Выпускаем печатную продукцию
Сейчас рынок периодики переживает настоящий бум. Количество предлагаемых читателям изданий растет в геометрической прогрессии. Причем это как специализированные, так и развлекательно-информационные издания. К примеру, в Москве каждый административный округ выпускает свою бесплатную газету. Да и многие компании, далекие от издательской деятельности, озадачились выпуском собственной корпоративной периодики. В связи с этим возникает множество вопросов о том, как отражать эти новомодные тенденции в бухгалтерском и налоговом учете.
Наша организация собирается выпускать собственную корпоративную газету. Надо ли ее регистрировать? И если да, то каким образом отразить в учете уплату госпошлины?
При тираже менее одной тысячи экземпляров, регистрации не требуется. В противном случае газету необходимо зарегистрировать.
Если печатное издание предназначено для распространения на всей территории РФ, то заявление подается учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Если же газета будет реализовываться на территории субъекта РФ или муниципального образования, то заявление подается в территориальные органы этой службы (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"). К заявлению нужно приложить документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины.
С 1 января 2005 г. вступила в силу глава 25.3 НК РФ "Государственная пошлина". Теперь организациям придется платить:
за госрегистрацию периодического печатного издания, распространяемого:
- на всей территории РФ, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов РФ, - 2000 рублей;
- на территории субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона, - 1000 рублей;
за выдачу дубликата свидетельства - 20% размера госпошлины;
за внесение изменений в свидетельство о госрегистрации - 20% размера госпошлины.
В бухгалтерском учете произведенные издательством расходы в виде уплаты государственной пошлины, по мнению автора, можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности как управленческие, на базе которых формируется себестоимость проданной печатной продукции и финансовый результат (ПБУ "Расходы организации" 10/99). При этом управленческие расходы могут включаться в себестоимость проданных газет, журналов полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Пример 1
ЗАО "Лайнс" зарегистрировало газету, которая будет распространяться на территории Новосибирской области.
Госпошлина в данном случае составит 1000 руб.
В бухгалтерском учете это будет отражено следующими проводками:
Д-т сч. 26 К-т сч. 68 - 1000 руб. - госпошлина отражена в составе управленческих расходов
Д-т сч. 68 К-т сч. 51 - 1000 руб. - уплачена госпошлина
Д-т сч. 90/2 К-т сч. 26 - 1000 руб. - управленческие расходы включены в себестоимость продаж текущего отчетного периода.
В налоговом учете сумму госпошлины можно принять в полной сумме как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Договором предусмотрено изготовление тиража из бумаги типографии, стоимость которой входит в стоимость услуг по печати. Как в данном случае отразить в бухгалтерском учете расходы на бумагу?
Если бумага приобретена у других лиц, каким образом будут строиться отношения с типографией?
По мнению автора, издательство может отразить расходы на приобретение бумаги сразу по сч. 20 "Основное производство", если типография в документах, представляемых заказчику, указывает расход бумаги вместе с услугами по печати, фотовыводу, фальцовке, вложению и прочими услугами.
Пример 2
ЗАО "Лайнс" для печати своей газеты использует бумагу типографии. На каждый номер газеты составляются документы, в которых указаны количество израсходованной бумаги, а также стоимость услуг печати, фотовывода (см. табл. 1).
Таблица 1
Наименование работ, услуг |
Ед. изм. | Кол-во | Цена, руб. |
Сумма, руб. |
НДС, руб. |
Сумма с НДС, руб. |
Бумага | кг | 1260 | 3,9 | 4914,00 | 884,52 | 5798,52 |
Печать | руб./экз. | 2000 | 2,2 | 4400,00 | 792,00 | 5192,00 |
Фотовывод | руб./пол. | 16 000 | 0,2 | 3200,00 | 576,00 | 3776,00 |
Итого | 12514,00 | 2252,52 | 14766,52 |
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 20/1 "Основное производство/расходы на бумагу" К-т сч. 60 - 4914, 00 руб. - израсходована бумага на печать газет
Д-т сч. 20/2 "Основное производство/расходы на печать" К-т сч. 60 - 4400,00 руб. - отражены расходы на печать газет
Д-т сч. 20/3 "Основное производство/фотовывод" К-т сч. 60 - 3200,00 руб. - отражены расходы по фотовыводу
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 2252,52 руб. - отражена сумма НДС по оказанным услугам на печать газет
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 14766,52 руб. - оплачены расходы на печать газет
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 2252,52 руб. - сумма НДС к возмещению по оказанным услугам на печать газет.
В налоговом учете подобные затраты в полном объеме относятся на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (п. 1 ст. 254 НК РФ).
На практике закупка бумаги именно у типографии не всегда бывает экономически выгодна, иногда предпочтительнее купить ее на стороне.
В этом случае между издательством и типографией возникают так называемые операции с давальческим сырьем. Их особенность в том, что передающая сторона (издательство) сохраняет за собой право собственности и на бумагу, переданную для переработки, и на печатную продукцию. А типография выполняет необходимые услуги по переработке сырья с передачей готовой продукции (газет) заказчику.
В договоре обязательно оговаривается норма отхода газетной бумаги, в пределах которой может быть предусмотрен перерасход. Эта норма зависит от ширины рулона, длины рубки бумаги, ее плотности, печатаемого тиража.
Издательство обязано в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием представителей типографии осмотреть и принять напечатанные газеты, а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат, или иных недостатков немедленно заявить об этом подрядчику.
Таким образом, для реализации договора необходимы следующие документы:
договор на переработку (договор подряда);
акт приема-передачи бумаги в печать;
отчет типографии об использовании бумаги (составляется в натуральных единицах и содержит сведения о количестве поступившего сырья, количестве неиспользованного сырья);
акт приема-передачи выполненных работ (содержит стоимостную оценку затрат на производство по каждому номеру газеты).
Пример 3
ЗАО "Лайнс" 1 февраля 2005 г. закупило у ЗАО "Печатник" 12 тонн бумаги газетной "Соликамской" (ф. 80) по цене 14 000 руб. за 1 тонну (в т.ч. НДС), 6 тонн бумаги газетной "Камской" (ф. 160) по цене 15 000 руб. за тонну (в т.ч. НДС).
Расходы по доставке бумаги на склад типографии составили 14 750 руб. (в т.ч. НДС).
В феврале бумага была отпущена в производство. Типография представила отчет по расходу бумаги за месяц (см. табл. 2).
Таблица 2
Отчет о расходовании бумаги за февраль
Дата | Вид бумаги | Ед. измер. |
Остаток на начало |
Приход за февраль |
Расход за февраль |
Остаток на конец |
Соликамская ф. 80 | кг | - | 12 000 | 7900 | 4100 | |
01.02.05 | Соликамская ф. 80 | кг | - | 12 000 | - | 12 000 |
03.02.05 | Соликамская ф. 80 | кг | 12 000 | - | 4000 | 8000 |
17.02.05 | Соликамская ф. 80 | кг | 8000 | - | 3900 | 4100 |
Камская ф. 160 | кг | - | 6000 | 6000 | - | |
01.02.05 | Камская ф. 160 | кг | - | 6000 | - | 6000 |
10.02.05 | Камская ф. 160 | кг | 6000 | - | 3000 | 3000 |
24.02.05 | Камская ф. 160 | кг | 3000 | - | 3000 | - |
В бухгалтерском учете ЗАО "Лайнс" будут сделаны следующие проводки:
Приобретение бумаги.
Д-т сч. 10/1 К-т сч. 60 - 218644,07 руб. - поступили материалы от поставщиков
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 39355,93 руб. - сумма НДС по поступившим от поставщиков материалам
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 258000,00 руб. - оплачено поставщикам за материалы
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 39355,93 руб. - принят к зачету НДС по поступившим от поставщиков материалам
Д-т сч. 10/тзр К-т сч. 76 - 12 500 руб. - отражены расходы на доставку бумаги на склад типографии
Д-т сч. 19 К-т сч. 76 - 2250 руб. - отражена сумма НДС за доставку бумаги на склад типографии
Д-т сч. 76 К-т сч. 51 - 14750,00 руб. - оплачено за доставку бумаги на склад типографии
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 2250 руб. - принят к зачету НДС по доставке бумаги на склад типографии.
Передача бумаги в производство.
Д-т сч. 10/7 "Материалы, переданные в переработку" К-т сч. 10/1 - 218644,07 руб. - бумага передана в переработку
Д-т сч. 20/1 К-т сч. 10/7 "Материалы, переданные в переработку" - 170 000 (142372,88 : 12 000 х 7900 + 76271,19) руб. - списана стоимость израсходованной бумаги
Д-т сч. 20/1 К-т сч. 10/ТЗР - 9724,00 (170 000 х (12 500 : 218644,07 х 100) : 100) руб. - списана стоимость расходов на доставку бумаги.
Если по результатам отчета остается неизрасходованная бумага, то возможны следующие варианты:
1) типография возвращает ее издательству (на практике бумага остается на складе подрядчика до печати следующего номера).
При этом делается проводка:
Д-т сч. 10/1 К-т сч. 10/7 "Материалы, переданные в переработку" - 48 644,07 руб. - возврат неизрасходованной бумаги;
2) типография покупает бумагу у издательства (на практике обычно стоимость сырья засчитывается в счет оплаты стоимости работ).
При этом делается проводка:
Д-т сч. 62 К-т сч. 91 - 61500,00 руб. - отражена выручка от реализации бумаги
Д-т сч. 91 К-т сч. 68 - 9381,36 руб. - начислен НДС с реализованной бумаги
Д-т сч. 91 К-т сч. 10/7 - 48644,07 руб. - списана стоимость материалов
Д-т сч. 91 К-т сч. 10/тзр - 2776,00 руб. - списана стоимость расходов на доставку бумаги
Д-т сч. 91 К-т сч. 99 - 698,57 руб. - выявлена прибыль от реализации бумаги
Д-т сч. 60 К-т сч. 62 - 61500,00 руб. - отражен зачет встречных требований.
Наша фирма издает еженедельную корпоративную газету, которая распространяется бесплатно исключительно внутри фирмы среди сотрудников и информирует их о своей деятельности, публикует внутренние документы, регулирующие трудовые отношения в организации.
Как отразить в учете затраты по изданию корпоративной газеты?
Затраты организации по изданию корпоративной газеты, которая распространяется среди сотрудников и издается исключительно с целью информирования их о деятельности фирмы, относятся к расходам по обычным видам деятельности и учитываются по статье "Управленческие расходы" (ПБУ 10/99). Управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания.
К сведению!
Сумма НДС, уплаченная контрагентам за издание корпоративной газеты, может быть принята к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ при наличии документов, подтверждающих оплату налога, и счетов-фактур.
В целях исчисления налога на прибыль расходы на издание внутренней корпоративной газеты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода (ст. 318 НК РФ).
Пример 4
ООО "Ланит" издает еженедельную газету для своих сотрудников. В конце месяца типография представляет счет-фактуру и акт выполненных работ, в которых отражены все затраты по печати (см. табл. 3, с. 16).
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 26 К-т сч. 60 - 29520,00 руб. - отражены расходы на печать корпоративной газеты
Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 5313,60 руб. - отражена сумма НДС по печати газеты
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 34833,60 руб. - оплачены расходы на печать газеты
Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 5313,60 руб. - сумма НДС к возмещению по печати газеты
Д-т сч. 90/2 К-т сч. 26 - 29520,00 руб. - расходы на издание корпоративной газеты включены в себестоимость продаж.
Наше издательство выпускает ежедневную газету. Основной доход получаем от продажи полос под рекламу, хотя она и не превышает 40% от общего количества полос в номере.
По какой ставке НДС облагаются услуги по размещению рекламы в печатном издании, если счета на размещение были выставлены в 2004 г., а размещение было в январе 2005 г.?
Согласно Закону от 28 декабря 2001 г. N 179-ФЗ (в редакции Закона от 31 декабря 2002 г. N 195-ФЗ) абзацы третий-шестой подп. 3 п. 2 ст. 164 НК РФ утрачивают силу с 1 января 2005 г. Таким образом, в 2005 г. ставка НДС при размещении рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях увеличится с 10 до 18%. А вот НДС по реализации самой газеты остался на уровне 10%, конечно, в том случае, если она не является рекламной или эротической. В целях налогообложения к периодическим печатным изданиям рекламного характера относятся издания, в которых реклама превышает 40% объема одного номера периодического печатного издания.
Начиная с 1 января 2005 г. при оказании услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях, в том числе оплаченных до 1 января 2005 г., счета-фактуры должны выставляться покупателям (заказчикам) с указанием ставки НДС в размере 18% (Письмо ФНС от 9 декабря 2004 г. N 03-1-08/2458/17).
