Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 февраля 2005 г. N КА-А41/228-05
(извлечение)
Резолютивная часть объявлена 9 февраля 2005 года
Инспекция МНС РФ по г. Серпухов Московской области (далее - Налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Серпуховский комбинат строительных конструкций" (далее - ООО "СКСК") о взыскании штрафа в размере 16 300 руб.
Решением от 25.10.2005 Арбитражного суда Московской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом суд исходил из того, что налоговым органом пропущен срок для взыскания штрафа в судебном порядке.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции, в которой ставится вопрос о его отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права (ст. 115 НК РФ). Налоговая инспекция считает, что моментом обнаружения налогового правонарушения является дата составления докладной записки по результатам камеральной проверки документов налогоплательщика.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции доводы жалобы поддержал, представители ООО "СКСК" против удовлетворения кассационной жалобы возражали, указав, что решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности является необоснованным.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ на основании ходатайства Налоговой инспекции произведена замена в порядке процессуального правопреемства истца по делу на Межрайонную ИФНС N 11 по Московской области.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Из материалов дела следует, что решением Налоговой инспекции от 18.03.2004 N 254/11 ООО "СКСК" было привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 120 НК РФ в виде взыскания штрафа в общей сумме 16 300 руб.
Отказывая в иске, суд указал, что налоговым органом пропущен 6 месячный срок для взыскания налоговой санкции, который следует исчислять со дня, следующим после представления налогоплательщиком налоговой декларации.
С данным выводом суд кассационной инстанции не может согласиться в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Пунктом 37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 установлено, что поскольку НК РФ нe предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, то установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Вывод суда о пропуске Налоговой инспекцией срока, установленного ст. 115 НК РФ, сделан без учета характера правонарушений, послужившими основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Ст. 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, а ст. 126 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
При разрешении спора судом не учтено, что установленные данными статьями правонарушения не могли быть обнаружены Налоговой инспекцией в день представления спорных налоговых деклараций.
Напротив, как видно из материалов дела и подтверждено представителями сторон в судебном заседании, для проведения налоговой проверки Налоговой инспекцией на основании ст. 93 НК РФ направлено ООО "СКСК" требование о предоставлении документов, которые были представлены в налоговый орган. И только проверяя представленные ООО "СКСК" документы, налоговый орган обнаружил спорные налоговые нарушения.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, в соответствии со ст. 287, ч. 1 ст. 288 АПК РФ он подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно исследовать обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешить спор, правильно применив нормы материального права.
Руководствуясь ст.ст. 48, 284, 286, 287, 288 ч. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
произвести замену истца на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Московской области.
Решение от 25.10.2004 Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-18975/04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 февраля 2005 г. N КА-А41/228-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании