Заключение Комитета Государственной Думы по безопасности Федерального Собрания РФ от 20 января 2005 г. N 30/1
по проекту федерального закона N 383076-3 "О внесении изменения и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", внесенному членом Совета Федерации Е.Н. Трофимовым
Комитет Государственной Думы по безопасности, изучив проект федерального закона N 383076-3 "О внесении изменения и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", отмечает следующее.
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования изменения вида исправительного учреждения и применения дисциплинарных взысканий к осужденным за нарушение установленного порядка отбывания наказания (режима) в исправительных учреждениях, в том числе путем устранения несоответствия между отдельными нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Так, действующая редакция части четвертой статьи 78 (пункт "в") Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не корреспондирует части первой статьи 130 Кодекса. Последняя устанавливает категории осужденных, содержащихся в тюрьме, в том числе, переведенных туда из исправительных колоний особого режима за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания. Однако пункт "в" части 4 статьи 78 УИК РФ не предусматривает перевода осужденных, являющихся злостными нарушителями, из колоний особого режима в тюрьму. В связи с этим законопроект вполне обоснованно восполняет имеющийся пробел путем внесения соответствующего дополнения в ч. 4 ст.78 Кодекса.
Вместе с тем данную норму необходимо дополнить указанием на то, что переводу из колоний особого режима в тюрьму не подлежат осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, поскольку указанная категория лиц в соответствии со статьей 126 УИК РФ отбывает наказание в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Комитет поддерживает предлагаемое дополнение части 4 статьи 117 УИК РФ, согласно которому водворение в штрафные изоляторы производится с указанием срока содержания в них. Вместе с тем считает, что нормой аналогичного содержания, касающейся водворения в дисциплинарные изоляторы, необходимо также дополнить статью 137 УИК, устанавливающую порядок применения мер взыскания к осужденным в воспитательных колониях.
Согласно законопроекту, часть первая статьи 116 УИК РФ определяющая перечень проступков, признаваемых злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания, дополняется таким видом нарушения, как игра в карты. Представляется, что указанное дополнение вряд ли можно признать целесообразным.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений запрещено использование игральных карт в местах лишения свободы. Следовательно, игра в карты является нарушением режима отбывания наказания. Однако критерием злостности того или иного нарушения выступает степень его общественной опасности. Например, такие проступки осужденных, как мелкое хулиганство, употребление наркотических средств, отнесенные к числу злостных (ч. 1 ст.116 УИК РФ), в условиях свободы влекут за собой административную ответственность. Представляется, что для признания игры в карты злостным проступком, необходимо чтобы это нарушение носило систематический характер, а не ограничивалось только единичным случаем.
Согласно части второй статьи 116 УИК РФ злостным может быть признано совершение в течение одного года повторного нарушения (что не исключает и игру в карты), если за каждое из этих нарушений осужденный подвергался взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор. Таким образом, предлагаемое законопроектом дополнение в часть первую статьи 116 УИК РФ, является излишним.
Комитет Государственной Думы по безопасности в целом поддерживает проект федерального закона N 383076-3 "О внесении изменения и дополнений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении, с учетом отмеченных замечаний, которые необходимо учесть в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.