Что покупателю хорошо, то фирме штраф
С начала года законодатели существенно ужесточили правила взаимоотношений организаций с потребителями. У покупателей появились новые права, а у фирм - новые обязанности. В Москве контролеры уже активно штрафуют тех, кто эти обязанности не выполняет.
Незадолго до нового года президент подписал поправки к Закону "О защите прав потребителей" (Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ). Нововведения были опубликованы 29 декабря прошлого года в "Российской газете" и уже по истечении десяти дней после этого вступили в силу. Но в праздничной суете не все успели сообразить, что же изменилось начиная с 9 января.
"Мы занимаемся продажей женской одежды. В Москве у нас более десяти торговых точек, - рассказывает Ирина Матвеева, главный бухгалтер крупной московской компании. - К сожалению, претензии со стороны покупателей сейчас не редкость. Так что вопросу соблюдения прав потребителей у нас уделяют довольно большое внимание. Руководство даже организует периодические проверки сотрудников на знание "потребительских" прав.
Но в первый же день после новогодних праздников нас ожидал неприятный сюрприз. В один из наших магазинов пришли контролеры из торгинспекции и оштрафовали на 10 тысяч рублей. Говорят, ценники в условных единицах, а должны быть в рублях. Значит, мы нарушили статью 14.8 Кодекса об административных правонарушениях. При этом сослались проверяющие на закон от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ".
Действительно, по новым правилам цены на товары, работы и услуги теперь обязательно нужно указывать в рублях. Так что если в договоре либо на ценнике компания обозначит стоимость в валюте или в условных единицах, ее оштрафуют за отсутствие необходимой информации о товаре. Правда, правило о ценах "в рублях" действует только в отношении покупателей-граждан. Да и то лишь при условии, что они приобретают товар в личных нуждах, а не для предпринимательской деятельности. Если же покупателем является организация или предприниматель, то для них по-прежнему можно указывать цену в условных единицах.
Что мы едим?
Однако на этом нововведения в "потребительском" законе не заканчиваются. Изменения коснулись также продавцов и производителей продуктов питания. Если в продуктах есть плоды генной инженерии, об этом теперь обязательно нужно информировать покупателей. Таковы новые требования закона о защите прав потребителей. Кроме того, думцы решили, что сейчас на каждом съедобном товаре необходимо указывать его назначение, условия хранения, способы изготовления готовых блюд, дату и место изготовления, а также дату и место упаковки (расфасовки). За отсутствие такой информации сотрудники торгинспекции оштрафуют фирму по все той же статье 14.8 Кодекса об административных правонарушениях.
Импортеров к ответу!
Раньше к ответственности за нарушение прав потребителей привлекали только изготовителей (исполнителей) или продавцов. Но теперь достанется и импортерам товаров.
Напомним, что сейчас продавцы обязаны информировать покупателей о своем названии и адресе, а также о наименовании и адресе изготовителя (исполнителя) и учреждения, которое уполномочено принимать претензии от граждан.
Но с 30 марта 2005 года продавцы вдобавок к перечисленным реквизитам должны будут сообщать потребителю наименование и адрес импортера. Такая информация понадобится покупателю, если он решит подать на него в суд. А такое право у граждан теперь есть.
Поправки предусматривают, что если покупателю продали некачественный товар, импортер по его требованию должен бесплатно устранить недостатки или возместить расходы на их устранение. Клиент также вправе потребовать замены некачественного товара на другой - аналогичной марки, модели или артикула. А в том случае, если недостатки устранить нельзя, потребитель может потребовать возврата денег (ст. 18 закона о защите прав потребителей).
Если импортер не выполнит требования покупателя в срок, ему грозит неустойка в размере 1 процента от цены товара за каждый день просрочки. К тому же за нарушение прав потребителей его можно привлечь к административной или даже к уголовной ответственности.
В суде
До 9 января 2005 года потребители могли по своему выбору подавать в суд по своему месту жительства, по месту нахождения ответчика или по месту, где им был причинен вред. Сейчас их выбор стал еще богаче.
В обновленном законе закреплено, что потребители, ущемленные в своих правах, могут обратиться в суд не только по месту жительства, но и по месту нахождения. Это очень удобно для тех граждан, которые находятся в командировке или учатся вдали от дома. Также гражданин вправе обратиться в суд по месту заключения или исполнения договора. А если потребитель имеет претензии к филиалу или представительству организации, то он к тому же может предъявить иск по месту нахождения этого обособленного подразделения.
