Госпошлину не возвращают
Фирмы, которым пришлось обращаться в арбитражный суд в начале этого года, неожиданно столкнулись с массой неприятностей. А начались они с, казалось бы, обычного действия - уплаты госпошлины.
Заплатили не туда
Искателям судебной справедливости проблемы с путаницей в КБК (о которых мы писали в прошлом номере) показались лишь верхушкой айсберга. По крайней мере сам факт введения новых КБК неожиданностью ни для кого не был.
Но для плательщиков госпошлины с нового года поменялись еще и получатели платежа. А об этом не знал практически никто. Вовремя проинформировать общественность ни суды, ни налоговые инспекции не поспешили...
Поэтому многие бухгалтеры, ничего не подозревая, перечислили пошлину за подачу искового заявления по старым реквизитам - в свою налоговую инспекцию. Результат оказался печальным: деньги с расчетных счетов ушли, а пошлина так и не оплачена. Ведь до законного получателя платежа, которым теперь является арбитражный суд, деньги так и не дошли.
"В середине января наша фирма подала иск в московский арбитражный суд. Хотели взыскать долг с арендатора, - рассказывает бухгалтер компании "Строй-Союз" Екатерина Филатова. - Заплатить госпошлину за подачу иска поручили мне. О том, что с нового года поменялись КБК для уплаты пошлин, я, конечно, знала. Чтобы уточнить, не изменились ли другие реквизиты, зашла на сайт Арбитражного суда г. Москвы. Там раньше всегда был образец заполненной платежки. Но, как назло, именно тогда, когда этот образец мне понадобился, на сайте его не оказалось.
Послали девочку-курьера в суд, посмотреть: может, там реквизиты для уплаты пошлины вывесили. Однако и в самом суде сведения об уплате пошлины куда-то подевались с информационных табличек. Ну я и решила: наверное, КБК обновляют. Взяла прошлогодний образец платежки, поменяла там КБК и пошла платить. Банк платежку принял, и юристы со спокойной душой отнесли документы в суд.
А через неделю из суда приходит определение: оставить заявление без движения. Дескать, неправильно указан получатель госпошлины и его реквизиты! Я захожу на сайт арбитражного суда, а там - новая платежка.
И что обидно: ведь повесили новую платежку только 25 января, хотя платить по новым реквизитам нужно было уже с начала года!"
Однако это только начало истории. Продолжение еще интересней. Чтобы все-таки получить право на судебную защиту, ошибшимся с реквизитами пришлось составлять платежки на уплату пошлины еще раз - уже на имя суда. А вот получится ли вернуть первоначально ушедшие не туда деньги, - еще вопрос.
Техническая накладка
Очередная проблема заключается именно в порядке возврата госпошлины. С нового года он тоже поменялся. Как вернуть излишне перечисленные платежи по пошлине, сказано в статье 333.40 Налогового кодекса.
Заявление на возврат с нового года теперь нужно подавать не в свою налоговую инспекцию, а в "налоговый орган по месту совершения действия". То есть - в инспекцию, к которой прикреплен суд.
В остальном процедура возвращения госпошлины аналогична правилам возврата обычной переплаты налогов (п. 7 ст. 333.40). Эти правила прописаны в главе 12 Налогового кодекса.
Казалось бы, все понятно. Пишем заявление и несем его в инспекцию, к которой прикреплен суд. К нему прикладываем решение или определение суда, которое подтверждает право фирмы на возврат (например, определение о прекращении производства по делу). А также - платежные поручения или квитанции с отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины. Теоретически этого достаточно, чтобы пошлину вернули.
Но на практике все оказалось не так. Как рассказывает юрист, участник налогового форума tahelp, в инспекции "по месту нахождения суда" дают обескураживающий ответ:
- Мы не являемся администратором судебных госпошлин. Судя по трем первым цифрам КБК, администратор пошлины - суд. Туда и обращайтесь.
- Но в Налоговом кодексе сказано: возвращает "налоговый орган по месту нахождения суда".
- У нас таких указаний не было. Даже если это действительно так, мы не знаем, как это сделать технически. Никаких инструкций по этому поводу пока нет.
- Но по Налоговому кодексу заявление должны принять вы!
- Нет, мы ничего не принимаем. Ждем разъяснений "свыше".
- Но нам нужно вернуть свои деньги!
- Ну куда вы торопитесь? Подождите. Скорее всего это какое-то недоразумение. Где-нибудь через месяц ситуация прояснится. Тогда и узнаем, кто должен возвращать...
Естественно, такая ситуация ни бухгалтеров, ни юристов не устраивает.
"Все равно буду добиваться, чтобы налоговая приняла заявление на возврат! - заявил один из участников форума yurclub.ru. - Если откажутся, пусть делают это в письменной форме с обоснованием причин. С этой бумажкой я пойду в суд!"
"Я попробую отнести заявление в свою инспекцию, - поделился Сергей Паршиков, юрист из Ижевска. - Все-таки деньги ушли к ним. Может, они и вернут? А если откажут, тогда пойду уже в налоговую по месту нахождения суда".
Как видите, ситуация сложилась неоднозначная. В Законе от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" действительно сказано: администратором судебной госпошлины является Высший Арбитражный Суд. Это значит, что принимать решение о возврате или зачете таких платежей по идее должен именно этот федеральный орган (ст. 6). Но как он будет это делать? Об этом в законе нет ни слова.
"Налоговые инспекции тоже не могут вернуть госпошлину, - объяснили нам в Управлении налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты госпошлины ФНС. - Дело в том, что деньги из бюджета возвращает казначейство. А оно не имеет права принять у инспекции документы на возврат. Ведь налоговая служба не уполномочена распределять бюджетные деньги, которые она не администрирует. Пока в законодательство не будут внесены соответствующие поправки, принимать заявления на возврат судебной госпошлины инспекции не будут", - резюмировали чиновники из ФНС.
"Расчет", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru