О проблемах пенсионного обеспечения граждан,
уволенных с военной службы, и их семей
В последние годы не уменьшается поток писем, адресованных Президенту Российской Федерации, Правительству России, руководителям федеральных органов исполнительной власти, по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Наибольшее количество обращений граждан к Министру обороны Российской Федерации по указанным вопросам поступило в 2002 г. - 4 712 (в 2003 г. - 3 241, за 8 месяцев 2004 г. - 2 710).
На основе обращений граждан к Министру обороны Российской Федерации, анализа основных принципов системы пенсионного обеспечения, условий исчисления пенсий гражданам, уволенным с военной службы, обсудим отдельные проблемы пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, рассмотрим, насколько пенсионное законодательство отвечает интересам пенсионеров в условиях рыночной экономики.
В рамках нашей публикации рассмотрим также некоторые правовые казусы в пенсионной системе, возникшие в процессе реформирования законодательства о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации.
Судя по письмам граждан к Министру обороны Российской Федерации за последние два года, многих пенсионеров побудило взяться за перо одно, на первый взгляд, странное обстоятельство. В то время, когда всем пенсионерам повышают размер начисляемой пенсии, пенсионерам Министерства обороны Российской Федерации неожиданно "урезали" пенсии.
Дело в том, что с января 2003 г. военные комиссариаты проверяют пенсии на предмет соответствия уточненному перечню тарификации воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как правило, результатом такой проверки является значительное снижение (от 300 - 600 руб.) размера начисляемой пенсии многим пенсионерам.
Данная абсурдная ситуация искусственно была порождена обычной российской правоприменительной практикой и благими намерениями руководства страны "сделать подарок" военным пенсионерам своевременным перерасчетом им пенсий.
Для выяснения причины сложившейся ситуации рассмотрим в порядке хронологии законодательные акты по указанному вопросу.
Так, 7 мая 2002 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" N 49-ФЗ (далее - Закон).
Согласно Закону с 1 июля 2002 г. оклады по воинским должностям военнослужащих установлены применительно к должностным окладам федеральных государственных служащих, а с 1 января 2003 г. установлены повышенные оклады по воинским званиям не ниже размеров надбавок за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов государственной власти.
Законом было поручено Правительству Российской Федерации определить конкретные размеры окладов по воинским званиям и типовым должностным окладам военнослужащих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 462 были установлены размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Постановлением поручено Министру обороны Российской Федерации установить оклады по другим (нетиповым) воинским должностям, руководствуясь едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренных для типовых воинских должностей.
28 декабря 2002 г. Министром обороны Российской Федерации был утвержден уточненный штатно-тарифный перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, правовая база для перерасчета пенсий военнослужащих окончательно сформировалась только 28 декабря 2002 г.
Между тем, в целях своевременности выплаты пенсий в новых размерах перерасчет пенсий с 1 июля 2002 г. военным пенсионерам был произведен из окладов по воинским должностям, увеличенным в два раза.
Технически перерасчет пенсий произведен путем увеличения тарифных ставок должностей, из которых исчислялись пенсии, на 7 разрядов.
Например, пенсионеру до 1 июля 2002 г. пенсия исчислялась из оклада по должности, соответствующей 25-му тарифному разряду, после 1 июля 2002 г. ему начислили пенсию исходя из должностного оклада по 32-му тарифному разряду.
До января 2003 г. пенсионер получал пенсию по 32-му тарифному разряду. После приведения воинской должности, с которой он увольнялся со службы, в соответствие с уточненным штатно-тарифным перечнем воинских должностей высших, старших и младших офицеров она стала равной меньшему разряду, например 28-му тарифному разряду. А часть пенсионеров до сих пор продолжают получать пенсии, исчисленные по названному принципу.
Пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации в основе своей - высокообразованные люди с активной жизненной позицией. Они объединяются и создают общественные и ветеранские организации, профессионально отстаивают свои права и законные интересы, в том числе и в области социального обеспечения.
