Каков порядок на основании действующего законодательства предоставления отпусков за свой счет?
В соответствии с нормами ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК) работникам предоставлено право ухода в отпуска без сохранения заработной платы.
При этом возможность предоставления таких отпусков зависит, прежде всего, от уважительности причин, в соответствии с которыми такие отпуска необходимы. В связи с тем, что в этих случаях вопрос о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы вправе решать работодатель, можно сделать вывод о том, что работодатель решает, признать ли уважительной причину, в соответствии с которой работнику отпуск необходим.
На основании ч. 1 ст. 128 ТК РФ продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется соглашением сторон. При этом возможность предоставления таких отпусков может быть прописана, например, в коллективных трудовых договорах.
В настоящее время многие коллективные договоры определяют, в каких случаях (по какой причине) работникам предоставляются отпуска без сохранения заработной платы, а также их продолжительность.
В том случае, если рассматриваемые вопросы нашли свое отражение в коллективном договоре, то есть работодатель выразил свое согласие с данным решением, то отпуск без сохранения заработной платы по приведенным в коллективном договоре причинам и не менее предусмотренной в нем же продолжительности по заявлению работника работодатель предоставить обязан.
При этом временной отрезок предоставления таких отпусков, связанных с определенными событиями (свадьба, похороны и др.), определяется временем наступления соответствующего события.
В других случаях время предоставления отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем.
В ряде законодательных актов прямо предусмотрено предоставление отпуска без сохранения заработной платы отдельным категориям работников:
1) государственному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года (ст. 18 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями));
2) муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17 Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями));
Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы и количество таких отпусков нормами ТК РФ не ограничено. Ограничения действуют, только когда они предусмотрены федеральными законами для определенных категорий работников, а в остальных случаях продолжительность отпусков без сохранения заработной платы и их количество определяются соглашением между работником и работодателем (если их продолжительность не определена коллективным договором).
При этом необходимо помнить, что время предоставленных отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более семи календарных дней не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
К другим случаям, когда работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по заявлению работника, относятся отпуска, предоставляемые:
1) женщинам - по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет (с выплатой пособия по государственному социальному страхованию);
Такой отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком на основании норм ст. 256 ТК;
2) лицам, осуществляющим уход за детьми в соответствии с нормами ст. 263 ТК;
3) работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - на время, необходимое для проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно на основании части третьей ст. 322 ТК;
4) совместителю - если по совмещаемой работе продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше продолжительности такого отпуска по основному месту работы, на недостающие до этой продолжительности дни в соответствии с ч. 2 ст. 286 ТК;
5) работникам, поступающим в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и успешно обучающимся в них, работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска установленной Кодексом продолжительности и при соблюдении предусмотренных Кодексом условий на основании ч. 2 ст. 173 и ч. 2 ст. 174 ТК РФ;
6) гражданам, удостоенным звания Героя Социалистического Труда или награжденным орденом Славы трех степеней (полным кавалерам ордена Трудовой Славы) предоставляются дополнительные отпуска без сохранения заработной платы сроком до трех недель в год в удобное для них время в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 N 7-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы";
7) зарегистрированным кандидатам со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов. Работодатель по заявлению работника-кандидата обязан освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. Денежная компенсация зарегистрированному кандидату за этот период производится избирательной комиссией за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Вид, порядок и размер компенсации устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральным законом, законом субъекта РФ (п. 1 ст. 35 Федерального закона от 19.09.1997 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации");
8) доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на указанный выше срок работодатель обязан предоставить неоплачиваемый отпуск по их просьбе (п. 6 ст. 35 указанного выше Закона).
При этом необходимо учитывать, что отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата избирательного объединения, избирательного блока для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке выборов, референдума влечет за собой административное наказание на основании статьи 5.7 КоАП РФ.
Предоставление отпуска без сохранения заработной платы в случаях, когда работодатель обязан это делать по заявлению работника, не лишает этого работника права обратиться к работодателю с просьбой о предоставлении дополнительных отпусков к установленным для него законом другим отпускам без сохранения заработной платы.
Предоставление отпуска без сохранения заработной платы оформляется письменным заявлением работника и приказом (распоряжением) работодателя, в котором следует указать причину, продолжительность, даты ухода работника в отпуск и последнего дня этого отпуска.
На практике нередки случаи, когда работодатели отправляют работников в так называемые "вынужденные" отпуска в связи с возникшими экономическими, организационными трудностями в деятельности организации.
Такие действия работодателей неправомерны. Отпуска без сохранения заработной платы в соответствии со ст. 128 ТК РФ предоставляются по просьбе работника, при этом вынужденные отпуска по инициативе работодателя трудовым законодательством не предусмотрены.
Если работники не по своей вине не могут выполнять обязанности, предусмотренные заключенными с ними трудовыми договорами, работодатель обязан оплатить время простоя в соответствии со ст. 157 ТК РФ.
Когда по настоянию работодателя (его представителей) работники подают заявления об отпуске без сохранения заработной платы на определенный или неопределенный период (что нередко практикуется), инициатива фактически принадлежит работодателю. И в этих случаях действует закон, не допускающий предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя.
Т.А. Савина,
советник налоговой службы 2 ранга
1 января 2005 г.
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502