Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В.Витрука, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Правительства Республики Ингушетия, установил:
1. Правительство Республики Ингушетия просит проверить конституционность некоторых положений Федерального закона от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакциях от 17 ноября 1995 года и от 10 февраля 1999 года), а именно пункта 2 статьи 13, согласно которому прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, и пунктов "в" и "г" статьи 40.5, согласно которым Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров.
По мнению заявителя, эти нормы противоречат статьям 1 (часть 1), 5 (часть 3), 11 (часть 3) и 72 (пункты "б", "л" части 1) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в решении данных вопросов.
2. Статья 129 Конституции Российской Федерации определяет порядок назначения всех прокуроров исходя из необходимости функционирования прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (часть 1); при этом установлено, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами (часть 3), а иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации (часть 4).
Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" иные прокуроры, в том числе заместители прокуроров субъектов Российской Федерации (статья 405), прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур (статья 13), назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации, т.е. в полном соответствии со статьей 129 (часть 4) Конституции России.
То обстоятельство, что статьей 72 (пункт "л" части 1) Конституции Российской Федерации кадры судебных и правоохранительных органов отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, не исключает действия положения статьи 129 (часть 4) Конституции Российской Федерации.
Полномочия субъектов Российской Федерации в части решения отнесенного к совместному ведению вопроса о кадрах органов прокуратуры исчерпывающим образом определены в статье 129 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Согласование с субъектами Российской Федерации назначения на должность или освобождения от должности работников прокуратуры во всех иных случаях означало бы не что иное, как пересмотр положений Конституции Российской Федерации.
Таким образом, неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", отсутствует, а ссылки заявителя на их несоответствие статьям 1 (часть 1), 5 (часть 3), 11 (часть 3) и 72 (пункты "б", "л" части 1) Конституции Российской Федерации являются необоснованными.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Правительства Республики Ингушетия как не отвечающего критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
М.В. Баглай |
Судья-секретарь |
Н.В. Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 6 июля 2000 г. N 129-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был