Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 января 2005 г. N КА-А40/13239-04
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Универспецторг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному округу города Москвы от 20.02.2004 N 19-09/ПОО-32 об отказе в удовлетворении заявления о налогообложении налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации и отказе в возмещении НДС за октябрь 2003 г. Одновременно заявлено требование об обязании Инспекции возместить в форме зачета НДС в размере 29468 руб.
Решением от 26.07.2004 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявление Общества, представившего полный пакет документов в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов.
Постановлением от 11.11.2004 Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отклонил требования Общества, поскольку оно не имело права на применение налоговой ставки 0 процентов, так как осуществляло ряд услуг по договорам комиссии.
Законность и обоснованность постановления апелляционной инстанции проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ООО "Универспецторг", в которой заявитель ссылался на неправильное применение Девятым арбитражным апелляционным судом подпункта 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражал против заявленных требований по мотивам изложенным в постановлении апелляционной инстанции.
Судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному округу г. Москвы о замене ее правопреемником Инспекцией Федеральной налоговой службы N 21 по г. Москве на основании п. 2 приказа ФНС России от 18.11.2004 N САЭ-3-15/88 в соответствии со ст. 48 АПК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 Кодекса для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы предоставляются контракт налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение соответствующих услуг, выписка банка о поступлении экспортной выручки, таможенная декларация, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что налогоплательщиком представлен полный пакет документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 Кодекса.
В связи с этим не имелось законных оснований к отказу Обществу в применении налоговой ставки 0 процентов.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество не является субъектом права применения налоговой ставки 0 процентов по п. 4 ст. 165 НК РФ на том основании, что п. 4 ст. 165 Кодекса не предусмотрено представление договора комиссии на выполнение транспортно-экспедиционных услуг.
Однако в ст. 165 НК РФ определен перечень необходимых документов, которые налогоплательщик должен представить для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов( данные требования Обществом выполнены), а не субъект права применения налоговой ставки 0 процентов.
Субъекты права применения налоговой ставки 0 процентов установлены в п. 1 ст. 164 Кодекса, в силу подпункта 2 которого Общество относится к данным субъектам права, поскольку осуществляет транспортно-экспедиционные услуги по договору N ЮЭТ/Э-13/2002 от 28.08.2002 транспортной экспедиции, заключенному с ООО "Юкос Экспорт Трейд".
Представление налогоплательщиком дополнительных документов, в частности договора комиссии, в подтверждение права применения налоговой ставки 0 процентов не является основанием к отказу в применении данной ставки, поскольку в соответствии с п. 2.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" федеральный законодатель обязан исходить не только из публичных интересов государства, связанных с его экономической безопасностью, но и частных интересов юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений и внешнеэкономической деятельности. Данная правовая позиция должна учитываться в сфере налоговых правоотношений. Нормы налогового законодательства должны быть гармонизированы с дискреционными нормами гражданского законодательства.
Осуществление части услуг транспортной экспедиции силами сторонних организаций прямо предусмотрено ст. 805 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Судом первой инстанции дана оценка доказательствам, представленным в подтверждение осуществления услуг транспортной экспедиции, установлена взаимосвязь представленных документов (т. 2, 3), которые восполняют отсутствие ряда сведений в актах приема-сдачи выполненных работ.
Доказательств применения налоговой ставки 0 процентов контрагентами Общества Инспекцией не представлено.
Суд кассационной инстанции исходит также из того, что постановление апелляционной инстанции противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике: постановлениям Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.01.2004 N КА-А40/10898-03, от 10.06.2004 N КА-А40/4546-04, от 15.03.2004 N КА-А40/1626-04, постановлению Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.2004 N А56-20147/03.
Инспекция ссылается на то, что судебно-арбитражная практика судов кассационной инстанции не является судебно-арбитражной практикой, к которой могут быть отнесены только постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 304 АПК РФ судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Из текста данной нормы права видно, что Высший Арбитражный Суд РФ оценивает судебно-арбитражную практику арбитражных судов, а не только судебно-арбитражную практику Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.
При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции следует отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-289 АПК РФ, постановил:
постановление от 11.11.2004 г. N 09АП-2386/04-АК Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, решение от 26.07.2004 г. по делу N А40-22156/04-112-181 Арбитражного суда г. Москвы оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 января 2005 г. N КА-А40/13239-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании