Интервью с С.В. Степашиным, председателем Счетной палаты
Российской Федерации, Президентом Европейской организации
высших органов финансового контроля, Председателем Ассоциации
контрольно-счетных органов Российской Федерации
- Уважаемый Сергей Вадимович, является ли объектом внимания Счетной палаты отечественная собственность за рубежом?
- Да, и не далее как в январе этого года мы на Коллегии подвели итоги проверки организации ведения реестра и управления зарубежной федеральной собственностью. В материалах проверки отмечалось, что на конец 2003 г. в реестре федерального имущества было учтено лишь 3% находящейся за рубежом российской федеральной государственной собственности стоимостью 21 млн долл. США. Не учтены объекты недвижимости балансовой стоимостью 2,6 млрд долл., находящиеся в ведении МИД, Минобороны, бывшего МПС России, других министерств и ведомств. Мы указали на недостаточную работу по обеспечению эффективного использования российской собственности за рубежом, проводимую Межведомственной комиссией, которая координирует государственную политику в отношении активов Российской Федерации, вложенных в капиталы иностранных юридических лиц. В результате отсутствия должного контроля за этими активами значительная их часть - а это более 60 млн долл. - утрачена безвозвратно. Мы приняли решение проинформировать об этом Президента России, а Правительству рекомендовали принять меры по обеспечению эффективного управления недвижимым федеральным имуществом за рубежом и совершенствованию реестрового учета государственной собственности.
- Проводится ли анализ приватизации государственной собственности в России за прошедшее десятилетие? Будут ли Счетной палатой предложены законопроекты, затрагивающие результаты приватизации?
- Счетная палата провела такой анализ и в декабре 2004 г. собирается отчитаться перед депутатами Государственной Думы о проделанной работе.
Принимаясь за этот тяжелый труд, мы ставили перед собой две цели.
Во-первых, еще раз посмотреть, где были совершены грубейшие нарушения тогдашнего законодательства - пусть и несовершенного. И здесь речь идет не только, да и не столько об уголовных преследованиях. Это - сфера компетенции Генеральной прокуратуры. Главный вопрос - это нормативные акты, законы, указы, которые позволяли в общем-то легально приобретать государственную собственность за бесценок. Недаром зарубежные экономисты, в том числе Нобелевский лауреат Джозеф Штиглиц, отмечают, что из всех стран Восточной Европы Россия выбрала наиболее проблемный вариант проведения приватизации. Это сегодня признают и многие представители Гарварда.
Надо уметь признавать и исправлять ошибки прошлого. А то, что присвоение ограниченным кругом лиц важнейших объектов государственной собственности, прежде всего природных богатств страны, принадлежащих всему народу, и есть наиболее вопиющая ошибка прошедшей приватизации, ни у кого уже, по-моему, сомнений не вызывает. Ведь ни сам народ, ни государство не получили от этого процесса никакой ощутимой финансово-экономической отдачи.
Во-вторых, необходимо все-таки подвести определенную черту. Когда-то мы должны поставить точку в разговорах о приватизации. Не секрет, что у многих предприятий собственники поменялись по три-четыре раза, но нынешние владельцы - вполне добросовестные приобретатели. Надо дать им возможность нормально работать. Это очень важно не только для них, но и для инвесторов, в том числе иностранных, которые с нами работают: бизнес-сообщество должно окончательно убедиться в необратимости итогов приватизации. Государство же учтет выводы Счетной палаты, чтобы направить последующую приватизацию в полностью цивилизованное русло.
Таким образом, проведенный Счетной палатой анализ итогов приватизации минувшего десятилетия устремлен не только в прошлое, но и в будущее. Ведь практика российской приватизации - серьезнейший повод для внесения радикальных корректив в проведение последующего этапа приватизационных процессов, включая выстраивание подлинно цивилизованных отношений между бизнесом, обществом и государством. Тем более что предстоят крупнейшие сделки: земля, энергетика, железные дороги.
К слову скажу, что проделанная нами работа по-своему венчает и итоги первого десятилетия деятельности Счетной палаты, которое будет отмечаться в январе наступающего года.
- Есть ли необходимость в создании филиалов Счетной палаты в субъектах федерации, и если да, то как они будут взаимодействовать с местными контрольно-счетными палатами?
- Не думаю, что в этом есть какая-то необходимость. У нас достаточно механизмов для координации деятельности региональных контрольно-счетных органов. Главный из них - Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации, в которую, помимо Счетной палаты, входят контрольно-счетные органы 86 субъектов федерации и свыше 70 муниципальных контрольно-счетных органов. В рамках Ассоциации мы оказываем нашим коллегам в регионах помощь в разработке и внедрении унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов различных уровней, выработке единых стандартов и методик контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. На основе соглашений о сотрудничестве, заключенных с контрольно-счетными органами регионов, организуем обмен опытом и повышение квалификации сотрудников, проводим совместные контрольные мероприятия. Так что поле деятельности на региональном уровне у нас, как видите, достаточно широкое.
- Считаете ли Вы необходимым изменить порядок назначения Председателя Счетной палаты, сделав выборную систему схожей с американской или английской?
