Бухгалтерия? Не бойтесь! Это милиция...
Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД России имеет свои территориальные подразделения во всех субъектах Российской Федерации (приказ МВД РФ от 13.08.2003 N 634 "Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ").
Структура
В составе данной службы создано Главное управление по налоговым преступлениям (ГУНП ФСЭНП МВД России) и непосредственно подчиненные ему Управление документальных проверок и ревизий и оперативно-розыскное бюро, деятельность которых во многом схожа с ранее функционирующей и реорганизованной Федеральной службой по налоговым преступлениям (ФСНП РФ). В крупных городах областного подчинения могут дислоцироваться межрайонные оперативно-розыскные отделы (части) по налоговым преступлениям, непосредственно подчиненные управлению внутренних дел области.
Управление по налоговым преступлениям имеет внутреннюю структуру: отделы, отделения, группы, специализирующиеся по определенным направлениям.
Схема 1
/---------------------------------------\
| Управление по налоговым преступлениям |
| (УНП) |
\---------------------------------------/
/---------------------------\ | /-----------------------------\
|Отдел анализа, планирования| | |Отдел документальных проверок|
|и контроля |-----+------|и ревизий |
\---------------------------/ | \-----------------------------/
|
/-------------------------------\ | /-------------------------------\
|Отдел по выявлению преступлений| | | |
|в сфере малого и среднего биз-|--+----| Оперативно-розыскная часть |
|неса | | | |
\-------------------------------/ | \-------------------------------/
|
/-------------------------------\ | /-------------------------------\
|Отдел по выявлению преступлений| | |Отдел по выявлению преступлений|
|в сфере промышленности, произ-|-------|на объектах топливно-энергети-|
|водства и оборота подакцизных| |ческого комплекса и металлургии|
|товаров | | |
\-------------------------------/ \-------------------------------/
Компетенция
Для осуществления своей деятельности подразделения по борьбе с налоговыми преступлениями наделяются определенной компетенцией.
Исходя из своего статуса, определенного законодательными актами, органы по налоговым преступлениям обладают: оперативно-розыскной, административно-правовой и уголовно-процессуальной компетенцией.
Оперативно-розыскная компетенция данных органов обусловлена тем, что они входят в структуры органов внутренних дел . милиции. Органы по борьбе с налоговыми преступлениями обязаны информировать другие органы, осуществляющие аналогичную деятельность (ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее ФЗ об ОРД)), о ставших известными им фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, предоставлять оперативно-справочной информации, участвовать в совместном планировании и проведении оперативных мероприятий и т.д.
Для борьбы с налоговыми преступлениями сотрудники УНП наделяются следующими правами. Согласно ст. 15 ФЗ об ОРД, им предоставляется право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых определен законодателем в ст. 6 ФЗ об ОРД. Гласность означает открытость действий сотрудников данных подразделений для окружающих. К таким действиям можно отнести, например, опрос, исследование предметов и документов, наведение справок о налогоплательщиках путем направления запросов в различные органы и др. Негласность заключается в сокрытии их содержания от окружающих, а также соблюдении конспирации при их проведении. Органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право (п. 2 ст. 15 ФЗ об ОРД) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе, в том числе сотрудниками предприятий, за которыми ведется наблюдение.
В целях конспирации сотрудникам подразделений по борьбе с налоговыми преступлениями предоставлено право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность учреждений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих содействие на конфиденциальной основе.
Административная компетенция сотрудников подразделений по налоговым преступлениям вытекает из ст. 11, 12 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-I "О милиции", КоАП РФ и различных ведомственных приказов и инструкций.
Сотрудники данных органов правомочны осуществлять доставление правонарушителей, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие документов и др. Вместе с тем, административные полномочия подразделений по налоговым преступлениям проявляются в процессе взаимодействия с налоговыми органами и вытекают не только из положений Налогового кодекса, но и межведомственных приказов и соглашений (приказ МВД РФ от 16.03.2004 N 177, приказ МВД РФ и МНС РФ от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"; приказ МНС РФ и МВД РФ от 22.01.2004 N 77/АС-3-06/36 "Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД РФ и МНС РФ"). Для проведения налоговой проверки налоговый орган направляет в орган внутренних дел письменный запрос.
Пример 1
Штамп
налогового органа Начальнику УВД Энской области
-----------------
полковнику милиции
-----------------------------
Петракову В.И.
-----------------------------
(наименование органа внутренних
дел, Ф.И.О.)