Примечательно, что в последние годы военные пенсионеры не только выступают в качестве просителей и жалобщиков, но и обращаются с предложениями по совершенствованию законодательства. При этом усилия пенсионеров не остаются без внимания, они активно влияют на законотворческую деятельность через судебные, исполнительные и представительные органы государственной власти Российской Федерации.
Наглядной является история с принятием 19 февраля 1993 года Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N 4520-1.
Данный Закон установил, что лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
Вышеназванный Закон определил, что государственные гарантии и компенсации (в том числе и пенсия на указанных условиях) предоставляются военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации.
По сути, законодателем была совершена грубая ошибка, когда нормами федерального закона, регулирующего трудовые и пенсионные отношения работников Крайнего Севера России, предпринята некорректная попытка вмешательства в сферу правовых отношений социальной защиты военнослужащих.
Традиционно право на социальные льготы имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями и по состоянию здоровья.
Из "льготного списка" оснований увольнения с военной службы указанный выше Закон произвольно "удалил" увольнение по состоянию здоровья, что в целом противоречит букве и духу законодательства о статусе военнослужащих.
Кроме того, право на пенсионное обеспечение военнослужащих не зависит от основания увольнения. Это принципиальное положение пенсионного законодательства.
Военные комиссариаты, осуществляющие пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, просто не признавали и не исполняли нормы указанного Закона.
Активная позиция военных пенсионеров способствовала тому, что с 1 января 1997 г. они получили право на сохранение размера пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента*(1), независимо от основания увольнения.
В течение прошедшего периода в пользу пенсионеров, проходивших военную службу на Севере, выносились судебные решения, обязывающие пенсионные органы исчислять пенсии указанных лиц с учетом районного коэффициента. Многие пенсионеры, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, в целях возникновения права на перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента просили изменить основание увольнения.
Судебные споры пенсионеров МВД России о праве на перерасчет пенсии при изменении стоимости продовольственного пайка закончились определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о признании незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 г. N КАС 01-370).
Пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации, развивая эту проблему, в своих обращениях предлагают стоимость продовольственного пайка просто прибавлять к уже рассчитанной пенсии, т.е. не понижать стоимость пайка путем умножения на пенсионный коэффициент выслуги лет (максимальная величина пенсионного коэффициента выслуги лет при расчете пенсии равна 0,85).
Военные пенсионеры активно ведут поиски правовых оснований для увеличения размера начисляемой пенсии. Приведу пример.
Генерал-майор авиации в отставке С. в период прохождения военной службы в 1983 г. приказом Министра обороны СССР переведен на нелетную должность без указания причины перевода (без оформления льготного "боковика" к приказу, дающего право на исчисление пенсии с летной должности при наличии соответствующей выслуги лет). С. в течение четырех лет после принятия Правительством Российской Федерации постановления от 23 мая 2000 г. N 396, когда должностные оклады летного состава государственной авиации были увеличены в зависимости от классной квалификации, безуспешно пытался перейти на пенсию с летной должности. В мае 2004 г. заместитель Министра обороны Российской Федерации по кадрам генерал армии Н.А. Панков на личном приеме принял решение внести изменения в приказ о переводе генерала С., в результате чего у него возникли основания для исчисления пенсии с летной должности (см. журнал "Армейский сборник" N 7 за 2004 г.).
Пора задуматься, так ли благополучно обстоит дело с пенсионным обеспечением граждан, уволенных с военной службы, когда даже генералы активно занимаются поиском вариантов увеличения размера начисляемой пенсии.
Принято считать, что граждане, получающие пенсии от Министерства обороны Российской Федерации, являются высокооплачиваемыми пенсионерами.
При этом для сравнения приводят размеры пенсий других граждан России. Например, в Томской области более 5,5 тыс. пенсионеров получают минимальные пенсии - 660 руб., а у большинства пенсионеров ее размер не превышает 1,5 тыс. руб. В Красноярском крае средний размер пенсии составляет 1675 руб. 35 коп. (см. журнал "Социальное обеспечение" за сентябрь 2003 г.).
Максимально возможная трудовая пенсия по старости, исчисленная с применением индивидуального коэффициента пенсионера, на 31 декабря 2001 г. в целом по стране не могла быть выше 1503 руб. 90 коп*(2).
