Особенности управления частными пенсиями в развитых странах
В настоящее время в связи с проводимой в России пенсионной реформой особый интерес вызывают негосударственные пенсионные фонды - альтернативный способ вложения средств будущих пенсионеров. Однако пока что граждане не спешат доверить свои деньги частным пенсионным фондам, а ведь в развитых странах именно они преобладают в качестве объектов инвестирования и коллективных инвесторов. Их опыт может быть полезен и отечественным негосударственным пенсионным фондам.
В развитых государствах частные пенсионные планы функционируют на основе агентских отношений (с заключением особого соглашения) между членами плана и бенефициарами (получателями пенсий), с одной стороны, и лицами или организациями, вовлеченными в администрирование или финансирование пенсионного плана (такими как спонсор плана или администратор плана), с другой стороны. Управление этими планами включает все связи между различными учреждениями и личностями, вовлеченными в функционирование пенсионного плана. Управление также обеспечивает структуру, через которую устанавливаются цели работы пенсионного плана и значение достижения этих целей, а также контролирование исполнения (мониторинг). Это зеркальное отражение корпоративного управления акционерного общества с ограниченной ответственностью (Public Limited Company), которое состоит из набора связей между менеджерами компании, Советом, акционерами (пайщиками) и другими заинтересованными лицами - долевыми собственниками.
Нормативные документы, в частности, опубликованные ОЭСР "Принципы корпоративного управления в ОЭСР" (OECD Principles of Corporate Governance) и "Руководство по управлению пенсионными фондами" (OECD Guidelines for Pension Fund Governance), принятое в июле 2002 г., предназначены для автономных, коллективных и групповых пенсионных фондов*(1), которые поддерживают пенсионные планы занятых в частном секторе. В некоторых странах эти принципы могут также подходить пенсионным фондам, созданным как соглашение о персональных пенсиях (Personal Pension Arran gements). Индивидуальные пенсионные фонды*(2) и страховые соглашения исключаются.
Автономные пенсионные фонды могут быть созданы как узаконенные учреждения специального назначения (пенсионные институты), такие как трасты, фондации и корпоративные организации, которые владеют и могут также контролировать пенсионный фонд от имени членов пенсионного плана/фонда. Альтернативно они могут состоять из отдельных счетов, управляемых финансовыми институтами и созданных в соответствии с контрактом между спонсором плана и финансовым учреждением, которые управляют фондом.
Основы деятельности
Центральной фигурой в управлении пенсионным фондом является управляющий орган, которым может быть физическое лицо, группа лиц или юридическая структура (организация), отвечающая за управление и гарантию сохранности средств пенсионного фонда. Если пенсионный фонд создан как пенсионное учреждение, его руководящий орган, естественно, будет также нести ответственность за управление фондом*(3). Если фонд состоит из разделенных счетов, финансовый институт, управляющий счетом, является управляющим (руководящим) органом фонда. В некоторых странах только специализированным финансовым институтам (управляющим компаниям пенсионного фонда) разрешается управлять пенсионными фондами.
Управляющий орган является субъектом внешнего надзора различных форм. На одном уровне он может подвергаться мониторингу специализированных комитетов, созданных специально для этой цели (например, наблюдательный совет или надзорный комитет), члены которых могут быть избранными участниками плана или бенефициарами. На другом уровне регулирование требует независимых профессионалов, таких как актуарии (статистики страховых обществ), аудиторы и кастодианы для мониторинга, и доклада о соответствии руководящего органа нормам законодательства. Наконец, руководящий орган является субъектом наблюдения соответствующих властей. Регулирование и детальное наблюдение, осуществляемые наблюдательны ми властями, будут различаться в зависимости от комплексности (сложности) пенсионной системы и специфической роли актуариев, аудиторов и кастодианов.
Указанные выше руководящие документы адресованы некоторым связанным проблемам, возникающим при образовании и функционировании автономных, коллективных/групповых пенсионных фондов. Руководящие документы имеют целью обеспечение руководства для стран по вопросам управления и регулирования деятельности пенсионных фондов, которые включают юридическую форму и структуру пенсионного учреждения, взаимодействия и отношений между различными сторона ми, участвующими в управлении пенсионным фон дом и членов плана.
В то время как руководящие документы обозначают (идентифицируют) хорошую практику в регулировании пенсионного фонда, их использование может быть проведено через другие средства. В частности, некоторые функции, обозначенные в руководящих документах, такие как аудит или кастодиальная деятельность, могут осуществляться одним и тем же институтом. Указанные цели при этом заключаются в идентификации случаев несоответствия регулированию через независимую внешнюю проверку решений и деятельности руководящего органа пенсионного фонда.
Существующие различия в операционной деятельности пенсионных фондов стран ОЭСР не должны принижать факта создания пенсионных фондов с общей целью - служить надежным источником доходов для получателей пенсий. Управленческое регулирование должно быть построено под руководством этой первостепенной цели.
Комитет по финансовым рынкам ОЭСР в 1971 г. начал работу по управлению инструментами коллективных инвестиций, опубликовав "Стандартные правила операций учреждений коллективного инвестирования в ценные бумаги". В 1994 г. ИОСКО (Международная организация комиссий по ценным бумагам) выработала набор "Принципов регулирования инструментов коллективного инвестирования", которые позже были доработаны. Принципы не предписывают создания какой-либо специфической структуры управления, но все же требуют:
назначения кастодиана, депозитария или попечителя (доверенное лицо);
разработки Стандартов поведения и их минимального соответствия стандартам операторов схем коллективного инвестирования;
права инвесторов отзывать средства из схемы коллективного инвестирования;
права инвесторов на получение полной, своевременной и точной информации (т.е., по сути раскрытие информации).
Эти требования к схемам коллективного инвестирования имеют много общего с требованиями к пенсионным фондам. Однако следует иметь в виду, что инструменты коллективных инвестиций базируются на эквиваленте паритетного пенсионного фонда - с равными взносами работодателя и работников, т.е. они обычно не обеспечивают страхование финансовых или биометрических рисков.
"Принципы корпоративного управления ОЭСР" также обеспечивают некоторое понимание специфики управления пенсионным фондом. Собственники или бенефициары могут быть идентифицированы как с акционерами, так и с заинтересованными лицами - долевыми собственниками. В частности, Принципы требуют, чтобы как акционерам, так и долевым собственникам была гарантирована возможность получения эффективной защиты от нарушения их прав и доступ к соответствующей информации.
"Принципы корпоративного управления ОЭСР" также идентифицируют ключевую ответственность Совета корпорации, которая имеет сходство с ответственностью управляющего органа пенсионного фонда. В частности, корпоративная структура управления, как это определено в Принципах, должна обеспечить стратегическое руководство компанией, эффективный мониторинг за менеджментом со стороны Совета и подотчетность Совета компании и держателям акций.
11 октября 2000 г. Европейская комиссия внесла поправки в директивы Европейского парламента и Совета "по координации законов, регулирования и административных положений, относящихся к институтам профессионального ухода на пенсию". Они содержат несколько правил по требованию к управлению профессиональных пенсионных институтов, которые включают пенсионные фонды, как определено в этом документе. Что касается управляющей структуры институтов, в Директиве определены два основных. Директива регулирует преимущественно автономные пенсионные фонды (в которых существует юридическое разделение спонсора и пенсионного института). Директива требует также калькуляции и сертификации всех технических положений со стороны актуария или другого специалиста и, разумеется, назначения этих экспертов.
Правила Директивы в отношении управляющей структуры фокусируются на ответственности администраторов и критериях регулирования. В обязанности администраторов входит раскрытие определенной информации как перед участниками плана, так и наблюдательным агентством. Достаточность регулирования требует соблюдения прав и обязанностей сторон, участвующих в управлении пенсионным планом, управлении и минимизации рисков профессиональной схемы. Другая информация, которая должна быть доступна, включает годовые счета и отчеты, а также сведения об изменении правил пенсионных схем и о финансировании прав и инвестиционных активов.