Запрос об участии органа внутренних дел
в выездной налоговой проверке
На основании пункта 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской
Федерации налоговая инспекция Центрального района города Энска
-------------------------------------------------------------------------
(наименование налогового органа)
просит выделить для участия в проведении выездной налоговой проверки
Общество с ограниченной ответственностью "Град", ИНН 7778923770,
-------------------------------------------------------------------------
(полное и сокращ. наименование организации (филиала или
КПП 777801001
-------------------------------------------------------------------------
представительства организации), ИНН/КПП)
-------------------------------------------------------------------------
(Ф.И.О. физического лица, ИНН - при наличии)
сотрудников(а)
отдела по налоговым преступлениям Управления Энской области
-------------------------------------------------------------------------
(наименование подразделения органа внутренних дел)
в количестве двух человек.
------
Адрес места нахождения организации (филиала или представительства)
(адрес постоянного места жительства физического лица) 437000, г. Энск,
-------------------
ул. Московская, д. 15.
-------------------------------------------------------------------------
Выездная налоговая проверка проводится по вопросам соблюдения
законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления,
удержания, уплаты и перечисления) социального налога, налога на
-------------------------------------
добавленную стоимость (НДС)
-------------------------------------------------------------------------
(наименование налогов, сборов)
за период с 01 января 2004 г. по 01 апреля 2004 г.
------------------ -----------------
Необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной
налоговой проверке вызвана следующими обстоятельствами:
Выявление факта уклонение от уплаты налоговой организацией с участием
-------------------------------------------------------------------------
(описание формы, характера и содержания предполагаемого налогового
представителя органа по налоговым преступлениям в качестве специалиста
-------------------------------------------------------------------------
правонарушения; обоснование привлечения сотрудника органа внутренних
для выявления и фиксации признаков противоправного деяния.
-------------------------------------------------------------------------
дел в качестве специалистов или для обеспечения мер безопасности в
целях защиты жизни и здоровья проверяющих специалистов)
Предполагаемые сроки проверки:
Дата начала проверки "03" апреля 2004 г.
---- --------------
Дата окончания проверки "03" апреля 2004 г.
--- --------------
Руководитель (заместитель руководителя)
УМНС по Центральному району г. Энска А.А. Железнов
------------------------------------ ------------ --------------
(наименование налогового органа) (подпись) (Ф.И.О.)
Привлечение сотрудников милиции в данной проверке возможна:
- в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
- для содействия должностным лицам налоговых органов, проводящим проверку, в случае воспрепятствования их законной деятельности;
- для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов.
Как правило, сотрудники управлений налоговых преступлений привлекаются в качестве специалистов. Для решения иных задач в процессе проверки могут задействоваться силовые подразделения (ОМОН, СОБР).
Производство по делам об административных правонарушениях в области налогов, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (милиции), осуществляют должностные лица милиции общественной безопасности (ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ).
Уголовно-процессуальная компетенция основана на требованиях УПК РФ, в соответствии с которыми (ч. 1 ст. 40 УПК РФ) к органам дознания относятся ОВД РФ, в составе которых функционируют подразделения по налоговым преступлениям. При выполнении функции органа дознания оперативные сотрудники данных подразделений могут:
- принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление;
- возбуждать уголовные дела по фактам совершенных преступлений, отнесенных к их компетенции;
- самостоятельно проводить неотложные следственные действия;
- выполнять поручения следователя о производстве отдельных следственных действий (допрос, осмотр места преступления, документов и орудий его совершения, выемку и т.д.), об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, а также получать содействие при их осуществлении.
Дознание о налоговых преступлениях, отнесенных к подследственности органов внутренних дел, производят подразделения организации дознания милиции общественной безопасности.
Предварительное расследование по делам о налоговых преступлениях, отнесенных Уголовно-процессуальным кодексом РФ к подследственности органов внутренних дел (милиции), производят органы предварительного следствия системы МВД России. К числу составов, по которым производится расследование, относятся:
- уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица (части 1, 2 ст. 198 УК РФ);
- уклонение от уплаты налогов или сборов с организации, (части 1, 2 ст. 199 УК РФ);
- неисполнение обязанностей налогового агента (части 1, 2 ст. 199.1 УК РФ);
- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).
Основным признаком выделение данных составов для осуществления расследования является наличие ущерба в крупном и особо крупном размере.
Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов (сборов), либо превышающая 300 000 рублей.
Особо крупным размером является сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов или сборов, либо превышающая 1 500 000 рублей.
Между тем, следует отметить, что не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскное мероприятие (часть 2 ст. 41 УПК РФ).
Аноним - это серьезно!
