Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 января 2005 г. N КА-А40/12391-04
(извлечение)
Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ МРО ФСС РФ) обратилось в арбитражный суд г. Москвы к обществу с ограниченной ответственностью с требованием о взыскании 5000 рублей штрафа за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя.
Решением от 30.07.2004 г. арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафа отказано.
При этом суд исходил из того, что общество не могло своевременно встать на учет в территориальный орган фонда социального страхования поскольку свидетельство о постановке на налоговый учет не было получено, что исключало возможность представления полного пакета документов и свидетельствует об отсутствии вины в совершении правонарушения.
Постановлением от 24.09.2004 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение от 30.07.2004 г. отменено. Принято новое решение, которым заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, общество в кассационной жалобе просит о его отмене, как принятого с нарушением ст. 6 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ФЗ от 08.02.2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", 54 Конституции РФ, ст. 14, 15, 16 НК РФ.
По мнению общества, неправомерным, не соответствующим материалам дела является вывод суда апелляционной инстанции о наличии вины общества в совершении правонарушения в виде несвоевременной регистрации в территориальных органах Фонда социального страхования, так как оно в десятидневный срок с момента регистрации в качестве юридического лица не могло подать заявление о постановке на учет в качестве страхователя, поскольку ему своевременно не было выдано свидетельство о постановке на налоговый учет.
Представитель общества в судебном заседании кассационной инстанции поддержал доводы жалобы, просил постановление Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, а решение от 30.07.2004 г. Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ГУ МРО ФСС РФ возражал против доводов кассационной жалобы, как неосновательных.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления апелляционной инстанции от 24.09.2004 г.
Как следует из обстоятельств дела, общество зарегистрировано в установленном порядке 03.09.2003 г., с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя обратилась 29.09.2003 г., т.е. с нарушением установленного законом срока, что явилось основанием для привлечения его к ответственности решением МРО ФСС РФ от 29.09.2003 г. N 18658 в соответствии с ФЗ N 25-ФЗ от 08.02.2003 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".
В силу ст. 11 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации о налогах" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
Статья 8 ФЗ от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" устанавливает, что за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда, за неуплату или неполную уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) исполнительные органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.
За нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя в МРО ФСС РФ до 90 дней исполнительные органы Фонда применяют санкции в виде взыскания штрафа в размере 5000 рублей.
Взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Взысканные после 1 января 2001 года суммы недоимки, пени и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды направляются в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, а по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации - в федеральный бюджет, (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ).
Согласно ФЗ от 08.02.2003 г. N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" и письму ФСС РФ от 13.02.2003 г. N 02-18/05-984 "О взыскании недоимки и пеней со страхователей, применение мер ответственности к страхователям и банкам в 2003 году" по указанным вопросам необходимо руководствоваться "Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных, выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Фондом социального страхования от 18.04.02 N 42.
В силу ст. 6 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" заявление о регистрации в качестве страхователя должно быть подано в течении десяти дней после государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с Порядком регистрации, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ от 04.12.2000 N 119, регистрация носит уведомительный характер. При отсутствии необходимого перечня документов, прилагаемых к заявлению, они могут быть представлены страхователем позднее. Отсутствие всех необходимых для регистрации документов на момент обращения с заявлением не может являться основанием для несвоевременного обращения с заявлением о регистрации в качестве страхователя в территориальных органах фонда социального страхования.
Доказательств своевременного обращения в территориальный орган Фонда социального страхования с заявлением о постановке на учет общество не представило, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Следовательно, вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о правомерности взыскания с ООО "Аджар и Мосар" штрафа за несвоевременную регистрацию в территориальных органах Фонда социального страхования является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление от 24 сентября 2004 г. N 09АП-2266/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-9305/04-115-89 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Аджар и Мосар" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со ст.8 ФЗ от 11.02.2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002 год" за нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда к страхователям применяются штрафные санкции в размерах, установленных ч.1 НК РФ за аналогичные налоговые правонарушения.
Организация отрицает наличие ее вины в совершении правонарушения в виде несвоевременной регистрации в органах ФСС РФ, так как она в 10-дневный срок с момента регистрации в качестве юридического лица не могла подать заявление о постановке на учет в качестве страхователя, поскольку ей своевременно не было выдано свидетельство о постановке на налоговый учет.
Согласно п.1 ст.116 НК РФ нарушение налогоплательщиком 10-дневного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа.
Взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
В силу ст.6 ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" заявление о регистрации в качестве страхователя должно быть подано в течение 10 дней после государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с Порядком регистрации, утвержденным постановлением ФСС РФ от 04.12.2000 N 119, регистрация носит уведомительный характер. При отсутствии необходимого перечня документов, прилагаемых к заявлению, они могут быть представлены страхователем позднее. Отсутствие всех необходимых для регистрации документов на момент обращения с заявлением не может являться основанием для несвоевременного обращения с заявлением о регистрации в качестве страхователя в территориальных органах фонда социального страхования.
Доказательств своевременного обращения в территориальный орган ФСС РФ с заявлением о постановке на учет организация не представила.
Поэтому, Федеральный суд поддержал вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о правомерности взыскания с организации штрафа за несвоевременную регистрацию в территориальных органах ФСС РФ.
При таких обстоятельствах Федеральный суд не нашел оснований для отмены постановления апелляционной инстанции, в удовлетворении требований организации - отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 января 2005 г. N КА-А40/12391-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании