Ряд коммерческих организаций создает фонд, финансирование которого основано на добровольном перечислении авансовых платежей организациями-заказчиками на осуществление работ природоохранного характера с их отнесением на материальные расходы в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ. Просим подтвердить нашу позицию или изложить свое мнение по указанному вопросу.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. Фонд как некоммерческая российская организация является плательщиком налога на прибыль организаций в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
При этом глава 25 НК РФ содержит исчерпывающие (закрытые) перечни доходов и расходов организаций, не учитываемых для целей налогообложения прибыли.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы фонда не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся в том числе целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные вышеуказанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К данным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы.
Таким образом, для фонда не являются доходами, учитываемыми для целей налогообложения прибыли, добровольные взносы учредителей фонда, используемые им по целевому назначению, то есть в рамках ведения уставной деятельности.
По вопросу налогообложения добровольно перечисляемых средств в виде имущественных взносов в устав фонда организациями - учредителями фонда читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ для организаций - учредителей фонда не признаются расходами, учитываемыми при определении налоговой базы, расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Перечисление организациями-учредителями добровольных взносов в фонд на осуществление его уставной деятельности производится за счет чистой прибыли этих организаций.
В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 254 НК РФ организации учитывают в составе материальных расходов расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы).
При отнесении этих расходов к материальным расходам, учитываемым для целей налогообложения, следует руководствоваться Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Перечнем работ и услуг природоохранного назначения, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 23.02.2000 N 102, то есть приведенные в подпункте 7 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты строго регламентированы действующим российским законодательством.
Учитывая вышеизложенное, считаем неправомерными действия организаций - учредителей фонда, о которых идет речь в вопросе, по установлению в качестве источника финансирования фонда части материальных затрат этих организаций, учитываемых при определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что расходы организаций в виде авансовых платежей (в виде предварительной оплаты) согласно п. 14 ст. 270 НК РФ не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой таможенно-тарифной
политики Минфина России
1 февраля 2005 г.
"Налоговый вестник", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1