И еще одно очень важное нововведение. Закон в предыдущей редакции давал суду право взыскать с ответчика штраф в размере цены иска за то, что тот не исполнил требования гражданина добровольно. В новой версии закона размер штрафа уменьшен. Теперь он составляет всего 50 процентов от суммы, которую суд взыскал в пользу потребителя. Но вот только наложение штрафа сейчас не просто право, а обязанность суда.
Так что у фирм есть серьезный повод задуматься: может, лучше удовлетворить претензии покупателя сразу и не доводить дело до суда. Ведь если компания проиграет, сумма, которую требовал потребитель, для нее автоматически увеличится в полтора раза.
Когда продают заочно
Пожалуй, самим потребителям больше всего пользы будет от появления в законе новой статьи под номером 26.1. Она целиком посвящена особенностям так называемого "дистанционного способа продажи товаров".
Сейчас появилось очень много различных "магазинов на диване", "интернет-магазинов". Часто люди заказывают товары по каталогам, не видя их заранее. Все те случаи, когда у покупателя нет возможности увидеть товар или его образец до заключения договора, как раз и называются дистанционными способами продажи.
Многие боятся приобретать товары таким образом. Вдруг вещь только в каталоге или на экране компьютера выглядит привлекательной, а на самом деле вовсе не стоит тех денег, которые за нее просит продавец?
Но теперь покупателя так просто не проведешь. Статья 26.1 закона о защите прав потребителей обязывает фирму-продавца еще до заключения договора с клиентом предоставить ему информацию об основных потребительских свойствах товара, своем адресе, месте изготовления товара, полном фирменном наименовании продавца и изготовителя, о цене и об условиях приобретения товара. Также потребителю нужно сообщить сведения о доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке на товар, порядке его оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
При доставке товара всю необходимую информацию, полный перечень которой есть в статье 10 закона, продавцу следует обязательно передать покупателю. "Причем лучше взять с потребителя расписку, что он эти сведения получил: на случай, если вдруг возникнут претензии", - поясняет Анна Бершачевская, ведущий юрисконсульт аудиторской компании.
Кроме того, фирма должна сообщить покупателю о порядке и сроках возврата товара. Они указаны все в той же статье 26.1 закона. Потребитель вправе отказаться от покупки в любое время до его передачи, а после передачи - в течение семи дней.
Но стоит иметь в виду, что если информация о порядке и сроках возврата не была предоставлена клиенту в письменной форме в момент доставки, он вправе отказаться от покупки в течение трех месяцев с момента передачи товара.
При отказе потребителя от покупки продавец должен вернуть ему деньги, за исключением расходов на доставку возвращенного товара. Причем деньги нужно отдать не позднее чем через десять дней с момента получения требования о возврате.
Покупка в кредит
В последние пару лет в Москве все более популярной становится торговля в кредит. Сегодня таким способом продается почти все - от посуды до квартиры. Решив идти в ногу со временем, депутаты добавили в статью 25 "потребительского" закона новое положение. Если покупатель возвращает бракованный товар, который он купил в "долг", ему обязаны возместить деньги за предоставление кредита. Кроме того, придется отдать ту сумму, которую клиент уже заплатил в счет погашения кредита.
Напомним
Часть 1 статьи 14.8 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), а также об изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы. Штраф за такое нарушение для организаций составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Предпринимателей и должностных лиц за эти же "промашки" оштрафуют на сумму от 500 до 1000 рублей.
Дела по статье 14.8 ведут сотрудники торгинспекции. Сейчас торговые инспекции находятся в подчинении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Мнение
Маргарита Симонян, бухгалтер: "Я постоянно пользуюсь интернет-магазинами. Там значительно дешевле, да и удобно: можно не выходя из дома или офиса приобрести все, что душе угодно. Хотя бывали и неприятные моменты. Несколько раз присылали некачественный товар. А что делать в такой ситуации - непонятно. Теперь, судя по поправкам, всю информацию нам обязаны предоставить в письменном виде вместе с товаром.
Насчет ценников в условных единицах тоже считаю правильно. Во-первых, жутко неудобно все это переводить на рубли. Мы же, в конце концов, в России живем! Во-вторых, какой курс сделает магазин - совершенно непонятно. Бывают неоправданно завышенные цены из-за этих переводов. Считаю, что поправки в закон были необходимы".
Валентина Пирогова, главный бухгалтер торговой фирмы: "Наша компания около десяти лет на рынке. Мы торгуем элитной одеждой, исторически сложилось, что цены у нас в условных единицах. А из-за этих требований нам приходится ломать традиции. Хотя понятно, что наши клиентки ничего не имели против стоимости товара в иностранной валюте. Поскольку об изменениях говорили еще в том году, то мы все цены исправили в декабре".
Е. Макарова,
ведущий юрисконсульт
"Московский бухгалтер", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007