Электронная подпись для подмосковных фирм
Современные технологии позволяют бухгалтерам сдавать отчетность, не выходя из офиса, экономя время и нервы. Сотрудники бухгалтерских служб Европы давно уже используют это завоевание прогресса. В России сдача отчетности с использованием электронно-цифровой подписи пока проходит в экспериментальном режиме. Полигоном для отработки этой технологии стала Московская область.
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) позволяет защитить от взлома и искажений информацию, передаваемую по электронным каналам связи, например через интернет. Она кодирует файлы, и расшифровать их можно лишь при помощи специального ключа. Случаев взлома ЭЦП, по словам специалистов, еще не было. А получить ее уже в обозримом будущем смогут все желающие в специальных удостоверяющих центрах.
Правила, при выполнении которых ЭЦП признается аналогом обычной подписи на документах, устанавливает Закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронно-цифровой подписи". В соответствии с ним электронно-цифровые подписи должны выдавать специальные удостоверяющие центры. Для этого им нужно получить несколько лицензий (Закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). А какая организация обладает правом их выдавать, не ясно до сих пор.
Упорядочить деятельность удостоверяющих центров и разработать порядок использования ЭЦП в информационных системах органов госвласти должно было Минсвязи. Однако пока это ведомство поставленную задачу не решило. Только в 2005 году начались работы по созданию федерального удостоверяющего центра. В дальнейшем все центры будут объединены в единую информационную систему.
Все лицензии, кроме одной
Первый и пока единственный удостоверяющий центр создан в Подмосковье. У него есть все необходимые лицензии, в том числе и на криптозащиту. Кроме одной, которую пока не выдают никому. Правительство Московской области своим постановлением от 26 ноября 2004 года создало межведомственную комиссию. Ее задача - реализовать пилотный проект отработки технологии документооборота с электронно-цифровой подписью. После окончания эксперимента налоговые инспекции и Мособлстат будут готовы приступить к приему отчетов в электронном виде на всей территории Подмосковья.
Для реализации проекта в подмосковных городах и районах создаются Удаленные центры регистрации (УЦР) ЭЦП, объединяемые единым областным Удостоверяющим центром Московской области. УЦР уже созданы в Балашихинском, Домодедовском и Мытищинском районах. Бухгалтерам предприятий этих трех районов достаточно обратиться в Удаленные центры регистрации, чтобы получить необходимые консультации и понять, что нужно предпринять для получения ЭЦП.
Следует учесть, что электронно-цифровая подпись выдается уполномоченному лицу организации, а не самой организации. Поэтому руководитель фирмы должен издать приказ, дающий право конкретному человеку получить ЭЦП. В этом же приказе должна быть указана цель ее получения. У компании может быть не одна электронная подпись, а несколько - для разных нужд. Сколько и для чего, решают руководители. Тут никаких рекомендаций чиновники не дают.
Компании готовы, законов нет
Отметим, что это не первая попытка внедрить ЭЦП. Нынешний проект отличается от предыдущих тем, что теперь электронная подпись становится универсальной. Ее можно использовать для сдачи разных видов отчетности: статистической, налоговой и т.д. Это обстоятельство избавляет пользователей от необходимости приобретать и устанавливать несколько криптографических компьютерных программ - по числу видов отчетности.
Мособлстат также участвует в проекте. "В нескольких районах созданы Удаленные центры регистрации, и мы уже получили электронно-цифровые подписи, чтобы принимать от предприятий статистическую отчетность в электронно-цифровом виде, - рассказала заместитель руководителя Мособлстата Галина Гасанова. - Здесь, к сожалению, пока действует одно ограничение - мы будем принимать информацию с ЭЦП только по месячной и квартальной отчетности. Годовые отчеты с ЭЦП пока не принимаем, потому что данные за год сдаются в архив, а он пока не готов принимать на хранение отчеты в электронном виде". Причина - отсутствие нормативной базы. Законодатели еще не определили, как и в каких форматах эти сведения хранить. Если по налоговой отчетности постановление правительства об "одном окне" решило проблему, там архив уже обязан принимать информацию в электронном виде, то по статотчетности этот вопрос пока с повестки не снят.