Понятие "средний размер военной пенсии" не применяется на практике. Можно сравнивать размеры пенсий по составу военных пенсионеров.
Например, в настоящее время пенсия: командира полка, полковника, при выслуге 25 лет составляет 4 359 руб. 70 коп.; старшины роты (батареи), старшего прапорщика, при выслуге 25 лет - 2 788 руб. 27 коп.; старшего сержанта, заместителя командира взвода, при выслуге 20 лет - 1 719 руб. 42 коп.
Если учесть, что с постепенным переводом Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактную систему комплектования будет увеличиваться удельный вес военных пенсионеров из числа солдат, сержантов, матросов и старшин, то о высоких размерах пенсий военнослужащих по отношению к другим пенсионерам не может быть и речи.
Более уместным будет сравнение размеров пенсий военнослужащих с пенсиями федеральных государственных служащих*(3).
1. Правовые основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих
Конституционное право граждан на пенсионное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации) реализуется в конкретных нормативных правовых актах. На федеральном уровне действует пакет законодательных актов, в который входит не один десяток законов. Федеральные законы конкретизируются и детализируются в нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти*(4).
Кроме того, в соответствии с п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в России создана двухуровневая система социального обеспечения (на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации), основной составляющей которой является пенсионное обеспечение граждан.
На федеральном уровне закрепляется социальный (минимальный) стандарт права граждан на пенсию, на уровне субъектов Российской Федерации могут быть приняты законодательные акты, устанавливающие дополнительные основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан или доплаты к пенсиям, дополнительные виды материального обеспечения за счет средств соответствующих бюджетов и фондов.
К системообразующим законодательным актам на федеральном уровне относятся:
- Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1;
- Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ;
- Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ;
- Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;
- Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
Действующая система пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, является показателем отношения общества к военной службе. Степень престижности пенсии непосредственно влияет на качественные показатели комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и их семей (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и постановлением Совета Министров Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941*(5).
С момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 на территории России не применяются Закон СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" от 28 апреля 1990 г. и нормативные акты правительства бывшего Союза ССР по данному вопросу.
Однако основные принципы пенсионного обеспечения, условия исчисления пенсий военнослужащих в новом Законе были полностью сохранены и получили дальнейшее развитие.
С принятием вышеназванного Закона несколько улучшилось положение пенсионеров. По сравнению с прежним Законом для исчисления пенсий за выслугу лет установлены более высокая исходная база и более высокие предельные размеры этих пенсий. Установлено, что пенсия за выслугу 20 лет исчисляется в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия (вместо 40%), за каждый последующий год военной службы - в размере 3%, но всего не более 85% (по ранее действовавшему законодательству предельный размер пенсии за выслугу лет составлял 75% соответствующих сумм денежного довольствия).
Повышена на 10% и норма пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа. В соответствии с новым Законом в сумму денежного довольствия, учитываемую при исчислении пенсий военнослужащим, включаются оклады денежного содержания по должности, воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет, а также месячная стоимость выдаваемого военнослужащим продовольственного пайка.
Указанным выше Законом снижен до 45 лет возраст, при котором военнослужащему в установленных случаях назначается пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа. Кроме того, такие пенсии могут назначаться не только лицам офицерского состава, как это было предусмотрено ранее, но и прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, военнослужащим, проходившим военную службу по контракту в качестве солдат, сержантов, матросов и старшин.
Родителям и женам военнослужащих, умерших (погибших) вследствие причин, связанных с исполнением обязанностей военной службы, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших).
Военнослужащие приобретают право на пенсию только после увольнения со службы и при наличии соответствующего основания - выслуги лет или инвалидности. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.
При увольнении лиц, имеющих общий трудовой стаж 25 лет, дополнительным условием является достижение установленного возраста, а также увольнение с военной службы по определенным основаниям.
Приведенные нормы устанавливают внешние пределы пенсионных правоотношений, они обладают качественными характеристиками правовых норм кодифицированных законодательных актов, отличительным признаком которых является высокая степень обобщенности (нормативности) правовой материи.