Директива также требует от стран-членов обеспечить полномочия наблюдательных властей в отношении требования специфической информации, которая должна быть раскрыта перед ними коллективным инвестором, включая информацию по вопросам бизнеса, контрактов, регулирующих деятельность, годовых отчетов, годовых счетов и других отчетов, актуарную оценку, аудиторский доклад и пр. Дополнительно от пенсионных учреждений требуется раскрывать свою пенсионную политику каждый год или после любого материального изменения.
Директива также определяет правила выбора подходящих личностей для администрирования пенсионных институтов, учитывающие хорошую репутацию, соответствующую профессиональную подготовку (квалификацию) и опыт.
На уровне отдельной страны, добившейся определенных успехов при разработке руководства по развитию пенсионного управления, следует упомянуть Канадскую ассоциацию пенсионных наблюдательных органов. Руководящие документы управления применяются к пенсионным планам, но большинство из них равно подходит и для пенсионных фондов.
Директивы управления пенсионным фондом
Следующие директивы применимы к автономным, коллективным и групповым пенсионным фондам, которые поддерживают профессиональные пенсионные планы. В некоторых странах они так же могут быть подходящими для пенсионных фонов, созданных под классификацией "персональной пенсии" (Personal Pension Arrangements). Их практическое использование может различаться в разных странах. Цель заключается в достижении первоочередной задачи управленческие отношения нуждаются в их построении согласно директиве, берущей верх над целями, для выполнения которых созданы пенсионные фонды, чтобы служить надежным источником средств для благополучия пенсионеров.
I. Структура управления
Структура управления должна обеспечить соответствующее разделение оперативной и наблюдательной ответственности, подотчетность и соответствие органов с одинаковым уровнем ответственности.
1. Идентификация ответственности. Для улучшения деятельности фонда необходимо четко идентифицировать и распределить операционную и наблюдательную ответственность управленческих органов пенсионного фонда. Также следует четко определить и зафиксировать юридическую форму этой организации, главные цели ее работы, структуру ее внутреннего управления (поскольку организация, владеющая пенсионным фондом, должна действовать в интересах членов плана/фонда) в соответствии с нормативной базой, контрактом или трастовым соглашением или любым другим связанным документом. Если пенсионный фонд создан как отдельный счет, управляемый финансовыми институтами, пенсионный план или контракт между спонсорами/членами плана с финансовым институтом, необходимо четко оговорить ответственность финансового института перед правлением пенсионного фонда.
2. Контролирующий орган. Каждый пенсионный фонд должен образовать руководящий орган или администратора, наделенного властью управлять (администрировать) пенсионным фондом, который полностью отвечает за обеспечение строгого соблюдения условий договора и защиту всех интересов членов плана и пенсионеров. Ответственность руководящего органа должна совпадать с целями работы пенсионного фонда, а они заключаются в служении сохранности источника пенсионного дохода. Руководящий орган не должен обладать возможностью полностью освобождать себя от ответственности путем передачи определенных функций внешним провайдерам услуг. Например, руководящий орган должен продолжать нести ответственность за мониторинг и проверку провайдеров услуг.
3. Экспертный совет. При отсутствии достаточной экспертизы для принятия полностью компетентного решения и выполнения своих обязанностей, руководящий орган может получить экспертное заключение или назначить профессионалов для выполнения конкретных функций.
4. Аудитор. Для проведения периодического аудита в соответствии с потребностями соглашения соответствующим органом должен быть назначен аудитор, независимый от пенсионной организации, руководящего органа и спонсора плана. Выполняя свои задачи, аудитор должен немедленно докладывать руководящему органу (в зависимости от общей наблюдательной структуры) и, если руководящий орган не принимает соответствующих коррекционных мер, компетентным властям, об определенных фактах, которые могут иметь место и оказать негативное влияние на финансовую ситуацию или на административное или бухгалтерское подразделение пенсионного фонда.