Галина Гасанова обратила внимание на некоторые принципиальные моменты. Она отметила: "На данном этапе, при отсутствии порядка взаимодействия удостоверяющих центров, Московская область приняла абсолютно правильное решение: создать единый Удостоверяющий центр Московской области и всем ведомствам (статистической, налоговой службам и другим) договориться об использовании ЭЦП, выдаваемой этим центром организациям. При этом должностные лица предприятий, получившие ЭЦП, могут даже вести деловую переписку в электронном виде между собой. Я подчеркиваю, сегодня это самое разумное решение. Конечно, когда заработает Федеральный удостоверяющий центр и объединит все УЦ в единую систему, то необходимость использования единого Удостоверяющего центра Московской области исчезнет. Но до этого момента пройдет не один год".
Ведомствам выгодно, фирмам удобно
Пока большого потока желающих получить электронно-цифровую подпись не наблюдается. Главная проблема, по мнению Галины Гасановой, заключается в психологии людей. Прежде всего, за получение электронно-цифровой подписи нужно платить, и пока расценки достаточно высоки. Разумеется, для больших предприятий они несущественны - от 90 до 150 долларов может потратить практически любое из них. Вероятно, просто нужно время на то, чтобы люди осознали, что это удобно и необходимо. Другая причина медленного изменения отношения к ЭЦП - отсутствие возможности сдачи годовой отчетности в электронном виде. 90 процентов малых предприятий сдают отчетность раз в год. Поэтому пока получать ЭЦП им незачем. "Поэтому в районах, где проводится эксперимент, организаторы делают ставку на средние и крупные предприятия, которые отчитываются чаще, - поясняет Галина Гасанова. - У некоторых предприятий бывает ежемесячно не менее 20 форм отчетности. Им затраты на получение электронной подписи оправдать легче. Те же транспортные расходы вполне сравнимы с ее стоимостью".
Возможно, сдерживающим нюансом являются и определенные требования к компьютеру, на который устанавливается программа ЭЦП. Он должен обладать памятью не меньше 64 Мб и процессором не медленнее, чем Пентиум-2. Из операционных систем в качестве оптимального варианта разработчики пилотного проекта рекомендуют Windows 2000, однако можно использовать и Windows 98, но только ее полную, лицензионную версию.
Переход на сдачу отчетности с ЭЦП - дело добровольное. Фирма имеет право сдавать, например, статистическую отчетность и на бумаге или дискете. Но до сих пор бухгалтер обязан, сдавая отчетность на дискете или по электронной почте (без ЭЦП), представить в течение месяца бумажное подтверждение. Новый закон об электронно-цифровой подписи позволит снять это ограничение. ЭЦП при выполнении всех условий равносильна личной подписи на бумажном документе.
К апрелю, согласно постановлению об эксперименте по ЭЦП, участники эксперимента должны полностью отработать технологию документооборота. "Из Удаленных центров регистрации в районные, городские органы статистики Московской области к нам должен поступать перечень предприятий, получивших ЭЦП, - уточняет Галина Гасанова. - Предприятия, в свою очередь, должны направить нам письмо о своем желании сдавать отчетность с использованием ЭЦП. В ответ районные, городские органы статистики направят этим фирмам необходимую информацию для сдачи статистической отчетности с использованием ЭЦП - адрес почтового ящика, структуру имени отправляемого отчетного файла и т.д.".
"Это выгодно всем - и нам, и предприятиям, - утверждают в Мособлстате. - Мы получаем отчетность более оперативно, а бухгалтеры фирм экономят рабочее время. Компании смогут сэкономить и деньги. Во-первых, программные средства со встроенным контролем можно получить бесплатно. Они размещены на нашем сайте. Бухгалтер предприятия, пользуясь этим программным продуктом, может выявить неточности в своем отчете. Сейчас очень часто получается, что отчеты сдают с ошибками, и потом нашим сотрудникам приходится "висеть на телефоне", уточняя данные. Мы самостоятельно не можем исправить отчет, даже если видим, что допущена ошибка, так как там стоит подпись руководителя. А ведь за искажение данных предприятию грозят санкции, вплоть до штрафа. Предприятию выгодно сдать безупречный отчет, чтобы к нему не было никаких претензий".
Для эффективной работы новой системы сдачи отчетности необходимо, чтобы в каждом районе действовали Удаленные центры регистрации ЭЦП. "Если отработка этой технологии не выявит никаких проблем, а я надеюсь, что так и будет, то мы будем применять ее во всех районах Подмосковья, - подвела итог заместитель руководителя Мособлстата и уточнила: - Конечно, при наличии необходимой нормативной базы".
Е. Антонова
"Московский бухгалтер", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007