Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ и в связи с неоднозначным толкованием норм п. 1 ст. 361 НК РФ Минфин РФ прошу предоставить разъяснения о порядке применения ставок транспортного налога по транспортным средствам, не предназначенным для перевозки грузов (основное назначение - нетранспортные работы).
Я являюсь плательщиком транспортного налога по транспортному средству - автокрану. Также в текущем месяце приобретен автобетоносмеситель, который является объектом налогообложения по указанному налогу.
При уплате транспортного налога в 2003 году и налога с владельцев транспортных средств в 2002 году налогоплательщики руководствовались разъяснениями МНС РФ, согласно которым по автокранам следовало применять ставки, установленные для категории "Другие самоходные машины и механизмы...", т.к. они не являются грузовыми автомобилями, по которым предусмотрены прогрессивные ставки налога в зависимости от мощности двигателя (многочисленные разъяснения специалистов налоговых органов, а также Письма МНС РФ, например, Письмо МНС РФ от 10.09.02 г. N 21-4-05/2/29-АГ861). Аналогично данными разъяснениями руководствовались налогоплательщики-владельцы автогидроподъемников (автовышек), автомобилей с компрессорными и бурильными установками, автолавок, автомастерских, пожарных и уборочных машин.
Однако налог с владельцев транспортных средств отменен с 01.01.2003 г. в связи с вводом нового аналогичного налога - транспортного. Более того, со 2-го полугодия 2004 г. упразднено МНС РФ. В связи с этим Минфин РФ прошу предоставить разъяснение, могут ли налогоплательщики транспортного налога при его исчислении и уплате в 2004 г. и далее руководствоваться указанными разъяснениями МНС РФ по налогообложению транспортных средств, выполняющих преимущественно нетранспортные работы.
Кроме того, в соответствии с п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй НК РФ, утв. Приказом МНС РФ от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Согласно данного классификатора автобетоносмесители не относятся к грузовым автомобилям (раздел 15 3410020) и включены в состав "Оборудования технологического для цементной промышленности; оборудования для производства железобетонных конструкций; оборудования дробильно-размольного и сортировочного; оборудования для производства стройматериалов; оборудования для изготовления строительных смесей", раздел 14 2924040, подраздел 14 2924634 "Автобетоносмесители".
В связи с изложенным, Минфин РФ прошу предоставить разъяснения, имеют ли право налогоплательщики при уплате транспортного налога по автобетоносмесителям применять ставки налога, установленные п. 1 ст. 361 НК РФ и соответствующими законами субъектов РФ для категории "Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 февраля 2005 г. N 03-06-04-05/03
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо о применении главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении автомобилей, на которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки и сообщает следующее.
Согласно положениям статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.
Для целей применения главы 28 "Транспортный налог" Кодекса статьей 358 Кодекса определено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из указанной нормы Кодекса, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели), а понятие "автомобиль" и понятие "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" различны.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при определении категории автомобиля по мнению Департамента необходимо учитывать следующее.
Российская Федерация является договаривающейся стороной международного "Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных средств используемой Общероссийским классификатором основных фондов КО 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом.
Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Таким образом, специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, не могут быть отнесены к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
По отношению к таким автомобилям следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя.
Заместитель Директора | А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.