Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", не применяет ККТ. Вправе ли налоговые органы привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, если он не подал документы на перерегистрацию в срок до 1 января 2005 года?
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 7 Закона N 54-ФЗ налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований законодательства; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники; получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования законодательства.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 МРОТ, на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ, на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Статьей 2 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 76-ФЗ) определено, что документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях хранятся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - регистрирующий орган), до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством РФ.
Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, обязано в срок до 1 января 2005 года представить в регистрирующий орган по месту жительства соответствующие документы (ст. 3 Закона N 76-ФЗ).
Представление документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, вносится регистрирующим органом в единый реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП.
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, указанной выше обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ.
Таким образом, в случае выявления налоговым органом факта неприменения ККТ индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до вступления в силу Закона N 76-ФЗ и не подавший в регистрирующий орган документы в срок до 1 января 2005 года, а после указанной даты не зарегистрировавшийся в качестве ПБОЮЛ вновь, не подлежит ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. Поскольку данное лицо утратило статус индивидуального предпринимателя.
Однако физическое лицо в данном случае может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 20 МРОТ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельно осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Пунктом 1 статьи 23 ГК РФ определено, что граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, для применения штрафных санкций к физическому лицу в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя необходимо установить, что данное лицо систематически осуществляло деятельность, направленную на получение прибыли, то есть не менее двух раз.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. N 09-10/15594 от 14 марта 2005 г., подписанного заместителем руководителя Управления ФНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Н.В. Желудовой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1