Органам, уполномоченным осуществлять ОРД, предоставлено право (п. 2 ст. 15 ФЗ об ОРД) устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе. Негласное сотрудничество граждан с этими органами должно строиться на добровольном установлении доверительных отношений. Оно может осуществляться:
- бесплатно и на платной основе,
- гласно и конфиденциально.
Гласное содействие лица предусматривает не сохранение в тайне его участия в оперативно-розыскном мероприятии, а в последующем, при необходимости, оно может дать свидетельские показания по уголовным делам.
Конфиденциальное (негласное) содействие представляет собой правовое отношение между должностным лицом оперативно-розыскного органа и гражданином, изъявившим оказывать помощь в борьбе с преступностью на добровольной основе и, возможно, на определенных условиях. Основной формой такого содействия является регулярное содействие по контракту (ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД).
Примечательно, что только на допроцессуальной стадии, т.е. до возбуждения уголовного дела, законодательством предусмотрено анонимное содействие органам внутренних дел (милиции).
Анонимная информация может поступать в орган внутренних дел (милицию) по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной и иным видом связи. Она регистрируется по установленным правилам делопроизводства и изучается начальником ОВД. Анонимные заявления поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации*(1) передаются в соответствующие органы внутренних дел для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности*(2). Дальнейшее ее использование регламентируется ведомственными нормативными актами.
Анонимная информация проверяется. Это во многом обусловлено тем, что сообщаемые сведения довольно часто имеют эмоциональную окраску и могут использоваться с целью привлечения правоохранительных органов для расправы с конкурентом по бизнесу.
Анонимная информация может предоставляться:
- по телефону;
- в письменной форме;
- в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел;
- через посредника.
Анонимная информация должна содержать определенные сведения, чтобы ею заинтересовались органы милиции. Она должна указывать на лицо, совершившее или подготавливающее противоправное деяние, место его совершения, краткое содержание противозаконных действий и другие значимые детали, способствующие выявлению и документированию (получению доказательств) противоправного деяния.
Денежные выплаты за получаемую информацию возможны только в том случае, если она способствовала:
- выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершивших (ст. 2 Закона об ОРД);
- осуществлению розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
- обнаружению предметов и документов, могущих быть впоследствии вещественными доказательствами по уголовному делу;
- выявлению каналов сбыта похищенных ценностей, незаконного перечисления денежных средств или их легализации;
- выявлению причин и условий экономических и налоговых преступлений и др.
Размер материальной компенсации услуг анонима во многом зависит как от ведомства (МВД, ФСБ и др.), так и от источника финансирования (федеральный бюджет, местный бюджет, внебюджетные фонды, заранее объявленные размеры вознаграждений от частных лиц). В связи с этим материальная выплата может быть от 3000 рублей и значительно выше. В практике правоохранительных органов за предоставление информации о лицах, совершающих террористические акции, сумма объявленного вознаграждения доходила до 1 000 000 рублей.
Пример 2
Таможенным кодексом РФ (ст. 403) предусмотрено создание внебюджетных фондов развития таможенной системы, где также функционируют оперативно-розыскные органы, которые взаимодействуют с УНП. Источником формирования таких фондов являются средства, полученные от реализации товаров по делам о контрабанде, и средства, полученные от реализации предметов залога.
Примером выделения дополнительных расходов на оперативно-розыскную деятельность может также служить решение Правительства г. Москвы, принятое по предложению Генерального прокурора и Министерства внутренних дел РФ в 1996 году, о выделении расходов из городского бюджета на активизацию борьбы с преступностью.
Суммы могут перечисляться на сберкнижку, пластиковую карту гражданина, предоставившего анонимную информацию о признаках преступления.
При осуществлении банковских перечислений может быть использована квитанция Сбербанка России (форма 31, утверждена приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 59н). В этом документе в качестве лица, перечисляющего деньги, фигурирует, как правило, некое физическое лицо, поэтому такой взнос наличными по основанию, скажем, "оплата услуг", позволяет лицу, сотрудничающему с контролирующим органом на условиях конфиденциальности, сохранить таковую.
Именно это дает возможность органам по борьбе с налоговыми преступлениями создавать развернутую сеть информаторов, работающих в финансовых, бухгалтерских и коммерческих отделах организаций, занимающих в них должности, позволяющие иметь доступ к коммерческой или финансовой информации, что позволяет своевременно отслеживать и пресекать различные схемы по уходу от налогов, а так же иные экономические преступления.