5. Актуарий (статистик страхового общества). Для всех планов, финансируемых через пенсионный фонд, руководящим органом должен быть назначен актуарий. Как только (при выполнении своих профессиональных или юридических обязанностей) актуарий поймет, что фонд не выполняет или не соблюдает соответствующих установленных законом требований и зависит от общей структуры наблюдения, он должен проинформировать руководящий орган и - если руководящий орган не принимает соответствующих действий по исправлению положения - наблюдательные (контролирующие) власти незамедлительно.
6. Кастодиан. Ответственное хранение активов пенсионного фонда может осуществляться пенсионной организацией, финансовым институтом, управляющим пенсионным фондом или независимым кастодианом. Если кастодиан назначен руководящим органом с целью управления и ответственного хранения активов пенсионного фонда, необходимо обеспечить сегрегацию (разделение) активов фонда от активов кастодиана. Кастодиан не должен иметь возможности освободить себя от ответственности путем передачи третьей стороне всех или части активов на ответственное хранение.
7. Подотчетность. Руководящий орган должен быть подотчетным членам пенсионного плана (программы) и бенефициарам, а также компетентным властям. Руководящий орган может также отчитываться перед спонсором плана до степени, соизмеримой с его ответственностью как провайдера дохода. С целью гарантии подотчетности руководящего органа это должно быть юридически зафиксировано.
8. Соответствие. Руководящий орган должен быть предметом минимальных стандартов соответствия с целью обеспечения высокого уровня интеграции и профессионализма в администрировании пенсионным фондом.
II. Механизмы управления
Пенсионные фонды должны разработать и ввести в действие соответствующие механизмы контроля, коммуникацию, а также побудительные механизмы, поощряющие принятие верных решений, точное и своевременное исполнение, прозрачность, регулярную отчетность и оценку.
1. Внутренний контроль. Необходимо разработать соответствующие методы контроля для обеспечения функционирования всех физических лиц и организаций с операционной или наблюдательной функцией в соответствии с целями, установленными законами для пенсионных организаций, статусом, контрактом или трастовым инструментом, или в соответствующих документах все это должно соответствовать закону. Такой контроль должен охватывать все базисные организационные и административные процедуры. В зависимости от размера и комплексности (сложности) плана этот контроль будет включать оценку исполнения, компенсационные механизмы, информационные системы и процессы и процедуру управления риском.
2. Доклады (отчетность). В целях обеспечения эффективности и своевременности передачи уместной и точной информации необходимо создать каналы отчетов между всеми лицами и организациями, вовлеченными в управление (администрирование) пенсионным фондом.
3. Раскрытие информации. Руководящий орган должен раскрывать относящуюся к делу информацию перед всеми заинтересованными сторонами (главным образом, перед членами пенсионного плана и бенефициарами, контролирующими органами и др.) в ясной, аккуратной и своевременной форме.
4. Возмещение ущерба. Членам пенсионного плана и бенефициарам должен быть предоставлен доступ к установленным законом механизмам возмещения ущерба, восстановления прав и исправления ошибок через по крайней мере регулирующие/наблюдательные органы власти или суды, которые обеспечат быстрое возмещение ущерба.
Таковы основные структуры и механизмы управления пенсионным фондом.
О.В. Хмыз,
кандидат экономических наук, доцент
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 4, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Автономный пенсионный фонд юридически отделен от спонсора плана или администратора, он управляется в интересах и от имени членов плана/фонда. В профессиональных и индивидуальных пенсионных планах члены плана/фонда обладают юридическим взаимовыгодным правом или некоторыми другими клаузулами договора в отношении активов, хранимых в автономном пенсионном фонде.
*(2) Индивидуальные пенсионные фонды исключены, поскольку член плана управляет активами самостоятельно и, в результате, функционирует как управляющий орган фонда. Конечно, индивидуалы могут инвестировать средства таких фондов в широкий круг финансовых продуктов, такие как банковские депозиты, схемы коллективного инвестирования, страховые проекты, которые приводят к результатам, превышающим проекты инвестирования в другие активы. Тем не менее управление этими финансовыми продуктами не является предметом пенсионного регулирования и наблюдения.
*(3) Однако в некоторых странах управляющий орган пенсионной организации должен передать функции управления фондом финансовому институту.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).