Факты, комментарии
Экспортный НДС: авансы, вычеты и декларации
В Письме от 28 декабря 2004 г. N 03-04-08/147 Минфин ответил на два вопроса, которые могут появиться у экспортеров, когда дело дойдет до возмещения и отражения в налоговой декларации сумм НДС, уплаченных с экспортных авансов.
Вычеты НДС, уплаченных с авансов, производятся после даты реализации товаров (п. 6 ст. 172 НК РФ) на основании отдельной "нулевой" налоговой декларации (п. 6 ст. 164 НК РФ) и документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. Однако даже если экспорт не подтвержден, вычет может производиться.
Экспорт считается подтвержденным, если экспортер по истечении 180 дней (или ранее) со дня выпуска товаров таможенным органом представит налоговому органу пакет документов по перечню ст. 165 НК РФ. Операции по реализации товара отражаются при этом в первом разделе налоговой декларации "Расчет суммы налога по операциям реализации товаров, применение налоговой ставки 0% по которым подтверждено". Возмещение налога производится по решению налогового органа, которому на это отводится 3 месяца со дня представления документов налогоплательщиком (п. 4 ст. 176 НК РФ).
Если экспортер на уложился в 180-дневный срок для подготовки необходимых документов, он тем не менее имеет право на вычет НДС, уплаченного с аванса. Минфин указал, что в этом случае операции по реализации отражаются во втором разделе декларации (неподтвержденный экспорт), а возмещение налога проводится как для внутренних операций.
Минфин не стал останавливаться на том, что, если пакет документов не собран, моментом определения налоговой базы (датой реализации) считается день отгрузки товара, работ или услуг (п. 9 ст. 167 НК РФ). Поэтому экспортер должен уплатить НДС за тот период, в котором он поставил товар. При этом экспортер представляет "нулевую" налоговую декларацию за тот налоговый период, на который приходится отгрузка, и уплачивает пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Право на вычет НДС, уплаченного с аванса, возникнет за тот же налоговый период, за который представлена декларация.
Старая декларация сгодится
Вслед за декларацией по налогу на имущество Минфин отказался менять декларацию и по транспортному налогу. И тоже вместе с инструкцией. Новая декларация была представлена в Минфин Письмом ФНС от 28 декабря 2004 г. N 21-3-04/82. Минфин напомнил, что действующая декларация применяется на основании ст. 78 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ и что кроме поправок к определению налоговой базы реактивных самолетов (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 108-ФЗ) в порядок исчисления и взимания транспортного налога другие изменения не вносились. Поэтому и впредь можно пользоваться декларацией и инструкцией, утвержденными Приказом МНС РФ от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724. Налогоплательщики, которым придется заполнять строки 050 и 060 раздела 2, должны будут указать там тягу реактивных двигателей в кгс и код единицы измерения. Наконец, Минфин порекомендовал увеличить в разделе 1 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет" разрядность по показателю "Код бюджетной классификации" до 20 знаков. Но если налоговики не учтут это пожелание, то недостающие ячейки для КБК можно добавить и самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 27 января 2005 г. N 03-06-04-02/03).
Задавайте все вопросы налоговикам
Круг информации, которую налоговые органы обязаны предоставить налогоплательщику, определен подп. 1 п. 1 ст. 32 НК РФ. При этом ФНС не может трактовать налоговое законодательство, это компетенция Минфина. Если же налоговый орган получает запрос, не относящийся к его компетенции, то Регламент работы с налогоплательщиками (утв. Приказом МНС РФ от 10 августа 2004 г. N САЭ-3-27/468) предписывает в течение 5 дней подготовить мотивированный отказ (п. 4.3.2.2. Регламента).
Однако Письмом ФНС РФ от 26 января 2005 г. N ШС-6-01/58 налогоплательщикам сообщают, что не нужно ломать голову над тем, куда направить свой вопрос. "Оснований для отказа в предоставлении информации по запросам о применении норм и положений налогового законодательства у налоговых органов нет", - говорится в Письме. Поэтому налогоплательщик спокойно отправляет запрос в региональные управления ФНС. Если ответ находится в компетенции Минфина, налоговики сами переправят запрос в Сводно-аналитическое управление ФНС, призванное обеспечить взаимодействие двух ведомств.
Плавание - не командировка
Выплаты в иностранной валюте суточных морякам загранплавания облагаются ЕСН в установленном порядке. В ФНС считают, что данные выплаты не подпадают под освобождение от ЕСН в качестве компенсаций, связанных с выполнением трудовых обязанностей (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). Выплаты морякам не могут относиться к возмещению командировочных расходов, поскольку ст. 166 Трудового кодекса не признает служебной командировкой поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Кроме того, ст. 164 ТК РФ относит к компенсациям лишь денежные выплаты, направленные на возмещение затрат, связанных с исполнением трудовых (или иных, предусмотренных федеральным законом) обязанностей работником. Моряки же дополнительных расходов, например на питание, в загранплаваниях не несут (Письмо ФНС от 24 января 2005 г. N ММ-6-05/48).