Действительно, вышеперечисленные правовые нормы составляют содержание основных принципов пенсионного обеспечения военнослужащих, закрепленных в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, и регулируют наиболее общие правоотношения.
15 мая 1992 г. в г. Ташкенте было подписано соглашение государств - участников СНГ "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств". Соглашением установлено, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством государств, на территории которых проживают указанные военнослужащие, за счет средств бюджетов этих государств.
В соответствии с указанным международным соглашением Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 установил круг лиц, имеющих право на "военные пенсии".
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным Законом, распространяются на пенсионеров, указанных в ст. 1 Закона, которые проживают на территории Российской Федерации и государств - бывших республик СССР (кроме стран СНГ), если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 46-О положение п. "а" ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в соответствии с которым условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на лиц, проживающих в Российской Федерации, - в той мере, в какой оно допускает лишение граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное жительство за границу, права на получение полагающихся им пенсий, назначаемых по нормам указанного Закона, только на том основании, что они проживают не в Российской Федерации, - как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации*(6), не подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами.
Согласно вышеназванному Закону пенсионное обеспечение осуществляется в зависимости от последнего места службы указанных лиц соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Министерство обороны Российской Федерации начисляет пенсии военнослужащим, уволенным из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пп. "б" и "в" ст. 11 Закона Российской Федерации N 4468-1).
Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.
Пенсионерам при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Обратим внимание на то, что основные положения пенсионного законодательства не содержат правила исчисления пенсий. Они установлены в условиях назначения и исчисления конкретных видов пенсий. Такая конструкция указанного выше Закона придает основополагающим нормам достаточную стабильность во времени в условиях нарастания инфляции и затянувшихся реформ экономики страны. В связи с этим повышение размеров пенсий военных пенсионеров осуществлялось без внесения изменений в пенсионное законодательство.
Размер пенсии граждан, уволенных с военной службы, зависит от размера денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу. При увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру пенсии указанных лиц.
2. Математика пенсионного закона военнослужащих
По Закону пенсия за выслугу лет исчисляется из суммы пенсионного денежного довольствия, в которую включаются оклады денежного содержания по должности, воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов, а также месячная стоимость выдаваемого военнослужащим продовольственного пайка.
/-------------------------------------------\
|СПДД = ОВД + ОВЗ + (ОВД + ОВЗ) х Кв + СПП | (1)
\-------------------------------------------/
где:
СПДД - сумма пенсионного денежного довольствия;
ОВД - оклад по воинской должности;
ОВЗ - оклад по воинскому званию;
Кв - коэффициент выслуги лет (определяется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и приказом Министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 245);
СПП - стоимость продовольственного пайка (в настоящее время рассчитывается по формуле: (20 руб. х 365 дней)/ 12 месяцев = 608 руб. 33 коп.).
Пенсия за выслугу лет исчисляется по формуле:
/---------------\
|РП = Кп х СПДД | (2)
\---------------/
где:
РП - размер пенсии;
Кп - пенсионный коэффициент выслуги лет.
Пенсионный коэффициент выслуги лет вычисляется следующим образом:
- лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - коэффициент составляет 0,50 и повышается на 0,03 за каждый год выслуги свыше 20 лет;
- лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 лет: за 25 лет - коэффициент составляет 0,50 и повышается на 0,01 за каждый год стажа свыше 25 лет.
Максимально возможная пенсия за выслугу лет исчисляется по формуле:
/-----------------\
|МРП = 0,85 х СПДД| (3)
\-----------------/
где:
0,85 - максимальный размер пенсионного коэффициента выслуги лет.
Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:
инвалидам вследствие военной травмы I и II группы -
/----------------\
|РП = 0,85 х СПДД| (4)
\----------------/
III группы -
/----------------\
|РП = 0,50 х СПДД| (5)
\----------------/
Инвалидам вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы:
I и II группы:
/----------------\
|РП = 0,75 х СПДД| (6)
\----------------/
III группы:
/----------------\
|РП = 0,30 х СПДД| (7)
\----------------/
Пенсия по потере кормильца в зависимости от причины смерти военнослужащего (пенсионера) исчисляется по формулам:
/----------------\
|РП = 0,40 х СПДД| (8)
\----------------/
/----------------\
|РП = 0,30 х СПДД| (9)
\----------------/
Из формул (2) - (7) усматривается, что инвалидам I и II группы независимо от причин инвалидности, имеющим также право на пенсию за выслугу лет, выгоднее получать пенсию по инвалидности.