Таблица 3
Наименование работ, услуг |
Ед. изм. | Кол-во | Цена, руб. |
Сумма, руб. | НДС, руб. | Сумма с НДС, руб. |
Бумага | кг | 2100,00 | 8,00 | 16800,00 | 3024,00 | 19824,00 |
Печать | руб./экз. | 3000,00 | 2,00 | 6000,00 | 1080,00 | 7080,00 |
Фотовывод | руб./пол. | 12000,00 | 0,56 | 6720,00 | 1209,60 | 7929,60 |
Итого | 29520,00 | 5313,60 | 14766,52 |
К сведению!
Организациям СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
Согласно п. 8 ст. 171 НК РФ налог, исчисленный и уплаченный налогоплательщиками с сумм авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежит вычету, который в соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ производится после даты размещения рекламы.
По мнению ФНС, если налогообложение полученных до 1 января 2005 г. авансовых платежей осуществлялось по расчетной налоговой ставке 10/110, то сумма НДС, уплаченная в бюджет с суммы предоплаты, подлежит вычету в размере фактически уплаченной суммы налога. При этом издательства, заключая с заказчиками договора в 2004 г., на размещение рекламы, осуществляемой с 1 января 2005 г., могли предусмотреть оплату с учетом ставки налога в размере 18%. В этом случае, учитывая положения подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ, налогоплательщики при получении до 1 января 2005 г. авансовых платежей в счет оплаты услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях должны были исчислить и уплатить в бюджет в 2004 г. сумму НДС, исчисленную по расчетной налоговой ставке 18/118.
Пример 5
ЗАО "Лайнс" в декабре заключило договор с ООО РА "Креатив" на размещение в общей сложности 4 полос рекламы в январе 2005 г. Рекламное агентство 25 декабря 2004 г. перечислило аванс в размере 200 600 руб. ЗАО "Лайнс" признает выручку для исчисления НДС "по отгрузке".
Учитывая то, что размещение рекламы будет произведено в январе, издательство и рекламное агентство прописали в договоре, что стоимость размещения включает НДС по ставке 18%.
Бухгалтер ЗАО "Лайнс" сделает следующие проводки:
В декабре:
Д-т сч. 51 К-т сч. 62 - 200 600 руб. - поступила предоплата за размещение рекламы
Д-т сч. 62 К-т сч. 68 - 30 600 руб. - начислен НДС с предоплаты.
В январе:
Д-т сч. 62 К-т сч. 90/1 - 200 600 руб. - произведено размещение рекламы
Д-т сч. 90/3 К-т сч. 68 - 30 600 руб. - начислен НДС с реализации рекламы
Д-т сч. 68 К-т сч. 62 - 30 600 руб. - зачтены суммы НДС после фактической реализации рекламных полос.
Наше издательство занимается тиражированием и распространением журнала, который выходит ежемесячно. Каждый месяц имеет место нереализованный тираж.
Подлежат ли восстановлению суммы НДС с расходов по производству этого тиража?
Потребительская ценность периодического издания (журнала) заключается в содержащейся в нем информации, которая может очень быстро потерять свою актуальность. Принимая во внимание специфику деятельности по выпуску периодики, расходы по списанию части нереализованного тиража можно отнести к расходам, непосредственно связанным с изготовлением и продажей печатной продукции. Они являются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99.
Поскольку морально устаревшая часть тиража не использована для продажи покупателям, то есть для осуществления операций, облагаемых НДС, то издательство на основании п. 2 ст. 171 НК РФ не имеет права на вычет налога, уплаченного поставщикам материалов, работ, услуг, использованных для изготовления нереализованной части тиража. Следовательно, необходимо восстановить к уплате в бюджет ранее принятую к вычету сумму НДС. Восстановленная сумма НДС по материалам, работам, услугам, использованным для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС, учитывается в стоимости готовой продукции (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
В бухгалтерском учете следует сделать следующие проводки:
Д-т сч. 19 К-т сч. 68 - восстановлена ранее принятая к вычету сумма НДС по материалам, работам, услугам, использованным при изготовлении списываемой части тиража
Д-т сч. 43 К-т сч. 19 - восстановленная сумма НДС включена в стоимость списываемой продукции
Д-т сч. 44 К-т сч. 43 - отражено списание стоимости нереализованной части тиража
Д-т сч. 90/2 К-т сч. 44 - стоимость нереализованной части тиража списана в себестоимость продаж.
Ю. Перхова,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 6, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.