SWIFT в подтверждение
При реализации товаров на экспорт для подтверждения применения ставки НДС 0% необходимо представить в налоговый орган документы по перечню, закрепленному п. 1 ст. 165 НК РФ. Среди этих документов есть и выписка банка, подтверждающая фактическое получение выручки от иностранного контрагента на счет российского лица.
Контракт на поставку товара может предусматривать, что комиссионный сбор банка по переводу валютных средств оплачивается продавцом товара, сумму сбора удерживает банк. Значит, фактическая выручка, поступившая на счет российского лица от иностранного партнера, будет меньше, чем предусмотренная в контракте.
Учитывая право налогоплательщика представлять налоговому органу пояснения по уплате налогов (подп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ), при подтверждении правомерности применения 0% ставки НДС Минфин рекомендует помимо документов из списка ст. 165 представлять документ, обосновывающий недополучение валютной выручки экспортера. Например, SWIFT-сообщение с указанием отправителя платежа (покупателя), номера контракта, суммы, перечисленной им, а также получателя платежа (российской организации) и суммы, перечисленной промежуточным (иностранным) банком российскому (Письмо Минфина РФ от 17 января 2005 г. N 03-04-08/06).
Скидки бывают разными
Применение продавцом товара скидки к цене реализации не всегда является поводом для уменьшения налоговой базы при расчете налога на прибыль. Это краткое содержание Письма ФНС РФ от 25 января 2005 г. N 02-1-08/8.
Предоставлять скидку на товар не запрещено. Статья 424 ГК РФ предусматривает, что согласованная сторонами в договоре цена товара может быть уменьшена в случаях, предусмотренных договором. Но случаи применения скидок могут быть разными. Так, можно предусмотреть в договоре, что при закупке некоторого количества товара предоставляется скидка. Но возможна ситуация, когда в договоре прописана твердая цена товара, а затем продавец решил предоставить покупателю скидку. В этом случае следует согласовать условия снижения цены до того, как товар отгружен, и отразить договоренность в дополнительном соглашении к контракту.
Цена товара может снижаться как на дату реализации товара, так и на прошлые закупки. В первом случае в налоговом учете реализация отражается по фактической (сниженной) цене. То же и с расчетом НДС. Не придется изменять и отгрузочные документы.
Разъяснения ФНС относятся к случаю, когда скидка предоставляется уже после реализации товара. Например, в течение некоторого времени покупатель купил больше товара и получает скидку на все ранее приобретенное. Тогда продавец оформляет накладные и счета-фактуры по первоначальной цене, а по истечении оговоренного периода пересматривает начальную цену товара. Отгрузочные документы придется менять, а также вносить исправления в данные налогового учета о стоимости проданных товаров. И в налоговые декларации периодов реализации этих товаров, поскольку согласно ст. 54 НК РФ произошло искажение налоговой базы.
Но бывает и так, что договор снижения цены товаров после сделки не предусматривает, а продавец, например, по окончании календарного года пересматривает сумму задолженности покупателя, освобождая последнего от обязанности платить за приобретенный товар какую-то сумму. ФНС указала, что это не что иное, как безвозмездная передача имущественного права (ст. 572, 574 НК РФ). А стоимость безвозмездно переданного имущества, работ, услуг, имущественных прав в расходы для целей расчета налога на прибыль не включается (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Декларация действует на дату представления
Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации, составленной по форме, действующей на дату представления. Если после того, как декларация принята, в ее форму внесены изменения или дополнения, повторно подавать декларацию налогоплательщик не должен (Письмо ФНС РФ от 11 февраля 2005 г. N ММ-6-01/119).
Налоговой амнистии не будет
Налоговой амнистии и введения срока давности по приватизационным сделкам не будет, сообщил Андрей Шаронов, замминистра экономического развития. МЭРТ РФ сейчас занят оценкой предложений Минфина РФ по основам налоговой политики на 2006 год и разработкой предложений по улучшению налогового администрирования, включая совершенствование механизма налоговых проверок. Ожидается, что предложения МЭРТ будут внесены в правительство еще до конца февраля.
Урожайный январь
Общая сумма налоговых поступлений в январе 2005 года достигла 476,43 млрд руб., что на 164, 9 млрд руб. больше "плана", и вдвое превышает объем поступлений за январь 2004 г. На этот раз лидером среди налогов стал НДС, на долю которого пришлось 46,2%, на втором месте налог на прибыль - 24, 5%.
Пенсии вырастут
С 1 марта 2005 года увеличивается размер базовой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца - соответствующий закон уже подписан Президентом. Базовая часть трудовой пенсии по старости повышается на 240 рублей, с 660 до 900 рублей, одновременно пропорционально увеличиваются размеры других пенсий.
С 1 августа запланировано провести индексацию базовой и страховой частей трудовой пенсии, коэффициенты индексации должно определить Правительство РФ.
Недвижимость в налоге и в кадастре
Михаил Мишустин, руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), сообщил, что налог на недвижимость, который в будущем должен заменить собой сразу три - на землю, на имущество физических лиц и организаций, не будет введен ранее 2008 года.
Массовая методика оценки недвижимости по-прежнему отсутствует, как и единый кадастр таких объектов. Сформировать его можно будет не ранее 2010 года. Важную роль в создании законодательной базы по налогу на недвижимость должен сыграть законопроект "О формировании, инвентаризации и кадастровом учете объектов недвижимости", который предусматривает в том числе и введение платного кадастрового учета. Однако Мишустин заверил, что "платность будет разумной и доступной для населения".
О беспроцентном займе
Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль" не содержит положений, которые устанавливают порядок определения доходов при получении плательщиком беспроцентного займа. Понятие дохода раскрывается в ст. 41 НК РФ - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой ее можно оценить (ст. 41 НК РФ), и определяемая в соответствии с главами 23, 25 НК РФ.
Глава 25 НК РФ оценки "экономической выгоды" за пользование беспроцентным займом не дает. Поэтому сумма неуплаченных процентов не считается доходом заемщика (Письмо ФНС РФ от 13 января 2005 г. N 02-1-08/5).
Информация стоит денег, считают банкиры
На заседании Ассоциации российских банков ее президент Гарегин Тосунян высказал неожиданное пожелание: если уж банки обязаны по закону предоставлять различную информацию о клиентах госведомствам, то им следует взимать за это плату.
Законы о банках и банковской деятельности, о противодействии отмыванию преступных доходов предписывают выдавать банковскую информацию по запросам судов, Счетной палаты, налоговых и таможенных органов органам внутренних дел и пр. По утверждению банкиров, это не только выписки со счетов. Запросы МВД и около 30% запросов налоговых органов подразумевают представление практически любой информации о клиенте. Тосунян отметил, что нигде не сказано, что банк должен обеспечивать госорганы сведениями бесплатно, тем более, что в среднем обработка одного запроса обходится самому банку в 1,5 тыс. рублей.
Организациям, торгующим с Белоруссией
Порядок проставления отметок налоговыми органами на счетах-фактурах, заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которого с нетерпением ждали организации, торгующие с Белоруссией, утвержден Приказом Минфина РФ от 20 января 2005 г. N 3н. Счета-фактуры и заявления представляются в налоговый орган по месту регистрации на основании межправительственного Соглашения России с Белоруссией от 15 сентября 2004 г., ратифицированного Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 181-ФЗ (см. БП N 5).
Собственники товаров, вывезенных в Белоруссию, должны представить заявление в произвольной форме с просьбой проставить отметки на счетах-фактурах и сами счета-фактуры. Документы можно не только отнести в инспекцию лично, но и отправить по почте заказным письмом с описью вложения. В этом случае датой их представления считается 6-й день со дня отправки. Отметка проставляется в отделе по работе с налогоплательщиком в течение 5 дней. До момента изготовления специальных штампов на счетах-фактурах ставится дата регистрации и регистрационный номер, заверяемые гербовой печатью и подписью руководителя налогового органа. Копии счетов-фактур остаются на хранении в налоговой инспекции. Отметка не ставится, если в графе 10 счета указано, что товар не российского происхождения.
Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (его форма доведена Письмом ФНС РФ от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4) оформляют те, кто ввез товар в Россию и претендует на вычет. Оно представляется в течение 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет, в трех экземплярах. Одновременно с декларацией, выпиской банка об уплате налогов, договором, на основании которого ввезен товар, транспортные документы, а также товаросопроводительные документы белорусского контрагента. На проверку налоговикам отводится 10 дней, и если выяснится, что сведения в документах противоречивы, на 11-й день два экземпляра заявления отправляются назад налогоплательщику с указанием причин отказа в проставлении отметок. Третий экземпляр остается в налоговом органе (в любом случае).
ФТС тоже внесла свой вклад в нормализацию российско-белорусской торговли. Письмом от 27 января 2005 г. N 01-06/1958 сообщается, что под термином "товары" в межправительственном Соглашении понимается любое движимое и недвижимое имущество (кроме имущественных прав), все виды энергии, реализуемые или предназначенные для реализации, происходящие из государств - участников Соглашения. С вступлением Соглашения в силу порядок взимания таможенными органами НДС в отношении товаров, ввозимых из Белоруссии, не меняется. По товарам, происходящим и ввозимым из Белоруссии, НДС взимают налоговые органы. Что касается товаров, произведенных в третьих странах и в РФ, то при их ввозе с территории Республики Беларусь таможенный контроль и таможенное оформление производятся в полном объеме, а таможенные пошлины и налоги уплачиваются таможенному органу.
И. Ордынская,
эксперт "БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 7, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.