Инвалидам III группы, имеющим право на пенсию за выслугу лет, выгоднее получать пенсию за выслугу лет.
Формула (1) приняла современный вид 1 июля 1996 г. с принятием Федерального закона от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ, которым исключено последнее предложение из ст. 43 Закона Российской Федерации N 4468-1: "Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть в размере 50 процентов".
Анализ обращений граждан к Министру обороны Российской Федерации показывает, что пенсионеры Министерства обороны в письмах чаще всего выражают недовольство размером получаемой пенсии.
Интересно, что неудовлетворенность уровнем социального обеспечения у военных пенсионеров проявляется в тот период, когда государство принимает существенные меры по усилению социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Так, 7 мая 2002 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот" N 49-ФЗ.
В соответствии с указанным Законом с 1 июля 2002 г. оклады по воинским должностям военнослужащих установлены применительно к должностным окладам федеральных государственных служащих, а с 1 января 2003 г. установлены повышенные оклады по воинским званиям не ниже размеров надбавок за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов государственной власти.
Законом также увеличены нормы процентной надбавки за выслугу лет с 5 - 40% до 5 - 70%.
В связи с этим с 1 июля 2002 г. пенсии военным пенсионерам пересчитаны в новых размерах с учетом увеличенного должностного оклада и нового размера процентной надбавки за выслугу лет.
С 1 января 2003 г. в результате перерасчета пенсий в связи с повышением окладов по воинским званиям размер пенсий также увеличен.
23 мая 2000 г. принято постановление Правительства Российской Федерации "Об определении квалификации летного состава государственной авиации" N 396, в соответствии с которым подлежат пересмотру все назначенные из "летных" окладов, в том числе и сохраненных, пенсии летчикам и штурманам, имеющим на день увольнения с военной службы (перевода на нелетную должность) присвоенные в установленном порядке квалификационные категории.
23 августа 2000 г. принят Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" N 1563, согласно которому военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне (перечень утвержден Указом), установлен должностной оклад в размере 1,5 оклада по воинской должности, предусмотренного по штату.
Согласно Указу произведен перерасчет пенсий соответствующей категории пенсионеров.
С 1 октября 2003 г. повышены в 1,11 раз оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контакту (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. N 605).
Пенсии также были пересчитаны с учетом указанного повышения.
С учетом изложенного рост недовольства уровнем пенсионного обеспечения военных пенсионеров приводит к выводу о том, что или принимаемые государством меры существенно не улучшают уровень жизни пенсионеров, или система исчисления пенсий военных пенсионеров не соответствует современным условиям рыночной экономики.
Возникает вопрос: как инфляционные процессы в экономике страны учитываются в пенсионном законодательстве?
Согласно ст. 49 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсии подлежат пересмотру:
- при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
- при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих;
- при повышении установленного федеральным законодательством минимального размера пенсии по старости.
В свою очередь, дополнительно к перечисленным в Законе N 4468-1 случаям формулы (1) - (9) позволяют увеличивать размер пенсии при увеличении:
- коэффициента выслуги лет;
- пенсионного коэффициента выслуги лет;
- стоимости продовольственного пайка.
Кроме того, законодательство позволяет исчислять пенсии определенной категории лиц (летчики, подводники, офицеры в воинском звании "подполковник" и выше и т.д.) с другой, более высокооплачиваемой должности, чем с должности, с которой они были уволены с военной службы. В последние годы круг указанных лиц законодателем расширяется.
Анализ пенсионного законодательства показывает следующее:
1. Размеры пенсий военных пенсионеров при всех прочих равных условиях существенно зависят только от размера денежного довольствия состоящих на военной службе военнослужащих или, точнее, от размера их окладов по должности и по воинскому званию. Значит, от инфляции пенсионеров защищает только индексация (повышение) денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
Денежное довольствие всех категорий военнослужащих начиная с 1 января 2002 г. повышалось три раза: 1 июля 2002 г., 1 января 2003 г. и 1 октября 2003 г.
Для сравнения: за этот же период базовая часть трудовой пенсии индексировалась 6 раз. Ее размер вырос с 450 руб. до 660 руб.
Страховая часть трудовой пенсии индексировалась 6 раз:
1 февраля 2002 г. - в 1,065 раза - постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2002 г. N 42;
1 августа 2002 г. - в 1,09 раза - постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 535;
1 апреля 2003 г. - в 1,126 раза - постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 152;
1 августа 2003 г. - в 1,08 раза - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 г. N 428;
1 апреля 2004 г. - в 1,09 раза - постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2004 г. N 142;
1 августа 2004 г. - в 1,0628 раза - постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2004 г. N 363.
Если учесть, что при определении трудовой пенсии по старости базовая и страховая части пенсии складываются, то трудовая пенсия по старости практически за указанный период индексировалась 12 раз!
2. Минимальный размер пенсии по старости (246 руб. 28 коп.) индексируется по правилам индексации трудовой пенсии. Однако минимальная пенсия по старости, определяемая в соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации N 4468-1, влияет только на размеры надбавок к пенсиям отдельных категорий пенсионеров (участники войны, инвалиды, лица, достигшие 80-летнего возраста, и др.). На пенсии остальных пенсионеров, не имеющих права на надбавки, она не влияет.
3. В законодательстве наблюдается тенденция избирательного увеличения денежного довольствия отдельным категориям военнослужащих: летчикам, разведчикам, специалистам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и др. Также избирательно увеличиваются пенсии соответствующей категории лиц. Размеры пенсий других пенсионеров остаются на прежнем уровне.
4. Объем денежной суммы, выплачиваемой военнослужащим, повышается не путем увеличения денежного довольствия, от размера которого прямо зависит исчисляемая пенсия, а путем осуществления дополнительных выплат в виде премий, материальной помощи, подъемного пособия, различных ежемесячных надбавок. Дополнительные выплаты не влияют на размер начисляемой пенсии военным пенсионерам.
Таким образом, система пенсионного обеспечения военнослужащих не имеет надежного правового механизма, адекватно реагирующего на инфляционные процессы в экономике.
Между тем трудовые пенсии граждан России индексируются в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с периодичностью один раз в три месяца, один раз в полугодие или один раз в год в зависимости от роста цен.
Представляется, что решение проблемы с индексацией пенсий военных пенсионеров заключается в распространении действия ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ на правила исчисления пенсий указанной категории граждан.
Прямая индексация пенсий военных пенсионеров в условиях, когда жизненный уровень действующих военнослужащих в последнее время больше зависит от наличия дополнительных выплат к денежному довольствию, может улучшить систему исчисления пенсий, защитит пенсии от стабильного роста цен.
В заключение обратимся к системе исчисления пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.
Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
Федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости*(7), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как видно, правила расчета пенсии государственным служащим отличаются от правил исчисления пенсий военнослужащих. В первом случае за основу расчетов берется среднемесячный заработок, во втором - должностной оклад и оклад по воинскому званию.
Сравним размеры пенсий командира полка и равного по рангу федерального государственного служащего. Размер пенсии командира полка при выслуге 25 лет определяется по формуле (2):
4 359 руб. 70 коп. = 0,65 х СПДД
Размер пенсии государственного служащего соответствующей категории при стаже государственной службы 25 лет с учетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости будет равен максимально допустимой по закону пенсии:
/-----------------------------\
|РПгс + 660 + СЧ = 0,75 х срЗП| (10)
\-----------------------------/
или
/-------------------------------\
|РПгс + 660 + СЧ = 0,75 х 2,3 ДО| (11)
\-------------------------------/
где:
РПгс - размер пенсии государственного служащего;
660 - базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
0,75 - максимальный стажевый коэффициент государственного служащего, равный коэффициенту при выслуге 25 лет;
срЗП - размер среднемесячного заработка государственного служащего;
ДО - размер должностного оклада федерального государственного служащего.
