Легальная и нелегальная минимизация налогов за рубежом
Мы продолжаем знакомить читателей с зарубежным опытом законодательного разграничения законных и незаконных способов минимизации налогов*(1). Напомним, что в настоящий момент Минфин России изучает практику применения такого законодательства в ряде развитых стран. Осенью текущего года он должен представить в Правительство РФ законопроект, направленный на разграничение правомерной практики налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения.
Опыт Канады
Законодательная база
Правила GAAR*(2) были введены в закон Канады "О налоге на прибыль" в 1988 году. Эти правила гласят: если операция, совершаемая налогоплательщиком, направлена на минимизацию налогового бремени, налоговые органы вправе определить налоговые последствия таким образом, чтобы ликвидировать те преимущества, которые налогоплательщик получил в результате проведения подобной операции.
Понятие "операция" определяется в законе как договоренность или действие. "Операцией по минимизации налогового бремени" считается любая операция (ряд операций), которая прямо или косвенно обеспечивает налогоплательщику получение налоговой льготы. Под налоговой льготой в законе подразумевается экономия налога или иной суммы, подлежащей уплате в соответствии с законом о налоге на прибыль. Льготами могут быть также признаны отсрочка уплаты налога и увеличение налогового вычета (возмещения) или иной суммы, предусмотренной законом.
Под налоговыми последствиями понимается сумма полученного или налогооблагаемого дохода, налог либо иная сумма, подлежащая уплате, возмещение налога, а также сумма, которая используется для расчета указанных выше сумм.
Закон устанавливает, что нормы о разграничении законных и незаконных методов снижения налогов не применяются к тем операциям, которые, без всякого сомнения, проведены без нарушений закона. В частности, речь идет об операциях, осуществленных налогоплательщиком не только для получения экономии на налогах, но и для достижения "добросовестных" целей.
Практика применения законодательства
Чтобы обеспечить единый и последовательный подход к применению Правил GAAR, для канадских налоговых органов были созданы специальные инструкции (расчеты). Их разработка и утверждение - прерогатива комиссии, состоящей из старших сотрудников налоговой службы, специалистов Департамента финансов и Департамента юстиции Канады. В основе каждой инструкции лежит конкретное судебное дело, связанное с оптимизацией налогов.
К сентябрю 2001 года комиссия утвердила 320 расчетов по различным делам. Вот одно из таких дел*(3). Обанкротившаяся трастовая компания провела ряд операций по изъятию своих инвестиций из принадлежавших ей закладных бумаг. Рыночная цена закладных бумаг была намного ниже той, которую компания указала в отчетности.
Вырученные деньги были переданы товариществу, учрежденному трастовой компанией. На долю компании приходилось 99% уставного капитала. Затем компания реализовала эту долю. В качестве оплаты она получила долговую расписку, около 5 млн. канадских долларов и приобрела право на налоговые вычеты в размере 52 млн. канадских долларов.
В суде налогоплательщик утверждал, что проведенные им операции не были преднамеренными. Поэтому, по мнению компании, суд в данном случае не должен применять Правила GAAR.
Однако суд постановил, что закон о налоге на прибыль дает более широкое толкование операций. Например, в законе сказано, что сделка, которая является неотъемлемой частью схемы, может считаться проведенной в целях минимизации налогов.
Кроме того, факты по делу свидетельствовали, что налогоплательщик от реализации инвестиций получил выручку в 5 млн. канадских долларов и 1 млн. канадских долларов в виде операционной прибыли. Эту сумму суд сопоставил с возможными налоговыми льготами - вычетом в размере 52 млн. канадских долларов. Поскольку налоговые вычеты превышали полученный доход в несколько раз, у суда не было сомнений в том, что цель проведенных налогоплательщиком операций - получение налоговых льгот.
Наконец, суду предстояло установить, злоупотребила компания нормами закона о налоге на прибыль или нет. Налогоплательщик настаивал на том, чтобы суд руководствовался исключительно текстом закона. Иными словами, налогоплательщик утверждал, что формально не нарушил нормы закона.
Но суд отклонил этот аргумент и применил так называемый принцип преобладания существа экономического содержания сделки над ее формой. Суд отметил, что прежде всего необходимо четко определить содержание норм закона, которые применил налогоплательщик, а затем оценить факты дела. Только после этого можно делать вывод, нарушил налогоплательщик при минимизации налогового бремени нормы закона с учетом того содержания, которое было вложено в них изначально, или нет.