В настоящий момент, несмотря на усилия служб безопасности организаций по выявлению таких информаторов, по пресечению трудоустройства в компании, подозреваемые в уклонении от налогов в крупных и особо крупных размерах, граждан, целью которых, в том числе, является сбор данных и информирование органов по борьбе с налоговыми преступлениями об используемых схемах минимизации налогообложения, в настоящее время во многих фирмах, имеющих большие обороты по реализации, находятся такие информаторы. И основная причина этого - их материальная заинтересованность.
Конфиденциальность обращения гражданина обеспечивается сотрудником оперативного подразделения органа внутренних дел в силу требований ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, п. 4 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". В случае нарушения требований законодательных актов предусматривается уголовная ответственность по ст. 283 УК РФ. В свою очередь, банковские структуры обязаны сохранять банковскую тайну ( ст. 857 Гражданского кодекса, ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 03.02.1996 N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности"). За незаконное разглашение банковской тайны предусмотрена уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ).
В заключение приведем образец интересного документа - протокола фиксирования устного заявления (в данном случае работник извещает правоохранительные органы о "нечистоплотности" своего работодателя) (см. Пример 3).
Пример 3
Протокол
принятия устного заявления
г. Энск "20" января 2004 г.
------------------- --- --------------
(место составления)
Я, ст. следователь Энского РУВД капитан милиции Санько А.П.
------------------------------------------------------------------------
(должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица,
принявшего заявление)
в соответствии со ст. 141 УПК РФ в помещении территориального РУВД
----------------------------
г. Энска
-------------------------------------------------------------------------
принял устное заявление от гражданина РФ Рыбкина Игоря Ивановича,
----------------------------------------------
1967 г.р., г. Энск, ул. Парковая, 2 кв. 12.
-------------------------------------------------------------------------
(фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, место
жительства, работы или учебы заявителя)
предъявившего паспорт 7001 N 121212
-----------------------------------------------------------
(паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя)
выданный Центральным РОВД г. Энска, 12 декабря 2000 г.
-------------------------------------------------------------------------
(кем, когда, номер и серия)
Об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ предупрежден
-------------------
(подпись заявителя)
В заявлении Рыбкин И.И. сообщил
--------------------------------------------------
(фамилия и инициалы заявителя)
следующее: индивидуальный предприниматель, осуществляющий свою
--------------------------------------------------------------
деятельность без образования юридического лица, Шатрова Н.И.
-------------------------------------------------------------------------
(свидетельство N 4103733 выдано Энской регистрационной палатой
-------------------------------------------------------------------------
09.12.2001 г.), у которой я работаю в качестве экспедитора в период с
-------------------------------------------------------------------------
1.01.2003 г. по 1.01.2004 г. уклонялась от уплаты единого социального
-------------------------------------------------------------------------
налога. Имея все возможности по уплате данного налога, она не
-------------------------------------------------------------------------
предоставляла своевременно в контролирующие органы в установленный срок
-------------------------------------------------------------------------
(до 30.04.2003 г.) декларацию о доходах, нарушив законодательство РФ о
-------------------------------------------------------------------------
налогах и сборах. В отчетность по налогу на добавленную стоимость ею
-------------------------------------------------------------------------
также были приложены счета-фактуры, со ставленные с нарушениям и п. 5, 6
-------------------------------------------------------------------------
ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Прошу принять меры по привлечению к ответственности гр. Шатрову Н.И.
-------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------
(излагается содержание заявления о преступлении)
Протокол прочитан мною лично
-------------------------------------------------------
(лично или вслух лицом, принявшим заявление)
Заявление с моих слов записано правильно
------------------------------------------
(правильно, неправильно)
Замечания к протоколу замечания по составлению протокола и его содержанию
---------------------------------------------------
отсутствуют
-------------------------------------------------------------------------
(содержание замечаний либо указание на их отсутствие)
Рыбкин И.И.
------------------- -------------
(подпись заявителя)
----------------------------------- Санько А.П.
(подпись лица принявшего заявление) -------------
Е.С. Дубоносов,
начальник кафедры ТФ МосУ МВД России,
кандидат юридических наук, доцент
"Налоговый учет для бухгалтера", N 1, январь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данном случае, информация не регистрируется в журнале учета информации (ЖУИ), а заявления без подписи, т.е. анонимные не регистрируются в Книге учета преступлений (КУС), подобная информация рассматривается, как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и являющийся поводом не уголовно-процессуальной, а оперативно-розыскной проверки Подобная практика сохранилась после принятия в феврале 1988 г. соответствующего нормативно-правового акта.
*(2) Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях: Приказ МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru