Налоговое обозрение
Бельгия
Европейская комиссия приветствовала подписание соглашений о налогообложении сбережений между ЕС и Лихтенштейном, Монако и Сан-Марино в декабре прошлого года. Соглашения вступят в силу с 1 июля 2005 г. Все они имеют в своей основе те же базовые элементы, что и подписанное в октябре 2004 г. соглашение между ЕС и Швейцарией:
1) взимание налога у источника выплаты, где будут обязаны удерживать сумму налога на проценты по вкладам, выплаченные гражданам (физическим лицам) стран ЕС по тем же ставкам, что и в Бельгии, Люксембурге и Австрии в соответствии с Директивой ЕС о сбережениях (в размере 15% на протяжении первых трех лет, 20% на протяжении последующих трех лет и 35% в дальнейшем). 75% налоговых поступлений будет перечисляться в налоговый орган государства, гражданином которого является физическое лицо;
2) добровольная передача информации. Налог не удерживается при условии, если налогоплательщик по своей доброй воле уполномочит источник выплаты процентов по вкладу передавать информацию об этих платежах в налоговые органы по месту его регистрации;
3) условие о консультациях. Стороны договора будут проводить консультации не реже чем через каждые три года или по инициативе любой из сторон с целью оценки и при необходимости внесения изменений в технические моменты исполнения соглашения;
4) положение об обмене информацией в режиме ответов на запросы. Каждая сторона будет предоставлять информацию по запросу другой стороны о случаях мошенничества и других правонарушений.
Аналогичное соглашение между ЕС и Андоррой было подписано в ноябре 2004 г.
Британские Виргинские острова
С целью ликвидации налоговой дискриминации местных компаний с 1 января 2005 г. они освобождены от уплаты налога с корпораций, размер ставки которого до этого составлял 15%. Отменена и прежняя система налогообложения доходов наемных работников. Вместо нее введен налог на фонд заработной платы со ставкой в размере 16%. Одну половину этого налога уплачивает работодатель, вторую - наемный работник. Сумма необлагаемого минимума составляет 7500 долл. в год.
Кроме того, местные компании обязаны уплачивать ежегодный лицензионный взнос. А для международных компаний размер ежегодного лицензионного взноса вырос не более чем на 20%.
Кипр
Благоприятный налоговый режим в сочетании с широкой доступностью высококвалифицированных специалистов в области права, бухгалтерского учета и налогообложения способствовал тому, что оффшорный сектор экономики Кипра после его присоединения к Европейскому союзу не только не разрушился, но и продолжает процветать. По данным налоговой службы, доходы бюджета, полученные от оффшорных компаний за 11 месяцев прошлого года, по сравнению с тем же периодом предшествующего года выросли на 13,6% - с 51,5 млн до 58,6 млн кипрских фунтов. Рост поступлений от оффшорных компаний значительно превысил увеличение на 10% размера ставки налога с кипрских корпораций. Поступления от местных компаний выросли на 10% и достигли 94,2 млн фунтов, а от экономики в целом - на 6%.
Прибыль компаний на Кипре облагается налогом по ставке 10% - минимальной в Европе. Ближайшим конкурентом Кипра остается Остров Мэн, где эта ставка равняется 12,5%. Дивиденды и прибыль от операций с ценными бумагами от налогообложения освобождены. С прибыли от размещения акций и других ценных бумаг на зарегистрированных биржах налог на доходы не взимается. По всем налогам, уплаченным за пределами страны, на Кипре предоставляется налоговый зачет независимо от наличия двустороннего соглашения об избежании двойного налогообложения.
Налогом на прибыль с капитала облагается только реализация имущества на территории Кипра. Доход в виде дивидендов может быть освобожден от налогообложения, если кипрская компания владеет не менее 1% акций компании, выплачивающей дивиденды.
Соединенные Штаты Америки
По данным министерства финансов США, используемая в американской налоговой службе стратегия оценки законопослушности налогоплательщиков, получающих высокие доходы, оказалась достаточно эффективной. Вместе с тем в долгосрочной перспективе это еще предстоит доказать. Окончательное заключение о результативности системы можно будет сделать после анализа достаточно большого количества налоговых деклараций.
Начало применения указанной стратегии относится к 2000 г. Тогда подразделение федеральной налоговой службы США, занимающееся вопросами малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, провело исследование, в ходе которого была предпринята попытка оценить уровень исполнения налогового законодательства американскими налогоплательщиками с высокими доходами (лица, заработавшие более 100 тыс. долл. в год).
По результатам этого исследования были разработаны четыре модели, которые стали использоваться для выявления "подозрительных" налогоплательщиков в ходе проведенных в 2004 г. испытаний соответствующей методики, в рамках реализации так называемой стратегии проверки налогоплательщиков с высокими доходами. Были отобраны 1503 налоговые декларации, анализ которых стал основой для проведения 85 налоговых проверок. По результатам этих проверок было доначислено 2 392 743 долл., или в среднем 16 385 долл. на одного налогоплательщика. Одновременно было установлено, что наиболее вероятными нарушителями налогового законодательства являлись налогоплательщики, суммарный доход которых превышает 1 млн долл.
В 2004 налоговом году количество налоговых проверок состоятельных налогоплательщиков - физических лиц выросло по сравнению с тем же периодом предшествующего года со 139 400 более чем до 195 тыс., т.е. почти на 40%. Сумма доначисленных и взысканных налогов достигла рекордного уровня - 43,1 млрд долл. В том же году впервые с 1999 г. суммарное число налоговых проверок налогоплательщиков - физических лиц превысило 1 млн, что на 19% больше по сравнению с 2003 г. и на 36% - с 2002 г.
Количество налоговых проверок предприятий малого бизнеса (стоимость активов которых составляет менее 10 млн долл.) сократилось на 46% (с 13 680 до 7290), а крупных предприятий (стоимость активов которых равняется не менее 10 млн долл.) - впервые за много лет выросло с 7125 в предшествующем году более чем до 9500.
По оценкам американских налоговых органов, на каждый доллар, вложенный в американскую налоговую службу, они получают 4 долл. взысканных доначисленных налогов.
Е. Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 8, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71