Суд согласился с трактовкой закона, приведенной налоговыми органами. Налогоплательщику пришлось доказывать, что он не нарушал нормы закона в том смысле, который им придала налоговая служба.
Исходя из указанных принципов, суд пришел к выводу: налогоплательщик формально не нарушил закона, но фактически злоупотребил своими правами.
Опыт Германии
Законодательная база
В основе и гражданского, и налогового законодательства Германии лежит концепция противодействия злоупотреблению правом. По сути эта норма выполняет функцию разграничения легальных и нелегальных способов минимизации налогов. Так, в разделе 42 налогового кодекса Германии указано следующее. Налогоплательщик, который при проведении операции злоупотребил нормами законодательства, обязан уплатить налог так, как если бы подобная операция была проведена без такого злоупотребления.
Из этого следует, что нормы раздела 42 могут применяться при выполнении ряда условий: во-первых, при наличии доказанного намерения налогоплательщика минимизировать налоговое бремя, во-вторых, при несоответствии заявленной формы операции ее экономической цели и наконец, в-третьих, при отсутствии иных экономических целей (или иных законных целей) сделки, кроме минимизации налогов.
Таким образом, речь идет об уже упоминавшемся принципе преобладания существа экономического содержания сделки над ее формой.
Практика применения законодательства
Практика применения указанной нормы налогового кодекса Германии показала, что норма нуждается в корректировке. Ведь основное понятие раздела - "намерения налогоплательщика", а они субъективны.
Рекомендации Международной торговой палаты
Правила разграничения законных и незаконных методов минимизации налогов приняты пока в нескольких развитых странах. Такие страны, как США и Великобритания, в вопросах налоговой оптимизации в большей степени ориентируются на судебную практику*(4).
Однако все большее число стран нуждаются в Правилах GAAR. Чтобы обеспечить единый подход к их применению, в 2000 году Комиссия по вопросам налогообложения Международной торговой палаты сформулировала основные принципы.
1. Налоговые органы не должны оспаривать форму законной коммерческой операции, даже если эта операция позволяет налогоплательщику уменьшить сумму уплачиваемых налогов. При этом необходимо ввести широкую трактовку понятия "законная коммерческая операция", так как формы сделок могут изменяться.
2. Правила противодействия минимизации налогового бремени должны быть конкретны, ясны и точны. Это позволит налогоплательщику быть уверенным в том, что правомерность операции, осуществляемой строго по закону, не вызовет сомнений у налоговых органов.
3. Налоговые органы обязаны действовать в строгом соответствии с законом и не должны самостоятельно толковать или применять закон прямого действия. Недопустима и самостоятельная трактовка норм закона, когда отсутствует доступный для всех нормативный документ, разъясняющий содержание неоднозначных норм закона. (В России таким документом может быть, например, решение Конституционного Суда РФ. - Примеч. ред.)
Чтобы принять Правила GAAR, необходимо обеспечить однозначное толкование норм законодательства. А это возможно только при соблюдении следующих принципов:
- правила должны применяться только в исключительных случаях, когда без проверки невозможно определить ни экономическое содержание, ни цель операции, проведенной налогоплательщиком. Проверка не должна быть формальной;
- нельзя признавать операцию незаконной только на том основании, что она затрагивает нормы законодательства о противодействии злоупотреблению законодательством;
- в странах, принимающих Правила GAAR, следует предусмотреть процедуру, позволяющую налогоплательщику предварительно, за достаточный период времени, обратиться в налоговые органы с вопросом, подпадает ли планируемая им операция под действие Правил GAAR. Это позволит сторонам избежать впоследствии судебных разбирательств.
А.М. Бурцева,
эксперт-юрист, проект "Налоговая реформа II"
"Российский налоговый курьер", N 5, март 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об общемировой практике и опыте Австралии в разграничении методов уклонения от уплаты налогов и налоговой оптимизации читайте в РНК, 2005, N 4. - Примеч. ред.
*(2) Аббревиатурой GAAR обозначаются правила противодействия минимизации налогового бремени.
*(3) Компания OSFC Holdings Ltd. против Ее Величества (2001) DTC 5471 ("дело компании OSFC").
*(4) О практике разграничения схем налоговой минимизации в Великобритании читайте в одном из ближайших номеров РНК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99