила жалоба от Наталии Тимофеевны Ивановой. Женщина утверждала, что фирма г-жи Еременко, представители которой построили в районе магазин и кафе, не соблюдает санитарных норм, замусорила все в округе. При этом построенное здание мешает свободному перемещению жителей окрестных домов. Женщина просила власти разобраться с ужасным магазином.
"Когда нам пришло письмо с текстом жалобы, мы все чуть со стула не упали, - рассказала Татьяна Еременко. - Все у нас в порядке, мусор за собой вывозим, стоим на приличном расстоянии от домов - и тут такое заявление. Как мы ни пытались мирно доказать, что это неправда, нас вызвали в суд".
В ходе разбирательства было решено, что проверить работу фирмы должны специалисты из санэпидемстанции. Приехав, они осмотрели все помещение, территорию, за которую отвечает фирма, и выдали определение о том, что организация не превышает допустимых норм работы, не мусорит, не продает некачественную продукцию. Этот документ адвокат фирмы представил в суд. Фирму признали невиновной.
Увы, на этом дело не кончилось. Через три месяца после судебного разбирательства от оскорбленной жительницы соседнего дома вновь поступила жалоба. На сей раз в префектуру. Наталия Тимофеевна утверждала, что по ночам в кафе, которым владеет Татьяна Еременко, играет громкая музыка.
"Так и сказала, что уровень громкости превышает допустимые нормы и она просто не может из-за нас уснуть, - жалуется начальница. - Результат? Очередное судебное разбирательство, очередные проверки СЭС, очередное определение о том, что все в порядке. Думаете, она на этом остановилась? Ничего подобного! Сейчас она обратилась в милицию (видимо, ни в управе, ни в префектуре уже не хотят принимать эти бредовые записки) с заявлением, что за время нашего существования по соседству в ее подъезде было зафиксировано три инфаркта, и виноваты в этом мы! Я думаю, что грядет очередное судебное разбирательство. Из СЭС к нам ехать уже не хотят, мы им надоели. Как доказывать, что мы не виноваты ни в каких инфарктах, я не знаю - разве что опросить жильцов дома. Встречались с ней лично, пробовали "заплатить за моральный ущерб". Отказывается. Говорит, что ей просто не хочется, чтобы мы тут были. Картина просто смешная".
Кто виноват и что делать
К сожалению, ситуация, в которую угодила Татьяна Еременко, совсем не редкость. И это при том, что действительно виноватыми организации оказываются только в 50 процентах случаев обращения граждан.
К примеру, фирмы обязаны отвечать за неудобства, которые доставляют жильцам во время строительства. Здесь уж ничего не поделаешь. Люди из дома, рядом с которым открыли недорогой магазин алкогольных напитков, могут обратиться в управу с жалобой, что в их дворе "поселилось" много пьяных, которые некультурно себя ведут.
Все эти жалобы могут дойти до суда, где с фирмой будут строго разбираться. Иногда фирма платит штраф и ликвидирует последствия причиненного ущерба, иногда она вынуждена покинуть занимаемое помещение. Последнее не обрадует ни руководство, ни сотрудников организации, тем более если фирма ни в чем не виновата. Что же делать, если на вашу фирму подали жалобу?
По мнению психологов, люди часто принимают в штыки что-то новое в своем районе. Им кажется, что новый магазин, который строится рядом с их домом, испортит все вокруг. Даже если организация никому не причиняет вреда, жители района некоторое время будут подозрительно к ней относиться.
Как считает большинство владельцев фирм, своими жалобами соседи добиваются только одного - получить от вашей фирмы деньги. Руководители организаций, как правило, уверены, что "эти люди просто завидуют тому, что у кого-то есть свой бизнес, который приносит неплохой доход, а у них ничего нет". Поэтому лучшим способом договориться с недовольными жильцами будет небольшая "плата за неудобства". Однако этот способ не всегда срабатывает. Как рассказывают те, кому уже приходилось оплачивать свою спокойную работу, через некоторое время деньги заканчиваются, и жильцы опять пишут жалобы на фирму. Более того, существуют такие люди, которые хотят решить вопрос по закону. Бороться с ними можно только в суде, изо дня в день доказывая, что вы ни в чем не виноваты.
В этом есть много отрицательных сторон. Даже если вы не нравитесь всего одной бабушке из всего района, это стоит принять всерьез: дело в том, что судебные разбирательства и связанные с ними проверки, а также сбор необходимых документов занимают много времени, и поэтому будут сильно мешать работе любой организации. И потом если бабушке, которая настроена решительно против вас и вашего магазина, кафе, парикмахерской, салона красоты и т.д., несколько раз удастся собрать подписи против вашей организации или убедить своих знакомых написать жалобу, то вам могут попросту запретить работать.
С самого начала можно попытаться уладить конфликт мирно, обсудив все проблемы. Возможно, вы и правда чем-то мешаете человеку, и это можно быстро уладить: допустим, ваш офис находится на первом этаже жилого дома, и по утрам, приходя на работу, вы включаете в кабинете радио. Как раз тогда, когда пенсионеры сверху еще спят. Достаточно оговорить некоторые вопросы, чтобы жалобы на вашу фирму больше не приходили.
Иначе вам так и придется ходить по судам - запретить людям писать заявления никто не сможет.
Мнения
Наталия Вересова, юрист:
"Таких людей, я думаю, везде хватает. Одна моя знакомая работает в магазине, где продается корм для домашних животных. Жильцы с четвертого этажа этого дома нажаловались в СЭС, что у них в квартире пахнет этими кормами. Пришли проверяющие, а там в коридоре стоят мешки с картошкой и луком, которые попросту источают зловоние. И при чем здесь магазин?"
Анастасия Пивоварова, бухгалтер агентства недвижимости:
"Мы уже полгода смеемся. Зарегистрировали на одну женщину квартиру, все как положено. Она приехала и стала на нас орать, что "цветная бумажка", которую мы ей выдаем, ей не нужна (Свидетельство о регистрации права собственности). Завалила нас письмами с просьбой дать ей подтверждение, что квартира действительно ее. Вызвали ее опять к нам, приехала, опять накричала на всех и сказала, что эта "цветная бумажка" ей не нужна. И так уже раза четыре. Я уже не знаю, кто болен, но вчера по почте пришло исковое заявление".
Георгий Ватанов, директор торговой фирмы:
"Наши партнеры построили новый торговый центр. И какая-то женщина из соседнего дома стала предъявлять претензии: дескать, перекрыли своим зданием ей солнечный свет в квартире, нарушили санитарные нормы и так далее. Бизнесмены стали с ней улаживать дело полюбовно: денег ей предлагали много, квартиру хорошую в другом месте... Сказала, что хочет все по закону, и подала на них в суд. И результат? Суд ей денег присудил, конечно, но какие-то копейки. И стоило упираться? Торговый центр-то все равно как стоял, так и стоит".
Татьяна Осипова, бухгалтер магазина одежды:
"Наши местные жители жаловались, что спать не могут, наша световая вывеска им мешает. Обычная вывеска, далеко не из самых ярких. Поэтому дело даже до суда не дошло, и никто из проверяющих к нам не приезжал".
Виталий Кликунов, руководитель торгового центра:
"Торговый центр пристроили к жилому дому. Еще при строительстве было много криков, денег жильцам заплатили - вроде успокоились. Прошло пять лет - опять все заново. Я думаю, что им не шум мешает - им бы денег получить. Дошли даже до главы управы, в суд хотели подавать, но, кажется, пока все затихло".
С. Антюшенина
"Московский бухгалтер", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007