- Американская и английская системы назначения руководителя высшего органа государственного финансового контроля - это то, что можно смело пере носить на нашу российскую действительность, не боясь быть обвиненным в слепом подражании Западу. Вот почему наши предложения о порядке назначения Председателя и заместителя Председателя Счетной палаты были поддержаны депутатами Государственной Думы РФ. Суть этих предложений - ввести норму, согласно которой Президент РФ инициирует их назначение, представляя кандидатуры на утверждение соответствующей палаты Федерального Собрания.
Участие в этой процедуре главы государства, конечно же, подняло бы статус Счетной палаты. Кстати, предложения Счетной палаты по данному вопросу полностью соответствуют тому курсу, который проводит Президент по реформированию системы управления страной.
- Вас избрали Президентом Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАЙ). Что Вами сделано на этом посту?
- Главное - нас признали как страну, где есть полновесный, цивилизованный, независимый финансовый контроль. Теперь мы можем решать достаточно много проблем, связанных с обменом опытом, организацией международных конференций и встреч. Уже проведены совместные комплексные проверки, например, по экологическим проблемам Балтийского моря, Калининградской области. Это выход на совершенно иную форму взаимодействия и сотрудничества. Что касается финансового контроля, то Россия сегодня полностью, без каких- либо ограничений, интегрирована в европейское сообщество.
- За время Вашего руководства Счетной палатой что принципиально изменилось в ее работе?
- Боюсь, не мне об этом судить, со стороны все-таки виднее... Кстати, этим летом Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании проводило функциональный обзор деятельности Счетной палаты. Специалисты британского контрольного ведомства выработали для нас конкретные рекомендации по совершенствованию контроля за исполнением федерального бюджета, актуализации макроэкономического и финансового анализа, улучшению аналитического и методологического обеспечения нашей деятельности. Могу вас заверить, что выводы, которые сделали наши британские коллеги по результатам обзора, дают нам полное основание говорить, что по многим позициям мы выглядим со стороны очень неплохо. Выло, в частности, отмечено, что наша Счетная палата успешно внедряет новые виды контрольной деятельности. Здесь, конечно, имелось в виду, что мы уже три года занимаемся так называемым аудитом эффективности, т.е. оценкой результативности бюджетных расходов, распространенным на Западе. Вначале это не всем нравилось, многие просто не понимали, о чем идет речь. Но вот недавно и министр финансов Кудрин сказал, что Счетной палате надо переключаться на аудит эффективности и уходить от мелкотемья.
- Вы избраны главой попечительского совета театра "Et Cetera". Предпочитаете спектакли именно этого творческого коллектива, работающего под руководством Александра Калягина, или у Вас особое отношение к театру вообще?
- В любви к театру признался еще в юности, и любовь эта не проходит с годами. Театр - это множество тайн, и постигнуть их все не удастся никому. Но каждая новая постановка всегда открывает преданным волшебному искусству хоть одну маленькую тайну. А прикосновение к тайне всегда завораживает. Поэтому, как бы ни был загружен, стараюсь не пропускать ни одной интересной премьеры.
Александра Калягина, нашего замечательного актера и талантливого режиссера, знаю уже долгие годы. Помню, как начинался 10 лет назад его театр "Et Cetera", Театр живой, открытый, существующий вне каких-либо догматов и жестких идей. Театр развивающийся, меняющийся. Театр, всего себя отдающий зрителю. Театр, связанный с прошлым, но устремленный в будущее. И так далее, и тому подобное, одним словом - Et Cetera. Потому не задумываясь и принял предложение возглавить попечительский совет театра. Будем и дальше привлекать спонсоров для финансирования новых постановок, поддержки молодых, талантливых актеров. Ведь непростое время переживает сейчас российский театр. А друзьям нужно помогать...
- Благодарим Вас, Сергей Вадимович, за то, что нашли время ответить на наши вопросы.
"Законодательство", N 12, декабрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интервью с С.В. Степашиным, председателем Счетной палаты Российской Федерации, Президентом Европейской организации высших органов финансового контроля, Председателем Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации
Степашин Сергей Вадимович родился 2 марта 1952 г.
В 1973 . окончил Высшее политическое училище Министерства внутренних дел СССР, в 1981 г. - Военно-политическую академию, в 2002 г. - Финансовую академию при Правительстве РФ.
Доктор юридических наук (в 1994 г. защитил диссертацию по теме "Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации"), профессор, государственный советник юстиции РФ.
Воинское звание - генерал-полковник.
С 1990 по 1993 год - народный депутат РСФСР, Председатель Комитета Верховного Совета Российской Федерации по вопросам обороны и безопасности.
С 1993 по 1998 г. - на государственной службе: первый заместитель министра безопасности, директор Федеральной службы контрразведки, директор Федеральной службы безопасности, министр юстиции, министр внутренних дел России.
В 1999 г. - первый заместитель Председателя Правительства РФ - министр внутренних дел, Председатель Правительства РФ.
После избрания в декабре 1999 г. депутатом Государственной Думы РФ возглавлял Комиссию по борьбе с коррупцией.
19 апреля 2000 г. назначен Государственной Думой на должность Председателя Счетной палаты РФ.
Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени, орденом Мужества, медалями "За отличие в воинской службе" I и II степени, "За отличную службу по охране общественного порядка" и др.
Автор и соавтор ряда печатных работ.
Увлечения - книги, спорт, театр.
Женат. Имеет сына.
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 12