Если предположить, что должностной оклад командира полка (2 497 руб. 50 коп.) равен должностному окладу государственного служащего соответствующей категории, пенсия государственного служащего, равного по рангу (при выслуге 25 лет государственной службы), исчисляется по формуле:
РПгс + 660 + СЧ = 0,75 х 2,3 х 2 497 руб. 50 коп. = 4 308 руб. 19 коп.
Таким образом, полученная сумма меньше пенсии командира полка на 51 руб. 51 коп.
Теперь в формуле (11) выражение 2,3 ДО заменим выражением 0,8 ДВ (где ДВ - денежное вознаграждение).
В соответствии с п. 3 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ*(8) по отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения. В денежном вознаграждении учитываются должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учитываются премии и ежемесячное денежное поощрение.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет при стаже гражданской службы свыше 15 лет выплачивается в размере 30% должностного оклада, надбавка за особые условия гражданской службы - в размере до 200% должностного оклада, надбавка за секретность - в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.
При расчете делаем также допущение, что оклад за классный чин государственного служащего равен окладу по воинскому званию "полковник" - 1 198 руб. 80 коп.
При этом имеем:
0,8 ДВ = 0,8 х (ОД + ОКЧ + 0,30 х ОД + 2 х ОД + НГТ), где:
ОД - должностной оклад государственного служащего;
ОКЧ - оклад за классный чин;
0,30 х ОД - надбавка за выслугу лет;
2 х ОД - надбавка за особые условия службы;
НГТ - надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В примере берем надбавку за особые условия службы в максимальном размере, а надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не учитываем.
Получаем:
0,8 ДВ = 0,8 (2 497 руб. 50 коп. + 1 198 руб. 80 коп. + 0,30 х 2 497 руб. 50 коп. + 2 х 2 497 руб. 50 коп.) = 0,8 х (3 696 руб. 30 коп. + 749 руб. 25 коп. + 4 995 руб.) = 0,8 х 9 440 руб. 55 коп. = 7 552 руб. 44 коп.
Полученное значение подставляем в формулу (11):
РПгс + 660 + СЧ = 0,75 х 7 552 руб. 44 коп. = 5 664 руб. 33 коп.
Таким образом, при равных условиях пенсия государственного служащего будет больше пенсии командира полка на 1 304 руб. 63 коп.
(Продолжение следует)
В.Н. Орлов,
начальник отдела приема посетителей Приемной
Министра обороны Российской Федерации, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 12, декабрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ ст. 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 была дополнена частью второй следующего содержания:
"За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ дополнил ст. 48 Закона Российской Федерации N 4468-1 частью третьей, установив, что в соответствии со ст. 48 пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
*(2) В данном случае приводится размер пенсии на федеральном уровне без учета пособий и других дополнительных видов материального обеспечения, которые могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации.
*(3) Условия назначения пенсий и размеры пенсий федеральных государственных служащих установлены в соответствии со ст.ст. 7 и 14 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
*(4) Большое число законодательных актов федерального уровня, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, является результатом активной законотворческой деятельности государства, вызванной необходимостью всестороннего реформирования пенсионной системы (см. постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" от 7 августа 1995 г. N 790).
В настоящее время федеральными органами государственной власти подготовлен проект Пенсионного кодекса Российской Федерации, который направлен для рассмотрения в Государственную Думу Российской Федерации.
*(5) Пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и членов их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
*(6) Вопрос об ограничении права на получение пенсий, имеющих характер трудовых, в связи с выездом пенсионера на постоянное жительство за пределы Российской Федерации был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации 15 июня 1998 г. в деле о проверке конституционности положений ст.ст. 2, 5 и 6 Закона Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации".
*(7) Базовая часть трудовой пенсии по старости с 1 августа 2004 г. составляет 660 руб. Страховая часть пенсии определяется простым вычитанием из размера трудовой пенсии по старости базовой части пенсии.
*(8) Вступит в силу, за исключением нескольких пунктов, 2 февраля 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и их семей
Автор
В.Н. Орлов - начальник отдела приема посетителей Приемной Министра обороны Российской Федерации, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 12